Неопределённость – это ситуация, неподдающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. Если вероятность ожидаемого события известна, оно может развиваться и наступить различными способами, т.е. имеет место неопределённость.
Неопределённость может возникать во всех сферах внедрения инноваций: технологической, политической, культурной и информационной. Но мы остановимся на рассмотрении технологической неопределённости.
Технологическая неопределённость является результатом непредсказуемости технологической эволюции и сложной динамики, на основе которых отбираются технические стандарты и доминирующий дизайн. Ретроспективно они всегда составляют 20/20, но заранее трудно предсказать, как будут эволюционировать технологии и отрасли, в которых они реализуются. Например, в начале 2004 г. было трудно предсказать, какие новые применения беспроводных коммуникаций станут ведущими 2004-2006 гг. или как будет развиваться индустрия музыкальной звукозаписи в ответ на появление «МР3».
Технологическая неопределённость представляет собой самую большую опасность для проведения гибкой политики организации. Обычно этот тип неопределённости возникает тогда, когда руководители не представляют в деталях технологию проведения изменений. Выделяют внешнюю и внутреннюю среду неопределённости.
№2: Внутренняя и внешняя среда
Все организации являются открытыми системами, т.е. они испытывают влияние внешней среды. Эффективный менеджер должен держать в центре внимания внутренние переменные организации и оценивать состояние внешней среды.
Внутренняя среда
Основными внутренними переменами организации являются:
ü Цели (это желаемый результат, который стремится достигнуть человек или организация. В ходе управление руководство разрабатывает цели и сообщает их исполнителям. Цели являются мощным мобилизующим фактором. У каждой организации есть множество целей. Например на предприятиях торговли в качестве целей могут возникать:
- увеличение уровня товарооборота;
- увеличение каналов сбыта продукции;
- увеличение доли на рынке;
- повышение имиджа предприятия и т.д.);
ü Структура (основывается на делегировании полномочий, т.е. работа закрепляется за теми работниками, которые могут лучше выполнить эту работу с точки зрения организации как целого);
ü Задачи (это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задача предписывается не работнику, а его должности. Предполагается, что если все задачи организации будут выполнятся определённым способом в установленные сроки, то деятельность организации будет успешной);
ü Технология (это средство преобразования входов, будь то люди, информация или материалы, в исходящие результаты);
ü Люди (различаются своими способностями. Организации всегда пытаются воспользоваться различными способностями при решении вопроса, какую должность и какую работу будет выполнять конкретный работник. В этом и заключается использование выгоды от специализации).
Внешняя среда
На предприятие влияет так же внешняя среда. Различают факторы прямого воздействия и косвенного воздействия внешней среды. К факторам прямого воздействия относят: закон, поставщиков, конкурентов, потребителей и профсоюзы. К факторам внутренней среды относя: состояние экономики, научно – технический прогресс, политику, социально – культурный фактор, а так же международный фактор. Руководитель предприятия не в силах изменить внешнюю среду. Следовательно, он должен изучать её и приспосабливаться к ней. При этом следует использовать выгоды для организации из внешней среды и отводить угрозы от организации, которые могут от неё исходить.
Внешняя среда имеет следующие характеристики:
ü Сложность среды, так как она характеризуется большим числом факторов, на которые организация должна реагировать;
ü Подвижность среды – это скорость, с которой происходит изменения в окружающей организации в среде;
ü Неопределённость внешней среды предполагает, что если информации мало или есть сомнения в её точности, то среда становиться более неопределённой, что затрудняет работу организации.
Характеристика внешней среды организации и её основные элементы: в настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, что бы выжить и сохранить эффективность.
Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:
ü Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого – либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
ü Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а так же уровень вариативности каждого фактора;
ü Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, что бы принимать эффективные решения;
ü Неопределённость внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят: поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителе и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на неё функционировании. Речь идёт о таких факторах, как состояние экономики, научно – технический прогресс, социально – культурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации событии в других странах.
Страхование Предпосылки страхования
Главными предпосылками страхования являются:
ü наличие рискового сообщества;
ü осуществление страховой выплаты только при условии наступления страхового случая;
ü страхование только определённых рисков, ущерб от наступления которых подлежит денежной оценке.[1.стр 16]
№4: Функции страхования
Функции страхования можно рассматривать на микро экономическом и макроэкономическом уровнях. Виды страхования (см рисунок 1 в приложении).
На микроэкономическом уровне это функции:
ü рисковая;
ü сберегательно-накопительная;
ü облегчения финансирования;
ü предусмотрительная;
ü возможность концентрации внимания на нестрахуемых рисках.
На макроэкономическом уровне выделяют следующие функции страхования:
ü обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;
ü освобождение государства от дополнительных расходов;
ü стимулирования научно – технического прогресса;
ü защита интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской ответственности;
ü концентрация инвестиционных ресурсов и стимулирования экономического роста.