Субсидирование и кредитование экспорта

Применяется в качестве косвенной меры поддержки экспортеров.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры в виде компенсационных пошлин;

· косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление им льгот по уплате налогов, льготные условия страхования и кредитования, продажи части ресурсов по пониженным ценам и пр.

Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Может принимать форму:

· субсидирования кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит. Подобные кредиты называются связанными и широко используются развитыми странами при экспорте сложной машинотехнической продукции в развивающиеся страны;

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером). Без подобного страхования не обходится ни одна серьезная сделка, предусматривающая длительные сроки поставок, например, по экспорту вооружений в развивающиеся страны, сроки которой могут составить несколько лет.

Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является демпинг, представляющий собой наиболее яркое проявление ценовой конкуренции.

Демпинг – массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам с целью вытеснения конкурентов с рынка.

В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации товара на внутреннем рынке страны-экспортера, наносящий или угрожающий нанести материальный ущерб отрасли экономики, созданной на территории страны импортера, или существенно задерживающий создание таковой.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. На практике встречается экспорт товаров по ценам не только ниже цен своего внутреннего рынка, но даже ниже издержек производства. Это так называемый хищнический демпинг, направленный на вытеснение конкурентов с рынка на основе умышленного занижения цен с последующим установлением монопольных цен.

Экономический смысл демпинга заключается в том, что он представляет собой не простое снижение цен, а ценовую дискриминацию, т.е. продажу одного и того же товара на различных рынках по разным ценам. В этом случае цены занижаются на одном рынке, в то время как тот же товар продается на других рынках по более высоким ценам.

В действительности смысл практики демпинга заключается в том, что она тесно связана с монополизацией рынков и применением монопольно высоких цен. Благодаря тому, что конкретная компания занимает монопольные позиции на отдельных рынках (чаще всего это внутренний рынок страны базирования компании или рынок страны, где расположены основные производственные мощности), она получает возможность продавать свою продукцию на этом рынке по завышенным (монопольно высоким) ценам.

Таким образом, демпингующая компания получает дополнительную (монопольную) прибыль. Возможность получать дополнительную прибыль за счет одного рынка позволяет проводить политику искусственно заниженных цеп на других рынках с целью вытеснения с них конкурентов. Использование заниженных цен как средства конкурентной борьбы на отдельном рынке имеет экономический смысл только тогда, когда данный поставщик является монополистом на каком-либо другом рынке. В этом проявляется дискриминационный характер практики демпинга.

В коммерческой практике различаются следующие виды демпинга:

· спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров по заниженным ценам. Происходит тогда, когда емкость внутреннего рынка по каким-либо причинам оказалась меньшей, чем предполагала фирма и последней приходится сбрасывать на внешние рынки по демпинговым ценам излишки товара, чтобы сохранить использование производственных мощностей;

· преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства;

· постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;

· обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи данных товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют;

· взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

В международной торговой практике неблагоприятные экономические последствия демпинга устраняются путем введения антидемпинговых пошлин или принятия экспортером ценовых обязательств, предполагающих его отказ от поставок товара по заниженным ценам. Антидемпинговые пошлины применяются в рамках антидемпинговых мер и направлены на устранение экономических последствий демпинга. Они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Для применения мер, противодействующих демпингу (антидемпинговых процедур), требуется соблюдение ряда условий: установление факта демпинга, наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны-импортера и определение размера материального ущерба, существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и возникновением ущерба.

Заключение

Выводы по лекции:

Задание на самостоятельную работу:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие

По рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего лекционного занятия.

Учебно-материальное обеспечение следующего лекционного занятия:

1. Конспекты лекций.

2. ПЭВМ, видеопроектор.

3. Выставка литературы.

4. Карта мира;

Ответы на вопросы.

 

Разработчик – кандидат экономических наук

 

Н. Рощина

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: