Тема № 10. Внебюджетные фонды

 

1. Сущность и необходимость внебюджетных фондов.

2. Классификация внебюджетных фондов.

3. Сущность и назначение Пенсионного фонда РФ.

4. Сущность и назначение фонда Социального страхования РФ.

5. Сущность и назначение фондов Медицинского страхования РФ.

6. Сущность и назначение социальных и экономических внебюджетных фондов.

 

-1-

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое значение.

Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения.

В современных условиях наряду с бюджетом внебюджетные фонды играют важную роль и это, объясняется рядом причин:

1. у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;

2. будучи автономными от бюджет, эти фонды предназначены для решения важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства;

3. внебюджетные фонды при определенных условиях могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредитования.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1. выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

2. формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в название фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются:

· Специальные налоги и сборы,

· Средства из бюджета и займы,

Основной метод – специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов.

Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства.

Положительное сальдо внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов определяет сложные многоступенчатые связи, возникающие между:

1. самими внебюджетными фондами;

2. внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы.

Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от других финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использованиями ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно взаимодействует с разными финансовыми звеньями, т. е. денежные средства движутся в разных направлениях между ними.

В финансовой системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды были образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.).

Главная причина возникновения внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:

1. обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики(фонды НИОКР, экологические и др.);

2. расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат.

Доходы внебюджетных фондов складываются из:

· специальных целевых налогов и сборов, установленных государством для соответствующего фонда;

· отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;

· бюджетные средства;

· прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· банковских кредитов.

 

- 2 -

 

По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две большие группы:

1. социальные;

2. экономические.

В зависимости от правового статуса различают:

1. федеральные – находящиеся в собственности федеральной власти;

2. региональные – создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления.

 

- 3 –

Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее - ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он введен в действие с 1 января 1992 года Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)
(утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1)
(с изменениями от 24 декабря 1993 г., 5 мая 1997 г.).

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением.

ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

1. целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

2. организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3. капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

4. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

5. организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

6. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

7. участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

8. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

9. проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

10. разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

С 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, уплачиваются в составе единого социального налога.

С 1 января 2002 года введены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Средства ПФР формируются за счет:

1. страховых взносов работодателей;

2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

3. страховых взносов иных категорий работающих граждан;

4. ассигнований из бюджетов субъектов РФ;

5. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

6. добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

7. доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР направляются на:

1. выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

2. выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

3. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4. финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

5. осуществление приема документов и выдачу сертификата «О материнском капитале»;

6. другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Руководство пенсионным фондом осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав правления ПФР входят:

1. председатель;

2. первый заместитель;

3. заместители председателя правления;

4. исполнительный директор ПФР;

5. управляющие двенадцатью отделениями ПФР.

В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление ПФР:

1. несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

2. определяет перспективные и текущие задачи ПФР;

3. утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

4. назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

5. утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

6. издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;

7. решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.

Для осуществления контроля, за деятельностью исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов существует ревизионная комиссия ПФР.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Местонахождение ПФР - город Москва.

 

 

- 4 –

 

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии:

1. с Конституцией Российской Федерации;

2. с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. № 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (с изменениями от 28 сентября 1993 г., 5 августа 1995 г.);

3. с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. N 101) (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г., 2 августа 2005 г.).

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

1. региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

2. центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

3. филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется председателем. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Местонахождение Фонда - г. Москва.

Основными задачами Фонда являются:

1. обеспечение гарантированных государством пособий;

2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3. осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

4. разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

6. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

1. страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

3. страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

4. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

5. добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

6. ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

7. прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

1. выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2. оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

3. частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

4. частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

5. частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

6. оплату проезда к месту лечения и обратно;

7. создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

8. обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

9. финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

10. проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

11. осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

12. участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

С 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ, входят в состав единого социального налога и уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ

Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

 

- 5 –

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее именуется - ФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

ФОМС осуществляет свою деятельность в соответствии:

1. c Конституцией Российской Федерации,;

2. с Федеральным законом РФ от 28. 06 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской федерации»;

3. Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857)(с изменениями от 16 декабря 2004 г., 30 декабря 2006 г.)

ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансовo - кредитным учреждением.

ФОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Местонахождение ФОМС - город Москва

Основными задачами ФОМС являются:

1) финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) аккумулирование финансовых средств ФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач ФОМС:

1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

3) осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств ФОМС;

4) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

5) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

6) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

7) осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

8) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

9) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

10) осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

11) организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

12) изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

13) обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

14) участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

15) ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении;

16) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

5) нормированного страхового запаса Федерального фонда;

6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в настоящем уставе.

ФОМС вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение ФОМС, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.

Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором.

Правление возглавляет председатель. Председатель правления имеет одного заместителя. Председатель правления и его заместитель избираются правлением Федерального фонда. В состав правления входит по должности директор Федерального фонда.

В состав правления могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.

Федеральные органы законодательной и исполнительной власти и общественные объединения до истечения срока полномочий правления вправе внести в Правительство Российской Федерации предложения о замене кандидатур, ранее внесенных и утвержденных Правительством Российской Федерации в качестве членов правления.

Директор и первый заместитель директора ФОМС назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 координация деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.

 

Территориальный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, создаваемым для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. N 4553-1 и законом Закон Омской области от 24 июня 1996г. N 62-ОЗ "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Омской области" (с изменениями от 6 июня 2002 г., 27 июля 2004 г., 9 марта 2005 г.)

Территориальный фонд в своей деятельности подотчетен Законодательному Собранию Омской области, Губернатору Омской области, Правительству Омской области и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.

Основными задачами территориального фонда являются:

- обеспечение реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на территории Омской области;

- обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования населения Омской области;

- достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории Омской области.

Территориальный фонд выполняет следующие функции:

1) аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование населения Омской области;

2) осуществляет регистрацию страхователей при обязательном медицинском страховании работающего и неработающего населения, организует банк данных страхователей неработающего населения;

3) осуществляет контроль за своевременным, полным перечислением и поступлением в территориальный фонд страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном федеральным законодательством;

4) осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования и договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи застрахованным, по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

5) осуществляет контроль за рациональным (целевым) использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование;

6) осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

7) осуществляет выравнивание условий обязательного медицинского страхования на территории Омской области;

8) предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховым медицинским организациям при обоснованной нехватке у них финансовых средств в пределах утвержденного бюджета территориального фонда;

9) участвует в согласовании тарифов на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;

10) вносит предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

11) участвует в разработке и согласовании проектов нормативно-правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

12) изучает и обобщает практику применения нормативных актов по вопросам обязательного медицинского страхования на территории Омской области и разрабатывает предложения по их совершенствованию;

13) дает разъяснения и рекомендации по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда;

14) осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования Омской области; представляет Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Законодательному Собранию и Правительству Омской области указанную и другую информацию в пределах своей компетенции;

15) взаимодействует с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации;

16) накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

17) осуществляет проведение обязательного медицинского страхования населения Омской области;

18) осуществляет финансирование страховой медицинской организации на осуществление мероприятий по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

19) осуществляет иные мероприятия по организации обязательного медицинского страхования граждан.

Проект закона Омской области о бюджете территориального фонда разрабатывается исполнительной дирекцией территориального фонда, согласовывается с органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, финансовым органом исполнительной власти Омской области и направляется на рассмотрение в Правительство Омской области.

Проект закона Омской области о бюджете территориального фонда вносится Губернатором Омской области на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области одновременно с внесением проекта закона Омской области о бюджете на очередной финансовый год и утверждается одновременно с принятием закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Финансовые средства территориального фонда образуются за счет:

а) части единого социального налога, части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по ставкам, установленным законодательством;

б) субвенций, выделяемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание условий реализации программ обязательного медицинского страхования;

в) средств, перечисляемых на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

г) средств, взыскиваемых с плательщиков страховых взносов в порядке применения к ним финансовых санкций;

д) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических лиц в результате предъявления им регрессных требований;

е) доходов от использования временно свободных средств и нормируемого резервного фонда территориального фонда;

ж) добровольных взносов физических и юридических лиц;

з) иных доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Средства территориального фонда расходуются на:

а) оплату медицинской помощи и иных услуг, оказываемых застрахованным гражданам учреждениями здравоохранения;

б) формирование нормируемого страхового запаса территориального фонда;

в) формирование резерва финансирования предупредительных мероприятий территориального фонда;

г) формирование финансовых фондов и резервов страховых медицинских организаций в пределах установленных нормативов;

д) финансирование текущего содержания территориального фонда;

е) финансирование страховых медицинских организаций на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию;

ж) иные цели, связанные с обеспечением деятельности территориального фонда и развитием системы обязательного медицинского страхования на территории Омской области в соответствии с решением Правления территориального фонда.

Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется Правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.

Правление территориального фонда избирает из своего состава председателя и заместителя председателя Правления.

Руководство текущей деятельностью территориального фонда осуществляет исполнительный директор территориального фонда.

Исполнительный директор территориального фонда назначается на должность Правительством Омской области по согласованию с Правлением территориального фонда;

Контроль за расходованием средств территориального фонда осуществляют Законодательное Собрание, Губернатор Омской области и Правительство Омской области.

Текущий контроль за исполнением бюджета территориального фонда обеспечивает образуемая Законодательным Собранием Контрольно-счетная палата.

 

 

- 6 –

В соответствии с Законом РФ от 15.04.1993г. № 4807-1 «О б основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти в составе РФ, городов Москвы и Сан-Петербурга, органов местного самоуправления» законодательные органы власти Субъектов РФ и местного самоуправления вправе принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов.

Целевые внебюджетные фонды делятся на социальные и экономические, в зависимости от цели создания.

Отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР – это экономические внебюджетные фонды, к ним относят:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: