Тема 10 Стимулирование сбыта как элемент комплекса коммуникаций – 4 ч.
Сущность стимулирования сбыта.
Разработка программы стимулирования сбыта.
Тестирование и оценка мероприятий по стимулированию сбыта.
Сущность стимулирования сбыта
Стимулирование сбыта как элемент комплекса коммуникаций представляет собой систему побудительных мер и приемов, предназначенных для усиления ответной реакции целевой аудитории на различные мероприятия, проводимые в рамках маркетинговой стратегии предприятия. В отличие от рекламы, стимулирование сбыта является средством кратковременного воздействия на рынок.
Стимулирование сбыта – это набор многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и/или усилить ответную реакцию рынка. К ним относятся: стимулирование потребителей (распространение образцов, купоны, предложения о возврате денег, упаковки, продаваемые по льготной цене, премии, конкурсы, зачетные талоны, демонстрации).
Вышеперечисленные инструменты стимулирующего воздействия:
-обладают привлекательностью и информативностью – притягивают внимание и обычно содержат информацию, вызывающую у потребителя интерес к товару;
- побуждают к совершенствованию покупки – содержат четкое предложение незамедлительно совершить сделку (не «Купите наш товар», а «Купите товар сейчас!»).
Стимулирование сбыта используется главным образом для достижения сильной и оперативной реакции покупателей, для эффективного представления товара и «оживления» снижающихся продаж. Стимулирование сбыта предполагает немедленное изменение поведения потребителей. Товар сразу приобретает в глазах потребителей решающее преимущество, что превращает потенциального покупателя в реального. Особую роль стимулирование сбыта играет в период внедрения на рынок нового товара. Недостатками стимулирования сбыта является невозможность постоянного применения, высокие затраты, а также его кратковременный эффект, из-за чего оно не пригодно для формирования устойчивого предпочтения потребителей и их приверженности товарам и предприятию.
Подготовка и проведение мероприятий по стимулированию сбыта включает:
-разработку программы стимулирования сбыта;
-тестирование и оценку мероприятий по стимулированию сбыта.
Разработка программы стимулирования сбыта.
Разработка программы связана с решением таких задач, как:
-установление целей стимулирования сбыта;
-выбор инструментов стимулирования сбыта;
-выявление круга участников;
-определение интенсивности мероприятий по стимулированию сбыта;
-выбор средств распространения информации о программе стимулирования сбыта;
-определение продолжительности стимулирования;
-выбор времени проведения мероприятий по стимулированию сбыта;
- разработка бюджета стимулирования сбыта.
Установление целей и стимулирования сбыта тесно связаны между собой. Инструменты стимулирования сбыта могут быть направлены:
-на персонал предприятия, занимающийся сбытом;
-торговых посредников;
-потребителей.
К мероприятиям по установлению целей и выбору инструментов стимулирования сбыта относят:
-стимулирование персонала (обучение, продвижение по службе, денежные премии, подарки, дополнительные отпуска, конкурсы профессионального мастерства, моральное поощрение сотрудников);
-стимулирование торговых посредников осуществляют в случае, когда их товары реализуются с помощью косвенного сбыта.
Конкретными методами стимулирования торговых посредников являются:
-скидки с цены в зависимости от объема, оборота, повторных покупок;
- предоставление бесплатных партий товаров;
- бесплатная апробация образцов;
- совместная реклама;
-реклама в местах реализации товаров;
-компенсация затрат на рекламу;
-торговые конкурсы.
В наибольшей степени мероприятия по стимулированию сбыта направлены:
- на конечных потребителей с целью поощрения более интенсивного потребления товаров;
- побуждения потенциальных покупателей к приобретению товаров, которыми они ранее не пользовались;
- «подталкивания» потребителей к покупке;
-поощрения постоянных покупателей;
-снижения временных колебаний спроса;
-привлечения новых покупателей.
Для достижения поставленных целей применяются разнообразные инструменты, которые можно объединить в несколько групп: скидки с цены, предоставление образцов, премии, зачетные талоны, купоны, экспозиции в местах продажи, презентации, свободное испытание и проверка товара, предложение покупателю экономии за счет льготной цены упаковки, использование упаковки, гарантия возврата денег и др.