Оборотно – сальдовая ведомость по счету 10 «Материалы»

 

№ пп Наименование материала Ед. изм Саль до на 1.1.04г Я н в а р ь 2 0 0 4 г. Саль до на 1.2.04г
кли- стоимость,   приход   расход кли- чество стоимость, руб.
      чество руб. кол. стоимость, руб кол. стоимость, руб
  Материал А шт - -   34 000 - -   34 000
                     
  И т о г о:   - -   34 000 - -   34 000
  Ф е в р а л ь 2 0 0 4 г. Саль до на 1.3.04г   М а р т 2 0 0 4 г. Саль до на 1.4.04г  
Приход Расход количество стои мость, руб.   приход   расход количество стоимость, руб. до на 1.2.04г  
кол Стоимость, руб кол стоимость, руб кол стоимость, руб кол. стоимость, руб  
  35 500 - -   69 500 - -   18 955   50 545  
                         
  35 500 - -   69 500 - -   18 955   50 545  
  А п р е л ь 2 0 0 4 г. Саль до на 1.5.04г М а й 2 0 0 4 г. Саль до на 1.6.04г
Приход Расход количество стои мость, руб. приход расход количество стоимость, руб. до на 1.2.04г
кол Стоимость, руб кол стоимость, руб. кол стоимость, руб кол. стоимость,руб
- -   25 273   25 272 - -   25 272 - -
                       
- -   25 273   25 272 - -   25 272 - -
                                         

 

Учетная стоимость списания натуральной единицы материала в данном методе определяется делением стоимости остатка материала по состоянию на начало месяца списания на количество материала по остатку на начало данного месяца. То есть учетная стоимость списанного материала в марте 2004 г. определяется следующим образом:

 

 

69 500

15 шт. х ----------- = 18 955 руб.

55 шт.

Соответственно – в апреле:

55 545

15 шт. х ----------- = 18 954 руб.

40 шт.

И, наконец, в мае списывается остаток на сумму 25 272 рубля:

 

25 272

15 шт. х ----------- = 25 272 рубля

15 шт.

В методе отклонения учетной стоимости от фактической применяются счета 15 и 16. Счет 15 – для учета фактической стоимости, счет 16 – для учета отклонения фактической стоимости от учетной. Обычно такое отклонение представлено транспортно – заготовительными (операционными) расходами. В таком случае списание материала на затраты отражается не одной (Дебет сч.20, … - Кредит сч.10), а двумя проводками:

Дебет сч.20 …(другие счета раздела III Типового плана счетов) – Кредит сч.15 = по учетной стоимости полученных материалов;

Дебет сч.20 … - Кредит сч.16 = на сумму отклонения учетной стоимости от фактической, если учетная стоимость меньше фактической;

Дебет сч.16 – Кредит сч.20 … = на сумму отклонения учетной стоимости от фактической, если учетная стоимость больше фактической.

Например, покупная стоимость материалов без учета НДС = 160 000 руб. При этом дополнительно транспортные расходы составили 20 000 руб. Партия отгрузки материала составила 100 единиц. Затем 25 единиц было списано на затраты по акту на списание материалов. Отразим бухгалтерскими проводками поступление и списание данного материала, применив метод отклонения учетной стоимости от фактической:

Дебет сч.15 – Кредит сч.60 = 180 000 руб.

Дебет сч.16 – Кредит сч.15 = 20 000 руб.

Дебет сч.20 …(другие счете раздела III Типового плана счетов) - Кредит сч. 15 = 40 000 руб. 25 шт.

= 160 000 х -----------

100 шт.

25 шт.

Дебет сч.20 … - Кредит сч.16 = 5 000 руб. = 20 000 х ---------

100 шт.

В целом, стоимость списываемых на себестоимость материалов не нормируется, кроме горюче – смазочных материалов (все виды топлива, масел, жидкостей, обтирочная ветошь), а также естественная убыль (в процессе хранения) материалов в пределах норм естественной убыли.

Горюче-смазочные материалы (ГСМ) нормируются по линейным нормам расхода топлива, а также все виды масел, жидкостей и ветоши. Линейные нормы расхода топлива (бензин, дизельное топливо) разрабатываются и утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций. Указанные нормы устанавливаются в литрах использованного топлива на 100 км пробега согласно путевым листам и дифференцированы по видам транспортных средств, их моделям, видам топлива (бензин – i, дизтопливо –DT) и даже объему двигателя в литрах (1 литр = 1000 см.3). Например, линейная норма расхода топлива на 100 км пробега легковой автомашины «Фольксваген – Гольф» объемом 1,6 литра (1600 см3) составляет 10 литров бензина и 8 литров дизтоплива. Линейные нормы расхода топлива издаются специальным сборником линейных норм. Расход топлива сверх линейных норм должен погашаться за счет чистой прибыли предприятия. При этом необходимо рассчитать расход топлива по нормам и иметь данные по фактическому расходу. Фактический расход топлива принимается предприятием (бухгалтером) в 2-х вариантах:

1) по справке о реализации топлива, поступающей от автозаправочной фирмы по окончании месяца – если заправка автотранспорта предприятием осуществляется по договору с такой фирмой;

2) чеками на оплату топлива, где четко указаны дата, литраж и стоимость топлива – если указанного ранее договора нет.

Расход топлива сверх линейных норм должен списываться за счет чистой (остающейся в распоряжении предприятия) прибыли. При расчете расхода топлива необходимо учесть также изменения остатка топлива в баке на начало и конец дня, а километраж пробега определять по показаниям общего спидометра. Согласно законодательства Республики Беларусь главный бухгалтер обязан не реже 1 раза в месяц производить контрольные замеры топлива в баке щупом.

Рассмотрим расчет стоимости топлива, списываемого на себестоимость на конкретном примере.

Пример. На балансе находится автомобиль «Фольксваген-гольф», который работает на бензине. Объем двигателя – 1600 см куб. (1,6 литра), для которого предусмотрена линейная норма 10 л / 100 км пробега. В мае 2004 г. по данным путевого листа пробег автомобиля составил 2200 км. Остаток топлива на начало месяца в баке - 40 л, на конец месяца - 10 л. По справке о реализации топлива заправочной фирмой автомобиля отпуск топлива составил 200 л на сумму 236 000 руб.по стоимости с НДС (ставка НДС = 18 %).

Задание. Определить стоимость топлива, относимого на себестоимость в феврале месяце.

Решение. 1) Дебет сч.10/3 – Кредит сч. 60 (200 000 руб.) – отпущено топлива автозаправочной фирмой по стоимости без учета НДС

Дебет с/сч.18/32 – Кредит сч.60 (36 000 руб.) – НДС к зачету(так как расчет всегда по предоплате) Дебет сч.20… - Кредит сч.10/3 (?) – неизвестно на какую сумму списать стоимость топлива на себестоимость.

2) Фактический расход топлива = 200 л (справка) + (40 – 10)(бак) = 230 литров.

3) Расход топлива по линейным нормам составил: 220 л = 2200 км х 10 л: 100.

То есть получился перерасход (сверх линейных норм) топлива в размере 10 л. = 230 л (факт) - 220 л (норма).

4) Стоимость 1 л топлива = 200 000 руб./ 200 л = 1 000 руб.

5) Стоимость перерасхода составит: 10 000 руб. = +10 л х 1000.

6) Стоимость топлива в пределах линейной нормы расхода составит 220 000 руб. = 220 л х 1000 руб.

7) Стоимость фактического расхода топлива составит 230 000 руб. = 230 л х 1000 руб.

Таким образом:

Дебет сч.20,…- Кредит с/сч.10/3 =220 000 руб. – списано на себестоимость топливо в пределах линейных норм;

Дебет сч.99 - Кредит с/сч.10/3 = 10 000 руб. – погашенная чистой прибылью стоимость перерасхода топлива

Итого: суммарный кредитовый оборот по субсчету 10/3 = 230 000 руб. = фактической стоимости использованного топлива.

Линейные нормы расхода моторного, трансмиссионного масла, тормозной и охлаждающей жидкости устанавливаются в литрах на 1000 км пробега согласно путевым листам, а обтирочной ветоши – в граммах на тот же километраж пробега.

Стоимость коммунальных услуг, приравниваемых к материальным затратам, списывается по фактическим денежным расходам без учета НДС по оплаченным счетам коммунальных служб. Однако, стоимость тепло- и электроэнергии списывается на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах месячных норм утверждаемых Министерством энергетики.

Стоимость транспортных услуг, приравниваемых к материальным затратам, списывается на себестоимость согласно утвержденным актам на выполнение транспортных услуг. При этом стоимость работ не обязательно может быть оплачена.

 

 

6.4 Учет затрат на оплату труда

 

Затраты по заработной плате относятся на себестоимость по начисляемым суммам (то есть кредит счета 70) на базе следующих трех разделов фонда заработной платы.

1. Тарифная (нормативная) заработная плата, которая рассчитывается по тарифным ставкам, сдельным расценкам и по суммам заработка внештатных работников, подтвержденных актами приемки-сдачи работ по договору - подряда. Все виды тарифного заработка относятся на текущие затраты (себестоимость).

Проводка: Дебет сч. 20, … (другие счета раздела III Типового плана счетов) – Кредит сч. 70.

2. Начисленные суммы текущих премий. По законодательству (Декрет № 17, 2002 г.) с 1 июля 2002 года текущая премия в размере до 30% включительно по отношению к тарифу, из расчета по всему коллективному заработку, относится на текущие затраты производства продукции. Проводка:

Дебет сч.20, …другие счета раздела III Типового плана счетов – Кредит сч.70 < 30 %.

Начисленные суммы премий, превышающие указанные 30 процентов погашаются только за счет чистой прибыли предприятия. Проводка:

Дебет сч.99 (82- резервный фонд) – Кредит сч.70 > 30 %

Единовременные премии в виде по итогам работы за год («13-я зарплата») выплачиваются только за счет чистой прибыли предприятия. Материальная помощь в форме денег или в иных формах (частичная или полная оплата проездных билетов для личного пользования, путевок, курсовок и т.) начисляется за счет чистой прибыли предприятия. Проводка: Дебет сч.99 - Кредит сч.70.

3)Дополнительная заработная плата включает в себя доплату за работу в ночные часы, праздничные и выходные дни, профессиональное мастерство, за стаж работы и отпускные. Сумма отпускных и доплата за стаж работы в полном размере относятся на себестоимость. Доплата за работу в ночные часы (с 22.00 до 6.00) в размере до 40% по отношению к тарифу данного работника относится на себестоимость. Сверх 40% - за счет чистой прибыли предприятия. Доплата за профессиональное мастерство в размере до 20% включительно к окладу относится на себестоимость, сверх 20% - за счет чистой прибыли предприятия. Доплаты за работу в выходные и праздничные дни (не менее одного оклада из расчета на один рабочий день) также относятся на себестоимость.

Например, работникам за апрель 2004 г. начислена заработная плата в размере

4 000 000 рублей. В том числе:

а) по должностным окладам – 2 200 000 руб.;

б) в виде текущих премий – 1 500 000 руб.;

в) в виде единовременных премий – 300 000 руб.

Задание. Определить сумму начисленной заработной платы, которая относится на себестоимость

Решение.

1. Начисленная заработная плата по нормативам заработной платы (в примере – это должностные оклады) относится на себестоимость. Это – 2 200 000 рублей.

2. Текущие премии, начисленные коллективу в размере 660 000 руб. (2 200 000 х 30%) должны быть отнесены на себестоимость.

3. Текущие премии, начисленные коллективу в размере 840 000 руб. (2 200 000 – 660 000) должны быть погашены чистой прибылью (их размер превысил 30%).

4. Единовременные премии в размере 300 000 рублей должны быть погашены только за счет чистой прибыли предприятия.

Итоговые проводки:

Дебет сч.20 … (другие счета раздела III Типового плана счетов) – Кредит сч.70 = 2 860 000 руб. (2 200 000+660 000) - на сумму начисленной заработной платы, отнесенной на себестоимость;

Дебет сч.99 – Кредит сч.70 = 1 140 000 руб. (840 000 + 300 000) – на сумму зарплаты, начисленной за счет чистой прибыли предприятия.

 

6.5 Учет расходов будущих периодов

Расходы будущих периодов – это текущие затраты (себестоимость), предполагаемая (планируемая) к учету в будущем. В отличие от текущих затрат (себестоимости), учитываемой на 20-х счетах раздела III Типового плана счетов, расходы будущих периодов учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» раздела YIII того же плана счетов. К расходам будущих периодов относятся:

1) расходы связанные с подготовительными к производству работами в сезонных отраслях промышленности;

2) расходы, связанные с освоением и подготовкой производств новых видов продукции и технологических процессов в тех случаях, когда они не финансируются за счет специальных источников;

3) расходы на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы);

4) расходы по горно-подготовительным работам;

5) расходы на рекультивацию земель;

6) единовременные затраты по массовому набору рабочих при организации или при расширении производства;

7) затраты по капитальному ремонту арендованных основных средств, производимые за счет средств арендатора;

8) расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств;

9) суммы арендной платы, уплачиваемой за последующий период;

10) суммы подписки на специальную литературу.

Расходы будущих периодов первоначально фиксируются по дебету счета 97 в корреспонденции с кредитом счета статьи или элемента затрат. Например,

Дебет сч.97- Кредит сч.10 = стоимость списанных материалов на НИОКР (научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы);

Дебет сч.97 - Кредит сч.70 = начислена заработная плата по НИОКР;

Дебет сч.97 - Кредит сч.68, 69 = на сумму начисленных 5% налога по единой ставке и 35% отчислений в ФСЗН;

Дебет сч.97 - Кредит сч.71 = списаны командировочные расходы в пределах норм на расходы будущих периодов при выполнении НИОКР;

Дебет сч.97- Кредит сч.51 = на сумму оплаченных расходов по подписке на периодическую печать по стоимости без НДС;

Дебет сч.97- Кредит сч.76 = на сумму арендной платы без учета НДС, начисленной на последующие периоды.

Большая часть перечисленных расходов относится на себестоимость по окончании работ или при наступлении периода арендной платы. Однако, есть и ограничения, например, по НИОКР – не позднее 3 лет после их начала. По периодической печати – ее стоимость без учета НДС списывается на счета учета затрат (обычно в качестве накладных расходов) ежемесячно равными долями. При этом равными долями также к зачету (вычету) принимается величина НДС. Проводка списания расходов будущих периодов на себестоимость: Дебет сч.20, … - Кредит сч.97.

Например, проведена подписка на 1-е полугодие 2004 года на сумму 236 000 рублей по стоимости с учетом НДС (ставка 18%).

Задание. Необходимо определить величину стоимости подписки, которая будет отнесена на себестоимость ежемесячно с января по июнь 2004 г. и суммы НДС к зачету (вычету).

Решение. Стоимость подписки без учета НДС составит 200 000 рублей (236 000: 118%). Сумма НДС с покупок составит 36 000 руб. (200 000 руб. х 18%). Ежемесячно на себестоимость необходимо списывать по 33 333 рубля (200 000: 6 мес.) и по 6 000 рублей НДС с покупок принимать к зачету (36 000 руб.: 6).

Проводки:

Дебет сч.26, … - Кредит сч.97 = 33333 руб. – списание сумм на себестоимость с января по май;

Дебет сч.26,…- Кредит сч.97=33 335 руб.–списание сумм на себестоимость в июне 2004 г.;

Дебет с/сч.18/32 – Кредит с/сч. 18/31 = 6 000 руб. – НДС зачету с января по июнь 2004 г.

К расходам на подготовку и освоение производства, включаемых в себестоимость продукции (работ, слуг) относятся следующие затраты:

подготовительные работы в добывающих отраслях (доразведка месторождения, очистка территории в зоне открытых горных работ, площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемой при последующей рекультивации земель, устройство временных подъездных путей и дорог для вывозки добываемого сырья, другие виды работ);

на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы); проверку их готовности к вводу в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции, наладкой оборудования;

на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного или массового производства;

на подготовку и освоение производства новых видов продукции и технологических процессов, включая затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы по их разработке;

отчисления в специальные, отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции, где такие отчисления производятся.

Для равномерного включения затрат на подготовку и освоение новых производств и усиления контроля за использованием средств на эти цели расходы на освоение планируются и учитываются обособленно от текущих затрат на производство. Они состоят из затрат на проектирование и конструирование изделий, разработку технологического процесса их изготовления, корректировку технической документации, перестановку и наладку оборудования, выпуск опытного образца (партии) продукции, ее испытание и др. Особенностью этих расходов является несовпадение времени их совершения и массового (серийного) выпуска продукции.

Расходы на подготовку и освоение производства осуществляются из оборотных средств предприятия, а в наукоемких отраслях — за счет специальных, отраслевых и межотраслевых фондов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, освоения новых видов продукции и других средств, направляемых на развитие и совершенствование производства. В первом случае они предварительно учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» до окончания подготовки и освоения производства.

После перехода на массовый или серийный выпуск новой продукции расходы на подготовку и освоение ее производства ежемесячно погашаются посредством включения в себестоимость освоенной продукции. Погашение производится по сметным ставкам, исчисляемым делением суммы затрат по освоению на плановый выпуск продукции. Расходы по освоению включаются в себестоимость освоенной продукции в течение установленного срока, но не более пяти лет.

Например, расходы на подготовку и освоение производства нового изделия составили 360 000 000 руб. Плановый его выпуск в течение двух лет – 200 шт. Сметная ставка расходов по освоению будет равна 1 800 000 руб. В отчетном месяце выпущено 15 изделий. Тогда сумма расходов на освоение, подлежащая погашению, составит 27 000 000 р. (1 800 000руб. х 15 шт.).

На эту сумму в журнале-ордере 10 составляется бухгалтерская проводка:

Д-т сч. 20 «Основное производство», статья «Расходы на подготовку и освоение производства» (или счет 26 «Общехозяйственные расходы»)

К-т сч. 97 «Расходы будущих периодов».

При существенных отклонениях фактического выпуска освоенной продукции от запланированного сметные ставки могут быть пересмотрены. Расходы разрешается погашать досрочно при перевыполнении плана, а если фактический выпуск новой продукции ниже пла­нового, то по разрешению вышестоящей организации срок погашения может продлеваться.

За счет оборотных средств финансируются расходы на горно-подготовительные работы в добывающей промышленности. К ним относятся затраты по вскрытию месторождений и подготовке их к добыче руды, угля, торфа, глины (вскрытие пустых пород, проходка мелких шахт, штреков, устройство подъездных путей при разработке открытым способом и др.). Такие затраты учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Кроме того, в состав расходов будущих периодов включаются эксплуатационные затраты на металлическую и железобетонную крепь в угольной промышленности, на организацию новых предприятий при вводе дополнительно осваиваемых площадей в нефтедобывающей промышленности (расходы на оплату труда за период подготовки, амортизация скважин и других основных фондов и т. п.).

По окончании горно-подготовительных работ и с началом массовой добычи полезных ископаемых расходы, учтенные на счете 97, включаются в себестоимость добываемой продукции в течение срока использования выработки. Это отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 97 «Расходы будущих периодов».

Причем из общей суммы затрат на горно-подготовительные работы предварительно исключается стоимость попутной добычи продукции в период освоения.

Пусковые расходы имеют место в период освоения новых предприятий, производств, цехов, агрегатов. Они связаны с проверкой и комплексным опробованием пригодности машин и оборудования к массовому выпуску продукции на вводимых в действие предприятиях; производствах, агрегатах. Эти расходы также предварительно учитываются на счете 97. После перехода на массовый выпуск продукции и предварительного исключения стоимости продукции и отходов, полученных в период пуска, пусковые расходы списываются на счет 20 (26), статью «Расходы на подготовку и освоение производства» по сметным ставкам.

Аналитический учет расходов будущих периодов, связанных с подготовкой и освоением производства, ведется в ведомости 15 по видам расходов и статьям утвержденной сметы.

Предприятия, объединения и организации, осуществляющие предусмотренные законодательством отчисления в специальные, отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции, суммы таких отчислений отражают бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 20 «Основное производство», статья «Расходы на подготовку и освоение производства» (или счет 26)

К-т сч.79/2 «Внутрихозяйственные расчеты. Расчеты по текущим операциям».

При перечислении отчисленных сумм вышестоящей организации делается следующая запись:

К-т сч. 79/2 «Внутрихозяйственные расчеты. Расчеты по текущим операциям».

К-т сч.51«Расчетный счет».

Перед началом подготовки и освоения производства предприятия представляют смету затрат в вышестоящую организацию, которая перечисляет им необходимые средства. При их поступлении предприятия составляют проводку:

Д-т сч. 51 «Расчетный счет»

К-т сч. 86 «Целевое финансирование».

Фактические затраты по подготовке и освоению новых видов продукции такие предприятия относят на уменьшение указанного фонда.

В состав прочих специальных расходов входят потери от недоиспользования деталей, узлов, агрегатов устаревших конструкций, расходы на проведение испытаний, экспертиз продукции, амортизация сменного оборудования в черной металлургии. Порядок их учета определяется отраслевыми инструкциями.

6.6 Учет накладных расходов

Накладные расходы выступают в двух видах – в виде общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Основу накладных расходов составляют затраты на содержание административно – управленческого аппарата (АУП). К указанным затратам приравниваются затраты, которые невозможно сразу распределить по изделиям, работам и услугам (т.е. по субсчетам счета 20). Это, например, затраты на содержание и эксплуатацию основных средств (в том числе затраты на все виды ремонта основных средств) оплаченные банку суммы за кассовое обслуживание, суммы экологического и земельного налога, амортизация основных средств и нематериальных активов, арендная плата по предприятию (общехозяйственные расходы) или подразделению предприятия (общепроизводственные расходы). Накладные расходы, как постоянные затраты выступают в двух формах – в виде общепроизводственных (счет 25 Типового плана счетов) и в виде общехозяйственных расходов (счет 26 Типового плана счетов).

Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25, который предназначен для производственных предприятий с цеховой структурой управления. Типовым планом счетов рекомендуется к применению два субсчета с целью выделения двух видов накладных расходов:

субсчет 1 – для учета затрат на содержание и эксплуатацию оборудования;

субсчет 2 – для учета общецеховых расходов.

Субсчет 25/1 предназначен для учета выполнения сметы расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования в основных и вспомогательных цехах промышленного производства. В том числе - стоимости ремонта основных средств, находящихся на балансе соответствующего цеха. В строительных организациях на этом субсчете учитываются затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов.

Субсчет 25/2 предназначен для учета остальных видов накладных расходов на уровне основных и вспомогательных цехов предприятия. А именно:

1) стоимость списанных материалов в работе административно – управленческого аппарата на уровне цеха (Дебет сч.25/2 – Кредит сч.10);

2) суммы амортизации, накопленные по основным средствам, находящимся на балансе данного цеха и которые невозможно сразу распределить по изделиям, работам и услугам (Дебет сч.25/2 – Кредит сч.02);

3) стоимость оплаченных по подразделению (цеху) коммунальных услуг (за тепло- и электроэнергию, воду и канализацию, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов –ТБО – мусора) (Дебет сч.25/2 – Кредит сч.60);

4) суммы заработной платы, начисленной административно – управленческому аппарату на уровне цеха (начальнику, его заместителям, начальникам отделов, бюро, специалистам, входящим в группу АУП цехового уровня – нормировщикам, экономистам, бухгалтерам и т.д.)(Дебет сч.25/2 – Кредит сч.70);

5) начисленные суммы налогов, расчетной базой которых является начисленная зарплата АУП «цехового уровня» (5% единого налога на заработную плату и 35% отчислений в фонд социальной защиты населения, итого = 40%)(Дебет сч.25/2 – Кредит с/сч.68/1[1], Дебет сч.25/2 – Кредит с/сч.69/1);

6) прочие общецеховые расходы (на командировку: Дебет сч.25/2 –Кредит сч.71, накопленная амортизация от эксплуатации нематериальных активов цеха: 25/2 – 05 и т.д.).

Общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 и представлены:

1)стоимостью материалов, использованных административно – управленческим аппаратом на уровне предприятия (руководителем, его заместителями, руководителями специалистами подразделений аппарата управления предприятием) (Дебет сч.26 – Кредит сч.10);

2)накопленной (начисленной) амортизацией основных средств и нематериальных активов на уровне предприятия, которую невозможно сразу отнести на себестоимость конкретных наименований изделий, работ или услуг (Дебет сч.26 – Кредит сч.02, 05);

3) суммами заработной платы, начисленной административно – управленческому аппарату на уровне предприятия (руководителю, его заместителями, руководителям и специалистам подразделений аппарата управления предприятием)(Дебет сч.26 – Кредит сч.70);

4) начисленные суммы налогов, расчетной базой которых является начисленная зарплата АУП «уровня предприятия» (5% единого налога на заработную плату и 35% отчислений в фонд социальной защиты населения, итого = 40%)(Дебет сч.26–Кредит с/сч 68/1, Дебет сч.26 – Кредит с/сч.69/1);

5) суммы арендной платы по стоимости без НДС, начисленные и уплаченные по отчетному периоду (Дебет сч.76 – Кредит сч.51; Дебет сч.26 – Кредит сч.76);

6) начисленные суммы земельного и экологического налога (Дебет сч.26 – Кредит с/сч.68/1);

7)стоимость всех видов ремонта и прочие расходы по эксплуатации основных средств, находящихся на балансе соответствующего подразделения предприятия;

8) прочие общехозяйственные расходы (на командировку: Дебет сч.26–Кредит сч.71, начисленные или уплаченные суммы по рекламе и информационным услугам в пределах установленных «Основными положениями …» сумм: Дебет сч.26 – Кредит сч. 76 и т.д.).

Министерство финансов Республики Беларусь посредством Типового плана счетов бухгалтерского учета рекомендует на счете 26 применять два субсчета:

1) субсчет 1 – для учета общехозяйственных расходов (дебет субсчета 26/1);

2) субсчет 2 – для учета прочих накладных расходов на уровне предприятия (дебет субсчета 26/2).

Накладные расходы как общепроизводственные (счет 25) так и общехозяйственные (счет 26) относятся на себестоимость изделий, работ или услуг (т.е. распределяются между изделиями, работами и услугами) пропорционально какому – либо быстроизменяющемуся элементу затрат или фактору производства. В качестве таких элементов и факторов, как правило, принимаются:

а) численность основных работников (или основных рабочих), выполняющих данную работу;

б) нормативную заработную плату основных работников (рабочих);

в) стоимость или количество использованных материалов;

г) удельный вес объема реализации соответствующих работ (изделий) в суммарном объеме реализации.

Рассмотрим расчет распределения накладных расходов на следующем примере.

Исходные данные. В марте 2004 года промышленным предприятием А было выпущено два вида изделий: №1 и №2. В операциях производства изделия №1 было задействовано 10 основных работников, а изделия №2 – 20 других основных работников. Накладные расходы и приравненные к ним составили в марте 2004 г. 4 000 000 рублей.

Решение. Распределение накладных расходов будет произведено следующим образом, причем с составлением следующего расчетного документа:

 

 

МАРТ 2004 г. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ СЧЕТА 26 ПО СЧЕТАМ 20/11 И 20/12   Изделие №1 = 10 человек + изделие №2 = 20 человек. Итого основных работников = 30 человек. Дебетовый остаток по счету 26 = 4 000 000 руб. 10 чел. Счет 26 на счет 20/11 = 4 000 000 х -------------- = 1 333 333 руб. 30 чел 20 чел. Счет 26 на счет 20/12 = 4 000 000 х --------- = 2 666 667 руб. 30 чел. Итого кредит счета 26 = 4 000 000 руб. Расчет произвел __________________  

 

На основании расчета видно, что 1 333 333 рублей накладных расходов отнесено на себестоимость производства изделия №1 и 2 666 667 рублей – на себестоимость изделия №2.

 

 

6.7 Учет брака продукции и потерь от простоев

Браком в производстве считаются изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям, не могут быть применены по прямому назначению или используются лишь после их исправления.

Брак представляет собой непроизводительные затраты производственных ресурсов. Он уменьшает выпуск годной продукции и повышает ее себестоимость. В этой связи составной частью внедренных на предприятиях комплексных систем управления качеством продукции является работа по предупреждению брака.

В большинстве отраслей промышленности брак не планируется. Только в металлургическом, стекольном и некоторых других производствах, где брак при существующей технологии еще не может быть полностью ликвидирован, он предусматривается планом в минимально допустимых технологическим процессом размерах.

Одно из важных условий предотвращения потерь от брака — строгий учет и глубокий анализ каждого случая брака по причинам и виновникам. Организация такого учета и контроля во многом зависит от характера брака и места его обнаружения. Рассмотрим его классификацию по данным признакам.

В зависимости от характера дефектов, установленных при технической приемке продукции и работ, брак делится на исправимый и неисправимый (окончательный). К исправимому браку относится продукция (изделия, полуфабрикаты, работы), которая после дополнительных затрат на исправление может быть использована по назначению. Неисправимым (окончательным) браком считаются изделия, полуфабрикаты и работы, исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно.

По месту обнаружения брак делится на внутренний, обнаруженный на предприятии-изготовителе, и внешний, выявленный покупателем в процессе обработки, сборки, монтажа или эксплуатации продукции.

Брак выявляется контролерами ОТК в процессе технической приемки продукции либо производственными мастерами, а также представителями специальной приемки. Он оформляется актом на брак типовой формы Т-46 или ведомостью Т-47. Окончательный брак изымается из производства и сдается в изолятор.

В первичных документах по учету брака указывается не только наименование, количество забракованной продукции, вид брака, но и его причины и виновники. С этой целью на предприятиях применительно к особенностям технологии и организации производства разрабатываются номенклатуры причин и виновников брака. Основными причинами могут быть: несоответствие качества материалов, покупных полуфабрикатов и заготовок стандартам или техническим условиям; скрытые пороки заготовки или обработки на предыдущих операциях; неисправность оборудования, инструментов и приспособлений; нарушения технологии производства; неточности в конструкторской и технологической документации; недостаточный контроль на предприятиях; небрежность в работе. Главными виновниками являются: поставщики; заготовительные цехи (литейный, кузнечный и др.); термический и другие обрабатывающие цехи; отделы и службы предприятия (с указанием кода каждого из них); администрация цеха; рабочие.

В акте содержатся реквизиты, необходимые для калькуляции себестоимости брака по статьям.

Оперативный учет брака ведет отдел технического контроля предприятия, работники которого или сотрудники информационно-вычислительного центра (ИВЦ) на основании актов либо ведомостей о браке ежедневно, по пятидневкам или в другие сроки составляют оперативные сводки брака в производстве.

Сводки представляют цехам и другим подразделениям предприятия, допустившим брак, заинтересованным отделам и службам. При необходимости с ними знакомятся руководитель и главный инженер предприятия. Данные сводок обсуждаются в трудовых коллективах. Принимаются меры по устранению недостатков в работе, вызывающих брак.

В бухгалтерском учете производятся оценка, калькуляция брака, определение сумм его возмещения и потерь от него. Для этих целей предназначен активный калькуляционный счет 28 «Брак в производстве». По дебету его отражаются себестоимость окончательно забракованной продукции, расходы по исправлению исправимого брака, замене забракованных изделий или их частей, стоимость испорченных материалов и полуфабрикатов при наладке оборудования сверх установленных норм, расходы по ремонту продукции, выпущенной с гарантией, превышающие установленные нормы на гарантийный ремонт. Причем внутренний окончательный брак калькулируется по производственной себестоимости, за исключением статей «Расходы на подготовку и освоение производства», «Возмещение износа инструментов и приспособлений целевого назначения», «Потери от брака», «Общезаводские расходы», а исправимый брак – по цеховой себестоимости, кроме указанных статей расходов.

По кредиту счета 28 «Брак в производстве» учитываются суммы возмещений потерь от брака: удержания из зарплаты виновников, стоимость окончательного брака по цене возможного использования (отходов), суммы удовлетворенных или признанных претензий поставщиками и другими предприятиями, по вине которых возник брак.

Разность между дебетовым и кредитовым оборотами, т. е. предварительное сальдо по счету 28, представляет собой потери от брака, в конце месяца включаемые в себестоимость продукции по одноименной статье калькуляции.

В машиностроении, химической, легкой и некоторых других отраслях себестоимость брака может определяться по нормам расхода материальных ресурсов, заработной платы (включая последнюю операцию до обнаружения брака), расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных расходов.

Расчеты себестоимости забракованной продукции, определения сумм возмещений и потерь от брака обычно обобщаются в машинограмме.

Себестоимость брака и потери от него отражаются в ведомости 12 и журнале-ордере 10, а возмещения потерь— в журнале-ордере 10/1.

Различия в бухгалтерских проводках по учету окончательного (неисправимого) и исправимого брака вытекают из особенностей учета производственных затрат и возможностей использования забракованной продукции. При выявлении неисправимого брака на его себестоимость уменьшаются затраты основного или вспомогательных производств и увеличиваются расходы на брак в производстве потому, что такая продукция не может быть использована по прямому назначению, но затраты на ее производство были учтены на счете 20 или 23 еще до выявления брака. Исправимый брак после устранения дефектов используется по прямому назначению. В связи с этим себестоимость частично забракованных изделий и полуфабрикатов продолжает учитываться на счете 20, а на счете 28 отражаются только дополнительные затраты на исправление брака.

Себестоимость внешнего окончательного брака отражается на основании актов о браке и претензий покупателей по дебету счета 28 и кредиту счетов 20, 23. Причем на величину такого брака уменьшается выпуск, отгрузка и реализация продукции.

Потери от внешнего и внутреннего брака относятся на дебет счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства» с кредита счета 28 «Брак в производстве» и включаются в себестоимость тех изделий (работ), по которым выявлен брак. Если такая продукция в отчетном периоде не выпускалась, то потери от брака распределяются между изделиями (работами) так же, как и общехозяйственные расходы.

Аналитический учет по счету 28 организуется по цехам, участкам (бригадам), видам продукции (работ) и статьям затрат. Он ведется в ведомости потерь в производстве (ф. 14) или машинограмме, где отражаются себестоимость брака, возмещения и потери.

Под простоями понимается вынужденное бездействие механизмов и рабочей силы в связи с незапланированными остановками оборудования, цехов или всего производства. Простои бывают целодневными и внутрисменными, по внешним и внутренним причинам.

Простои оформляются листками или актами о простое. В них указываются не только фамилии и табельные номера рабочих, виды и инвентарные номера простоявших станков, время начала и окончания простоя, но и коды его причин и виновников в соответствии с разработанной на предприятии номенклатурой. Основными причинами простоев являются: отсутствие материалов и полуфабрикатов; перебои в снабжении топливом или энергией; неисправность оборудования; отсутствие или неисправность инструментов и приспособлений; отсутствие технической документации; несвоевременная выдача заданий; нарушение трудовой дисциплины. К виновникам простоев относятся: поставщики; отделы и службы предприятия (с указанием их кодов); цехи предприятия (с указанием кода каждого из них); администрация; рабочие.

Потери от простоев состоят из зарплаты производственных рабочих за время простоя; отчислений на социальное страхование, стоимости непроизводительно израсходованных в период остановки производства материалов, топлива, энергии, доли расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования. Такие потери, образовавшиеся по внешним причинам, учитываются в составе общехозяйственных расходов, а по внутренним – в общепроизводственных расходах по статье «Потери от простоев», т. е. дебетуется счет 25 или 26 по принадлежности. Кредитуются счета 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», субсчет 25/1 «Содержание и эксплуатация оборудования», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. При предъявлении претензий о возмещении потерь от про­стоев по внешним причинам поставщикам и другим виновникам на признанные или присужденные суммы претензий составляется проводка по дебету счета 63 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 26 «Общехозяйственные расходы». Остальные потери списываются на счет 99.

Потери от простоев в результате стихийных бедствий относятся на уменьшение прибыли (доходов). Они отра­жаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», кредиту счетов 10, 23, 60, 68, 69, 70 и др.

 

 

6.8 Учет незавершенного производства

 

Технологический процесс изготовления промышленной продукции состоит из заготовки, обработки деталей, смесей и других полуфабрикатов, сборки узлов и изде­лий или физико-химических преобразований исходного сырья на многих рабочих местах в течение определенного времени. Этим обусловлено наличие незавершенного производства в большинстве отраслей промышленности. Под незавершенным производством понимается продукция, не прошедшая всех стадий обработки и установленных испытаний на данном предприятии, неукомплектованная, а также не принятая техническим контролем либо заказчиком. Однако материалы, которые не начали обрабатывать, покупные полуфабрикаты, не прошедшие первой стадии сборки, и окончательный брак деталей и других полуфабрикатов в незавершенное производство не включаются.

Материалы и полуфабрикаты, которые еще не начали обрабатываться или собираться, должны быть восстановлены на счете 10 «Материалы», а окончательный брак продукции необходимо списать со счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства» на счет 28 «Брак в производстве».

Не могут оставаться в составе незавершенного производства также детали и другие полуфабрикаты, относящиеся к полностью аннулированным заказам. Их следует перевести на счет заказчиков (дебет счета 63 «Расчеты по сомнительным долгам» и кредит счетов 20, 23), а если возмещение таких потерь заказчиками не предусмотрено списать на внереализационные расходы, то есть составить проводку: Дебет счета 92/2 «Внереализационные расходы» – Кредит счетов 20, 23. Затем, по окончании месяца внереализационные расходы следует выразить в финансовых результатах. То есть составить проводку по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту субсчета 92/2 «Внереализационные расходы».

Наличие и величина остатков незавершенного производства зависит от характера и длительности технологического процесса, от особенностей продукции и объема ее выпуска. В электроэнергетике, большинстве отраслей добывающей промышленности незавершенное производство вообще отсутствует. В машиностроении, где в длительном цикле изготовляется сложная продукция, остатки незавершенного производства велики. В легкой, пищевой, химической промышленности и других производствах, изготавливающих менее сложную продукцию с кратким технологическим циклом, остатки незавершенного производства, как правило, незначительны.

Оптимизация заделов незавершенного производства имеет большое значение в обеспечении бесперебойности производственного процесса и рациональном использовании ресурсов. Это достигается не только ускорением НТП, но и посредством учета.

Учет незавершенного производства необходим как для контроля за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов в производстве, так и для обоснованного распределения затрат между себестоимостью товарной и незаконченной производством продукции. Он подразделяется на оперативный бухгалтерский.

Оперативный учет ведется в цехах или отделах предприятия работниками планово-диспетчерской службы под контролем бухгалтерии. Различают подетально-операционный и подетальный виды учета. Подетально-пооперационный учет применяется в серийных производствах. В нем используются маршрутные листы, в ко­торых учитываются выработка и движение полуфабрикатов по операциям. В массовых производствах осуществляется подетальный учет. Причем в заготовительных цехах количество заготовленных деталей определяется на основании документов по учету выработки. Передача деталей на обработку оформляется накладными, планкартами, лимитно-заборными картами, а в сборку — комплектовочными ведомостями.

В конце месяца на основании первичных документов о поступлении и выбытии полуфабрикатов цехи или ИВЦ предприятия составляют оборотные ведомости движения (балансы) деталей в незавершенном производстве. В них указываются в натуральном выражении остатки на начало месяца, поступление, расход за месяц и остатки на конец месяца по каждому наименованию (коду) полуфабрикатов. При наличии вычислительной техники такие балансы могут составляться ежедневно, по пятидневкам или декадам. Они используются для контроля выполнения цехами производственной программы в подетальном разрезе, а также комплектности и сохранности заделов незавершенного производства. Бухгалтерский учет ведется в денежном выражении с привлечением данных оперативного учета и инвентаризаций о себестоимости единицы деталей и других полуфабрикатов. Инвентаризуется незавершенное производство не реже одного раза в год с целью более точной его оценки, проверки сохранности, устранения возможных ошибок в учете. А в химической, легкой, пищевой и некоторых других отраслях инвентаризации полуфабрикатов проводятся ежемесячно.

В состав инвентаризационной комиссии обычно включают представителей производственно-технического отдела, бухгалтерии, начальника цеха, а в необходимых случаях и работников ОТК предприятия. Инвентаризационная комиссия проверяет фактическое наличие деталей и других полуфабрикатов в незавершенном производстве в соответствии с Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. В инвентаризационных описях указываются не только натуральные показатели остатков полуфабрикатов, но и степень их готовности. Это необходимо для более точной оценки незавершенного производства.

На предприятиях с большой номенклатурой деталей и узлов при инвентаризации используют специальные ярлыки. Они заготовляются заблаговременно и содержат данные о наименованиях, кодах, единицах измерения полуфабрикатов. Во время инвентаризации в ярлыки вписывается лишь количество деталей. Это значительно ускоряет инвентаризацию. Данные ярлыков могут вноситься в сводные инвентаризационные описи или обрабатываться непосредственно. В некоторых перерабатывающих отраслях используют журналы, книги, карточки, в которых указываются фактическое наличие и степень готовности соответствующих полуфабрикатов.

Фактическое наличие деталей, узлов и других полуфабрикатов сличается с данными оперативного учета и выявляются результаты инвентаризации. На сумму недостачи незавершенного производства дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредитуется счет 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства».

При отнесении недостач за счет виновных составляется проводка по дебету субсчета 73/2 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Если конкретные виновники не установлены, недостачи могут быть списаны за счет издержек производства проводкой:

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Излишки приходуются записью по дебету счета 20 или 23 и кредиту счета 92/1 «Внереализационные доходы». На сумму пересортицы составляются внутренние записи по дебету и кредиту счетов 20 и 23 по принадлежности.

Остатки незавершенного производства по данным его инвентаризации или оперативного учета, если инвентаризация на 1-е число месяца не проводилась, подлежат денежной оценке (обычно по фактической производственной себестоимости в разрезе калькуляционных статей расходов; исключение составляют статьи: «Потери от брака» (кроме индивидуальных и мелкосерийных производств, когда потери относятся к конкретному заказу), «Возмещение износа инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы», «Расходы на подготовку и освоение производства», «Коммерческие расходы». При оценке незавершенного производства принимаются во внимание степень готовности отдельных полуфабрикатов и особенности производственного процесса.

В индивидуальных и мелкосерийных производствах, учитывающих затраты в разрезе заказов, себестоимость незавершенного производства в основном определяется затратами на незаконченные заказы. В массовых и крупносерийных производствах можно оценивать незавершенное производство по нормативной или плановой себестоимости, поскольку подсчитать здесь фактическую себестоимость каждой детали или другого полуфабриката затруднительно.

Оценка деталей, узлов и других полуфабрикатов производится только по прямым затратам. Расходы по обслуживанию производства и управлению добавляются к прямым затратам общей суммой на все полуфабрикаты по принятой базе их распределения.

В лакокрасочной, легкой, пищевой и некоторых других материалоемких отраслях, где расходы по обработке занимают в себестоимости продукции небольшой удельный вес, а незавершенное производство незначительно и стабильно, оно может оцениваться только по стоимости сырья и материалов либо по стоимости сырья, материалов и по зарплате производственных рабочих. Причем затраты на заработную плату могут определяться по степени готовности или условно приниматься за 50 % общей нормы на единицу соответствующего полуфабриката.

Оценка незавершенного производства зависит также от варианта сводного учета затрат на производство. В условиях бесполуфабрикатного варианта, при котором полуфабрикаты собственного производства в системном бухгалтерском учете не отражаются и их фактическая себестоимость не калькулируется, они оцениваются по затратам каждого цеха-изготовителя, а общая величина незавершенного производства определяется суммированием затрат всех цехов. Полуфабрикатный вариант предусматривает исчисление себестоимости полуфабрикатов и ее отражение в бухгалтерском учете по дополнительно вводимой статье «Полуфабрикаты собственного производства». При этом детали и узлы оцениваются по месту их нахождения и только по затратам цехов, где находятся полуфабрикаты, а затраты других цехов отражаются по статье «Полуфабрикаты собственного производства».

Информация о себестоимости незавершенного про­изводства группируется в том же порядке, в котором ведется учет затрат на производство, т. е. по изделиям, заказам, группам продукции.

Для автоматизации учета незавершенного производства используется записанная на машинные носители постоянная информация о себестоимости единицы полуфабрикатов по материалам, полуфабрикатам, заработной плате и другим прямым затратам, а также переменная информация о поступлении и выбытии деталей, узлов, смесей, о фактическом их наличии при инвентаризации.

Остатки незавершенного основного, вспомогательных и обслуживающих производств (счета 20, 21, 23, 29) отражаются в разделе II актива бухгалтерского баланса «Оборотные активы» по статье «Затраты в незавершенном производстве».

 

6.9 Учет затрат вспомогательных производств

 

Для учета затрат вспомогательных производств применяется активный калькуляционный счет 23 «Вспомогательные производства» с возможностью применения следующих субсчетов:

23/1 – для учета затрат на содержание подразделений по обеспечению предприятия различными видами энергии;

23/2 – для учета затрат на содержание транспортных хозяйств предприятия внутрихозяйственного профиля (т.е. транспорта, работающего на транспортных линиях внутри предприятия);

23/3 – для учета затрат на содержание подразделений, обеспечивающих ремонт основных средств;

23/4 – для учета затрат на содержание подразделений, обеспечивающих ремонт инструмента и оснастки;

23/5 –для учета затрат на содержание транспортных хозяйств предприятия (т.е. транспорта, работающего на транспортных линиях не только внутри предприятия, но и за его пределами);

23/6 – для учета затрат на создание временных (не титульных) сооружений, например, ограждений в процессе ремонта и т.д.;

23/7 – для учета затрат на содержание подразделений по вспомогательной добыче для предприятия нерудных материалов;

23/8 – для учета затрат предприятия по лесозаготовительным операциям и лесопилению (обычно – это затраты по содержанию деревообрабатывающих подразделений (например, цехов деревообработки на металлообрабатывающем предприятии)

23/9 –для учета затрат на содержание подразделений по обеспечению предприятия переработкой сельскохозяйственной продукции (как вспомогательные подразделения).

На суммы производственных затрат дебетуется счет 23 (возможно – в структуре рассмотренных субсчетов) и кредитуются счета: 10 «Материалы» - на фактическую себестоимость материальных ценностей, израсходованных на нужды вспомогательных производств; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 68 «Расчеты по налогам сборам» - на суммы начисленной оплаты труда, резерва на оплату отпусков рабочих, отчислений на социальную защиту соответственно; 02 «Амортизация основных средств» — на величину амортизационных отчислений по объектам основных средств, используемых во вспомогательных производствах; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость покупной продукции и услуг специализированных предприя­тий; 25/1 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования», 25/2 «Общепроизводственные расходы» — на долю этих расходов, учитываемых предварительно на счете 25 в крупных вспомогательных производствах, вырабатывающих несколько видов продукции. В мелких, а также в крупных производствах, из­готавливающих один вид продукции, счет 25 может не вестись, а все затраты учитываться непосредственно на счете 23; 26 «Общехозяйственные расходы» — на долю таких расходов по продукции и услугам, реализуемым на сторону.

Указанные записи по счету 23 ведутся в ведомос­тях 12, машинограммах, итоговые данные которых затем переносятся в журнал-ордер 10 или 10/1.

В простых вспомогательных производствах ведомости 12 открываются по каждому хозяйству: электроцеху, котельной, водонасосной, компрессорной станциям, автобазе и т. п. Если энергетический цех вырабатывает или распределяет несколько видов энергии, например теплосиловой цех — пар, горячую воду, кислород и т. п., затраты учитываются в ведомости 12 по цеху в целом, а в дополнение к ней открывают карточки аналитического учета по каждому виду энергии. Незавершенное производство отсутствует. В рассматриваемых производствах применяется простой (попроцессный) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

В сложных вспомогательных производствах ведомости 12 ведутся, как правило, по цеху (хозяйству) в целом и дополняются карточками аналитического учета затрат по заказам на изготовление инструментов, тары, запасных частей для ремонта и обслуживания основных средств. Прямые затраты учитываются непосредственно на счете 23 «Вспомогательные производства», а косвенные — могут предварительно собираться на счетах 25/1 «Расходы по содержанию оборудования» и 25/2 «Общецеховые расходы». После распределения они списываются на счет 23 и включаются в себестоимость соответствующих заказов. Имеется незавершенное производство, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции организуются позаказным методом. Заказы открывают на выпуск единичной инструментальной оснастки или на группы однородных инструментов и приспособлений, на объекты изготавливаемого нестандартного оборудова­ния или ремонтируемых основных средств, на серии за­пасных частей и т. п.

Наряду с разовыми применяются также постоянные заказы на текущий ремонт и обслуживание оборудова­ния, заточку инструментов и т. п. Затраты по постоянным заказам полностью списываются в конце месяца на счета цехов-потребителей без калькулирования себе­стоимости услуг.

Планирование, учет и калькулирование себестоимости продукции осуществляются по номенклатуре статей расходов, устанавливаемой отраслевыми министерствами и ведомствами в зависимости от особенностей соответствующей отрасли, или в структуре экономических элементов затрат, предусмотренных «Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Наиболее распространенными статьями являются:

1) материальные затраты;

2) расходы по заработной плате основных рабочих (работников);

3) налоги на заработную плату основных рабочих (работников);

4) накладные расходы.

Основные первичные документы по учету выпуска продукции вспомогательных производств и оказания услуг цехам и другим подразделениям-потребителям – накладные на сдачу инструментов, приспособлений, моделей, пресс-форм, запасных частей, тары; акты приема-передачи нестандартного оборудования, акты приема-сдачи капитально отремонтированных, модернизированных и реконструированных объектов; путевые листы работы автомобилей, ведомости работы автопогрузчиков, электрокар и др.

Учет выработанной и полученной со стороны энер­гии, а также ее отпуска потребителям ведется по показаниям измерительных приборов, а при их отсутствии определяется расчетным путем исходя из мощности оборудования и продолжительности его работы. По данным приборов или расчетов отделом главного энергетика составляется ведомость распределения энергии по потребителям в натуральном выражении. В ней расход энергии подразделяется также по целевому назначению: на технологические цели, на приведение оборудования в движение, на общецеховые, общезаводские и другие нужды. Ведомость сдается в бухгалтерию и служит первичным документом учета расхода энергетических ресурсов.

Объектами калькуляции во вспомогательных производствах являются виды их продукции, работ и услуг, по которым исчисляется себестоимость. В качестве калькуляционных единиц целесообразно применять: штуку или 100 штук инструментальной оснастки, запасных частей, тары соответствующего наименования и типоразмера, объект изготовленного нестандартного, капитально отремонтированного или модернизированного оборудования, 1000 кВт х ч электроэнергии, джоуль теплоэнергии, 1000 м3 сжатого воздуха и газа, тонну восстановленных смазочных и других вспомогательных материалов, одну обслуживаемую точку вентиляционных установок или слаботочной связи, тонну, тонно-километр перевозок или машино-час работы транспортных средств, комплект постиранной или отремонтированной спецодежды, нормо-час или 1000 р. на работы по обслуживанию оборудования, заточке инструментов и др.

Натуральные калькуляционные единицы целесообразно дополнять качественными характеристиками инструментов и оборудования (мощностью, производительностью, эксплуатационной готовностью и т. п.).

В простых вспомогательных производствах в связи с отсутствием незавершенного производства затраты и себестоимость продукции равны. Себестоимость калькуляционной единицы определяется делением затрат, учтенных в ведомости 12 или карточках аналитического учета по соответствующему виду продукции, на количество произведенной или распределенной энергии, выполненных транспортных либо других работ, т. е., как уже отмечалось, применяется простой (попроцессный) метод калькулирования.

В сложных вспомогательных производствах при исчислении себестоимости заказов и всей продукции принимаются во внимание переходящие остатки незавершенного производства. Если по одному заказу изготавливалось несколько единиц продукции, себестоимость единицы исчисляется делением затрат (с учетом изменений остатков незавершенного производства) на количество изделий (объем работ). В тех случаях, когда по заказу производилось несколько видов продукции, затраты между каждым из них обычно распределяются пропорционально плановой (нормативной) себестоимости.

Таким образом, основными методами калькулирования продукции вспомогательных производств являются простой, позаказный и нормативный.

В конце месяца учтенные на счете 23 «Вспомогательные производства» затраты распределяются по потребителям. Причем в сложных вспомогательных производствах предварительно оцениваются остатки незавершенного производства. Порядок их оценки такой же как и в основном производстве, но имеются и некоторые упрощения. В частности, прямые затраты в незавершенном производстве допускается исчислять по укрупненным нормативам, распределять расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, а также общепроизводственные расходы — пропорционально заработной плате производственных рабочих. Продукция и работы, сданные по частично выполненным заказам, оцениваются по плановой себестоимости, а фактическая себестоимость определяется после выполнения всего заказа.

 

6.10 Синтетический учет текущих затрат (себестоимости). Порядок расчета (калькулирования) текущих затрат и последовательность их учета

Для синтетического учета текущих затрат (себестоимости) применяются:

1) в учете себестоимости производственных операций – счета раздела III Типового плана счетов бухгалтерского учета;

2) в учете текущих затрат в торговых операциях – счет 44/2 «Издержки обращения» раздела IY Типового плана счетов.

Все счета активные, так как остатки (дебетовые) на них отражают величину НЗП (незавершенного производства).

Формирование затрат фиксируется по дебету указанного счета в корреспонденции с кредитом счета учета экономического элемента или статьи затрат.

Основным счетом является счет 20, на котором учитываются полная себестоимость (себестоимость итого) работы предприятия в данном периоде (например, месяце). Однако, кроме полной себестоимости, необходимо вести раздельный учет по видам изделий (работ и услуг). Для этого применяются субсчета второго порядка счета 20. Субсчета первого порядка – выражаю


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: