В рыночной экономике материально-техническое обеспечение производства носит характер внутрифирменного планирования. Причем, предприятия разрабатывают не только текущие, но и долгосрочные планы. Долгосрочный план промышленного предприятия выражает его общую стратегию. Это по существу изложение концепции развития, где рассматриваются основные проекты и задаются приоритеты. Долгосрочный план разрабатывается на уровне высшего руководства.
Процесс долгосрочного планирования промышленного предприятия в условиях рынка включает в себя три стадии:
Стадия первая – на ней формулируются цели предприятия, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах.
Стадия вторая – определяются уровни притязаний, темпы роста основных показателей деятельности, доля предприятия на рынке. Выявляется разница между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует предприятие.
Стадия третья – разрабатывается новая стратегия с целью устранения разницы между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует предприятие.
На предприятиях России в настоящее время практически отсутствуют возможности долгосрочного планирования. На протяжение почти 15 лет перед предприятиями стоит важнейшая задача – выжить. В таких условиях более целесообразным является текущее планирование материального обеспечения, которое включает в себя:
- исследование рынка сырья и материалов;
- определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материальных ресурсов;
- составление плана закупок материальных ресурсов;
- стоимостной анализ заготовительной сферы.