Экономические взгляды на природу стоимости

Трудовая теория стоимости. Ее сторонники считают, что общим и равным во всех обменивающихся товарах является то, что они есть воплощение общественного труда, затраченного на их производство, который и делает их количественно соизмеримыми. "Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23,с.46.)

Стоимость - то свойственное всем товарам общественное содержание, которое позволяет приравнивать товары друг к другу. Как потребительные стоимости товара качественно раз­личны, так как удовлетворяют различные потребности людей.

Общественный труд, воплощенный в товаре, выступает как стоимость товара.

В условиях товарного производства потребительная стоимость является носительницей стоимости. Существование стоимости вне потребительной стоимости невозможно. Ненужная вещь, сколько бы не было затрачено на нее труда, никакой стоимости иметь не будет, т.к. труд, затраченный на ее производство, оказался не признанным обществом. Меновая стоимость - это форма, в которой стоимость проявляется на рынке, т.е. форма выражения стоимости товара.

 

Таким образом, товар имеет двойственную природу: он представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости. Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, воплощенного в товаре.

Труд, затрачиваемый в определенной форме, называется конкретный труд. Конкретный труд создает потребительную стоимость товара (например, в костюме воплощен труд портного).

При обмене самые разнообразные товары, созданные конкретными видами конкретного труда, сравниваются между собой и приравниваются друг к другу. Следовательно, за различными конкретными видами труда скрывается нечто общее, присущее всякому труду. Труд товаропроизводителей, выступающий как затрата человеческой рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы, есть абстрактный труд.

Абстрактный труд создает стоимость товара, (например, расходование мускулов, нервов). Абстрактный и конкретный труд - это две стороны труда, воплощенного в товаре.

 

Величина стоимости товара определяется рабочим време­нем. Чем больше времени необходимо для производства данного товара, тем выше его стоимость. Однако различные товаропроизводители затрачивают на изготовление одного и того же товара разное количество труда. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем, а общественно необходимым рабочим временем.

Общественно-необходимое время - это то время, которое требуется для изготовления какого-либо товара при общественно нормальных условиях производства, т.е. при среднем уровне техники, средней умелости л интенсивности труда. Оно определяется условиями производства, при которых создается наибольшая масса товаров данного вида. Например, если подавляющая масса туфель, доставляемых на рынок, производится с затратой 10 часов труда на каждою пару, то это и будет общественно необходимым рабочим временем, определяющим общественную, или рыночную, стоимость данного вида товара.

В производстве товаров участвуют работники различной квалификации. И чем сложнее труд, тем больше времени и труда требуется на предварительную подготовку работника, на овладение им специальностью.

Поэтому для того, чтобы сравнить час труда работников разной ква­лификации, необходимо свести всякий труд, как бы сложен он ни был, к простому труду.

Простой труд - такой труд, который требует от работника минималь­ной (при данном уровне развития производства) предварительной подготовки. Труд, требующий специальной подготовки, является сложным, или квалифицированным, трудом. Всякий сложный труд представляет со­бой умноженный или возведенный в степень простой труд.

Но К. Маркс не дает характеристики того, чем определяются эти коэффициенты, которые сводят сложный труд к простому. Ана­лизируя категорию абстрактного труда, трудовая теория также не поясняет: в какой мере за 1 час кузнец, столяр и т.п. "расходуют" свои мускулы, нервы. Кто должен уметь все это сосчитать и соизмерить? По Марксу все это делает "общественный процесс", который устанавливает обменные пропорции на рынке. Сегодня, впрочем, так и rоворят: рынок устанавливает цены, но из того факта, что рынок сам устанавливает цены, никак не вытекает, что он делает это по теории Маркса.

 

Трудовая теория стоимости выдвигает закон стоимости. Закон стоимости - это экономический закон товарного производства.

 

Закон стоимости: товары производятся и обмениваются в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их изготовление.

 

Трудовую теорию стоимости начали разрабатывать пред­ставители классической школы политической экономии. У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, а логически ее завершил К.Маркс.

 

Теория издержек производства. Сторонники (Н.Сениор, Лж. Милль, Дж. Мак.Куллох).

Основой стоимости являются издержки производства (расход капитальных благ, заработная плата плюс обычная прибыль). Цены на товары поясняются ценами на элементы затрат.

 

Теория трех факторов производства. Ее стороники Ж.-Б. Сэй, Ф.Бастиа. Стоимость формируется в производстве в результате затрат факторов производства -земли, капитала, труда, которые равноправно принимают в нем участие. Каждый из этих факторов создает свою часть стоимости: труд – заработную плату, капитал - процент, земля - ренту.

 

Теории трудовой стоимости, издержек производства, факторов производства относятся к затратным концепциям теории стоимости.

 

Мировая экономическая наука знает и другие теории стоимости. "Экономическая наука интересна тем, что рождение в ней какой-либо концепции немедленно вызывает появление противополож­ной точки зрения" Кнут Виксель (1851-1926, шведский экономист).

 

Теория предельной полезности. Люди ценят различные товары и услуги вовсе не потому, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти товары и услуги имеют полезность. Человеческие потребности - вот исходный пункт, с которого начинают исследование ка­тегории "стоимость" сторонники данного направления в экономической науке. Его представители: австрийская школа - Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений Бем-Баверк, лозанская школа - Леон Вальрас, Вильфредо Парето, английская (или, кембриджская) - Альфред Маршалл, Артур Пигу.

Ценность - это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага имеет меньшую ценность.

Потребительский спрос на товары придает им рыночную стоимость. Эта стоимость определяет стоимость тех производственных ресурсов, которые используются для производства потребительских товаров.

Таким образом, если сторонники трудовой теории стоимости считают, что стоимость формируется в производстве, и только труд создает стоимость, то сторонники теории предельной полезности считают, что только потребительная стоимость на рынке формирует стоимость товара, а, следовательно, стоимость - это категория обмена.

В создании стоимости товара принимают участие три фактора производства - земля, труд и капитал, а не только труд.

В той идее, что потребительная стоимость формирует стоимость товара, которая, в свою очередь, наделяет стоимостью фак­торы производства, заключается теория вменения. Стоимость вменяется факторам производства, потому что они нужны для создания потребитель­ной стоимости, в которой нуждается человек.

Вменение происходит на основе альтернативных издержек. Издержки производства данного продукта зависят от альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать для того, чтобы производить этот продукт. Но только в условиях конкуренции издержки отра­жают стоимость альтернативного использования ресурсов (при этом наилучшего из возможных). Например, приходит к менеджеру работник и говорит, что в другой фирме ему предлагают большую зарплату. И если менеджер решает, что ему целесообразно сохранить работника, то он предложит ему столько же (или даже больше) и таким образом оплатит альтернативные затраты использования этого работника.

Сторонники этой школы выделяют два вида полезности (т.е. того, что делает вещь потребительной стоимостью):

1. Абстрактная полезность, т.е. способность товара удовлетворять пот­ребность людей;

2. Конкретная полезность, т.е. способность товара удовлетворить пот­ребность человека, т.е. она означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого товара (отсюда это направление в экономичес­кой теории получило название субъективной школы).

Конкретная полезность зависит от двух факторов:

· От имеющегося запаса этого товара, т.е. редкости данного товара.

· От степени насыщения потребности в товаре (или степени интенсив­ности потребности).

Иллюстрируя проблему предельной полезности, Бем-Баверк приводит пример поселенца, живущего в лесу. У этого поселенца, всего пять мешков зерна: первый мешок ему необходим для того, чтобы про­кормиться, второй - для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы в целях обеспечения мясной пищей, четвертый - для изготов­ления водки, пятый - для забавы (кормления попугая). Бем-Баверк делает вывод, что стоимость хлеба будет определяться предельной полезностью, которую имеет пятый мешок, удовлетворяющий наименее важ­ную потребность, таким образом, предельная полезность - это полез­ность последней единицы каждого блага, т.е. единицы, которая удовлет­воряет наименее настоятельную потребность.

«Величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности (или частичной потребности), которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых все наличным запасом материальных благ данного рода... Ценность вещи измеряется величиною предельной пользы этой вещи. Это положение является центральным пунктом нашей теории ценности. Все дальнейшее связывается с ним и выводится из него". (Е.Бем-Баверк. Основы теории ценности хозяйственных благ. Австрийская школе в полити­ческой экономии. М. 1992, с. 278,279).

Таким образом, меновая стоимость определяется пре­дельной полезностью, которая и будет субъективной оценкой каждого товара человеком.

Неоклассическая теория. Значительный вклад на развитие теории стоимости оказал английский экономист конца ХІХ - начала XX века Альфред Маршалл. Его большая заслуга состоит в том, что он не стал разрушать сделанного ранее. Благодаря ему неокласси­ческая наука обрела признаки современной науки. Понимая это, Маршалл предложил называть новую экономическую науку иначе, чем прежде - вместо "политическая экономия"- "экономика" (economics).

Если сторонники трудовой теории стоимости видели источник стоимости в труде, если сторонники теории предельной по­лезности видели источник стоимости в категории предельной полезности (т.е. они шли по принципу монизма - единый источник ана­лизируемой категории, будь то стоимость, цена, доходы общества и т.д.), то Маршалл решил отказаться от принципа монизма: одно без другого не работает, нужны оба начала совместно. "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхней или нижнее лезвие ножниц" (Маршалл А. Принципы экономики).

Стоимость, по Маршаллу, определяется в равной мере полезностью и издержками производства, т.е. в результате взаимодей­ствия спроса (предельная полезность) и предложения (издержки про­изводства).

Начиная с работ А.Маршалла, в экономической теории стал развиваться функциональный анализ, т.е. одновременное определе­ние влияния различных факторов, определяющих стоимость.

Современная функциональная теория на первое место выдвинула идею синтеза теории издержек производства и общественной полезности и на этой основе определения содержания стоимости.

В 80-х годах XX в. стали развиваться теории пост­индустриального, информационного общества, в рамках которых появилась принципиально новая информационная концепция стоимости. Новым источником стоимости считается информация, знания работника. "Если знания в своей системной форме применяются в практической переработке существующих производственных ресурсов... то можно сказать, что именно они, а не труд выступают как источник стоимости (Белл Fs. Со­циальные рамки информационного общества. Новая технократическая волна на Западе.- М., 1986.- с. 332.)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: