Физиологическая характеристика ловкости и гибкости

Ловкость (Л) — способность овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и быстро перестраивать двигательную дея­тельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Измерителями ловкости являются: координационная сложность дви­жения; точность его выполнения (точность пространственных, временных, силовых характеристик движения); высокая экономичность движений (КПД);

время выполнения движений (время, необходимое для овладения движением, или время от момента изменения обстановки до ответного движения).

Физиологическими и психологическими основами ловкости являются:

запас двигательных навыков (двигательный опыт, двигательные условные рефлексы); быстрота и точность сложных двигательных реакций; совершенствование функций двигательного анализатора (точность ощущений и вос­приятие собственных движений); психологическая особенность ловкости -полноценное восприятие собственных движений и окружающей обстановки (быстрота и точность сложных двигательных реакций).

Основами развития ловкости являются следующие процессы: овладение новыми движениями, что позволяет увеличить запас двигательных навы­ков; повышение координационной сложности осваиваемых движений с уче­том точности, согласования движений, реакции на изменение двигательной обстановки в процессе ОФП и СФП; тренировка быстрой и полной восста­навливаемости; тренировка чувства пространства (дифференцировочное тор­можение), чувства времени. При обучении ребенка следует идти от хаотич­ных, диффузных движений к точным, целенаправленным.

Гибкость (Г) — способность выполнять движения с максимальной амплитудой движений (это измеритель гибкости).

Существует два вида гибкости: активная и пассивная (АГ и ПГ). АГ проявляется в амплитуде движений за счет мышц, обеспечивающих движения в суставе (например, "ласточка"), ПГ - в повышении амплитуды движе­ний за счет внешних сил.

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок; снижения возбудимости растягиваемых мышц; внешней температуры воздуха; возраста; суточ­ной периодики. Гибкость отрицательно коррелирует с силой.

Для развития гибкости используются две группы упражнений. Активные выполняются за счет сокращения мышц (сюда включаются простые движения: наклоны вперед, выпрямление, пружинистые движения, ма­ховые движения). Пассивные движения - это самозахват с внешней помо­щью, статические упражнения.

В последние годы разработана система стретчинг, обеспечивающая целенаправленное повышение потенциала гибкости.

7. Физиологические механизмы и методы тренировки выносливости

Виды и измерение выносливости. Выносливость (В) - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эф­фективности.

Выносливость, работоспособность и способность противодейст­вовать утомлению - очень сходные понятия. Выделяют четыре типа утомле­ния (У), соответственно и выносливости: умственное, сенсорное, эмоцио­нальное, физическое.

Физическое утомление соответственно разделяют на: локальное, при котором в работе занято менее 1/3 мышц, региональное (в работе занято от 1/3 до 2/3 мышц) и глобальное, когда в работе участвуют более 2/3 мышц. В соответствии с этим выделяют и типы выносливости:

- локальная (мышечная) выносливость характеризуется устойчивым состоянием работоспособности нервно-мышечного аппарата, поздним развитием охранительного торможения в нервных центрах;

- выносливость к глобальной работе чаще называется термином "общая выносливость". Ее отражает совокупность функциональных свойств организма, которые обусловлены неспецифической, так называемой вегетативной, составляющей, главным компонентом которой являются аэроб­ные возможности организма.

Выделяют такие виды выносливости, как статическая, силовая, скоро­стная, скоростно-силовая (выносливость соответственно к статической, сило­вой, спринтерской, ациклической деятельности).

Выносливость специфична. Роль генетических факторов в развитии вынос­ливости составляет 80-85% и средовых факторов - 20-25%.

Существуют педагогические и физиологические средства измерения выносливости. К педагогическим средствам относится измерение времени (t) при заданной скорости (V) или мощности (W) выполняемой работы до предела; измерение времени (t) при стандартной длине (S) дистанции. Понятие о физиологических средствах можно составить, рассмотрев механизмы разви­тия выносливости.

Физиологические механизмы развития выносливости. Выделяют три основных физиологических механизма развития выносливости: биоэнергетические механизмы (аэробная и анаэробная производительность, или вы­носливость); механизмы совершенствования "функциональной устойчиво­сти" деятельности различных систем организма, позволяющие продолжать работу при прогрессирующих сдвигах в гомеостазе и нарастающем утомле­нии (большое значение имеет устойчивость к гипоксии); механизм развития функциональной экономизации (уменьшение энерготрат на единицу работы) и повышения эффективности деятельности всего организма (уменьшение сдвигов функций на равную работу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: