Цена: структура, виды и функции. Факторы и методы ценообразования

 

В условиях совершенной конкуренции фирмы быстро реагируют на изменение потребительского спроса. Если спрос на товар возрастает, фирмы начнут получать большую экономическую прибыль, что, несомненно, привлечет других производителей. Поэтому особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены.

В условиях рынка несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода, т. е. Чем более эластичен спрос, тем меньше возможность получения дополнительной прибыли.

 

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

 

На основе цен происходит установление всех основных пропорций в воспроизводственном процессе и осуществляется оборот общественного продукта между подразделениями общественного производства.

 

Роль цен в экономике выражается в следующих основных направлениях:

1. С помощью цен можно анализировать, планировать и регулировать важнейшие народнохозяйственные пропорции (спрос – предложение; производство предметов потребления – производство средств производства; фонд накопления – фонд потребления).

2. Цена является важнейшим экономическим рычагом.

3. Цена является важнейшим фактором внедрения НТП в народное хозяйство.

 

Функции цен:

¨ Учетная функция заключается в расчетах затрат на производство продукции и обоснование необходимого размера прибыли.

¨ Стимулирующая функция призвана содействовать установлению рациональных пропорций в народном хозяйстве.

¨ Распределительная функция заключается в том, что во всех случаях использования цен для стимулирования того или иного процесса происходит отклонение цены от стоимости.

¨ Регулирующая функция, благодаря которой осуществляется связь между производством и потреблением.

 

Факторы, оказывающие влияние на цену:

1. Первая группа факторов:

· Квалификация умелость работника.

· Техническая вооруженность производства.

· Организация производства и труда.

· Природный фактор (естественные условия труда).

 

2. Вторая группа факторов:

q Дифференциация общественной производительности труда.

q Фондовооруженность и фондоемкость продукции.

q Дифференциация потребительских свойств предметов труда.

 

3. Третья группа факторов:

Ø Соотношение спроса и предложения.

Ø Социальная значимость отдельных видов продукции.

Ø Экономическое стимулирование деятельности предприятия.

Классификация цен:

I. В зависимости от размеров покупки-продажи товаров:

ü Биржевые (оптовые).

ü Розничные.

 

II. В зависимости от влияния конкуренции:

ü Конкурентные.

ü Монопольные.

ü Регулируемые.

 

III. В зависимости от территории:

ü Национальные.

ü Мировые.

 

IV. Различные виды цен:

ü Трансфертные.

ü Прейскурантные.

ü Льготные.

ü Цены производства.

 

Основные варианты ценовой политики:

1. Система стандартных цен – цены устанавливаются на продолжительный период и изменяются только по техническим причинам.

2. Система переменных цен – изменение в уровне цен является прямой реакцией на поведение покупателей.

3. Система единых цен – цены одинаковы для всех категорий покупателей.

4. Система гибких цен – допускается возможность индивидуальной торговли с каждым покупателем.

5. Система престижных цен – ориентируется на покупателей, связывающих дороговизну товара с высокой общественной престижностью самой его покупки, а также с гарантией более высокого качества.

6. Система лидерных цен – фирма продает товары с заведомо заниженными ценами для максимального выделения своей продукции в сознании массового покупателя с целью стать лидером на данном сегменте рынка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: