Изучение рынка сырья и материалов

 

Целями исследования рынка сырья и материалов являются достижение обозримости этого рынка и возможность рациональной закупки материальных ресурсов.

В России в соответствии с существующей классификацией материальных ресурсов различают:

- сырье – продукция добывающих отраслей;

- основные материалы – предметы труда, являющиеся основным содержанием готовой продукции;

- вспомогательные материалы – предметы труда, играющие вспомогательную роль а производственном процессе;

- комплектующие детали и покупные полуфабрикаты – предметы труда, входящие в готовую продукцию и требующие дополнительной обработки на данном предприятии и затрат на сборку.

Рационально закупить материальные ресурсы – значит приобрести их нужного качества, в необходимом количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене.

При исследовании рынка сырья и материалов предприятие должно, прежде всего, дать количественную оценку предложения необходимых ему материальных ресурсов. Такая оценка дается на основании емкости рынка по формуле:

Е = Q + И - Э + З,

 

Где Q - производство материального ресурса определенного вида;

И, Э - импорт и экспорт материального ресурса определенного вида;

З - товарные запасы материального ресурса.

На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынка каждого поставщика, которая определяется соотношением фактического объема реализации им данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса. Этот показатель важен тем, что позволяет лучше оценить возможность каждого поставщика на рынке сырья и материалов.

При анализе предложения на рынке материальных ресурсов большое значение имеет анализ их ассортимента: новые виды сырья и материалов, их характеристика.

Особое значение при анализе предложения имеют цены на материальные ресурсы. В зависимости от форм купли-продажи, сфер экономики цены подразделяются на:

- мировые - денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара, по одним товарам она определяется уровнем цен стран-экспортеров, по другим – ценами бирж, по третьим – ценами ведущих фирм мира;

- договорные – устанавливаются по договоренности между производителем и потребителем на определенные объемы продукции;

- оптовые (отпускные) – на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления устанавливаются, исходя из фактических затрат, включая себестоимость продукции, прибыли. Оптовые цены увеличиваются на сумму НДС, а оптовые цены на товары народного потребления, облагаемые акцизами – на сумму акцизов;

- свободные (закупочные) – цены заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптово-посреднических, торгово-закупочных организаций включают оптовую отпускную цену предприятия-изготовителя, НДС, акциз, затраты этих предприятий и прибыль, необходимую для нормальной деятельности;

- свободные (розничные) – определяются розничными организациями в соответствии с конъюнктурой рынка на основе цены закупки с учетом НДС и торговой наценки, а по подакцизным товарам – акциза и торговой наценки. В торговую наценку включаются издержки обращения розничной организации.

В условиях рынка цены подразделяются в зависимости от воздействия государства на:

- свободные рыночные цены, складывающиеся на основе конъюнктуры рынка и не испытывающие воздействие государственных органов;

- регулируемые государством испытывают воздействие путем ограничением их роста или снижения, либо регламентацией рентабельности (электроэнергия, тепловая энергия, природный газ и др.).

При исследовании рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения, то есть решается вопрос, будет ли предприятие закупать те или иные материалы, детали, комплектующие у поставщиков, либо производить их у себя. Вырабатывая стратегию снабжения предприятие должно сравнивать собственные затраты на производство необходимых деталей или комплектующих изделий (V· Q + C) с ценой поставщика (S· Q). Приравняв эти выражения и решив их относительно Q, получим формулу:

С

Q = --------------, где V - переменные расходы предприятия в расчете на единицу изделия

S - V S - цена покупки у поставщика

Q - количество изделий, необходимых для выпуска

С - постоянные расходы предприятия.

 

Прямые и косвенные методы изучения рынка сырья и материалов.

Получение информации напрямую называют первичным исследованием рынка. Его базой служат четыре источника:

- контакты с поставщиками;

- контакты с посредниками;

- посещение ярмарок и выставок;

- поездки на предприятия-поставщики, их осмотр.

Косвенное изучение рынка сырья и материалов (вторичное) в отличие от первичного (прямого) предполагает использование уже имеющихся документов. Этот метод дешевле первичного. В качестве исходных данных служат:

- обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени;

- журналы, газеты, радио, телевидение;

- фирменные журналы, выпускаемые торгово-промышленной палатой, поставщиками;

- предложения о продажах, содержащиеся в специальных журналах, каталогах, брошюрах, проспектах;

- отраслевые адресные книги, технические справочники.

 

Определение потребности и разработка плана закупок материальных ресурсов.

Для определения потребности в материальных ресурсах наиболее целесообразно использовать нормативный метод, основанный на нормах расхода и программе выпуска продукции или выполнения работ:

 

 

Потребность в материалах определяется в натуральных единицах путем умножения норм расхода каждого материала на объем производимой продукции.

При стабильном потреблении материальных ресурсов целесообразно применять метод статистического прогнозирования. Главным для этого метода является определение потребности будущего периода на основе показателей прошедшего времени.

Разработка плана закупок.

После определения потребности в материальных ресурсах разрабатывается план закупок. Этот план нужен для рациональной закупки материальных ресурсов. Составить план закупок - это означает определить объем закупок на определенный период, а также вид закупок.

Объем закупок определяется по формуле:

 

В зависимости от объема закупок материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Известны следующие виды:

- напрямую у изготовителя;

- оптовые закупки через посредника или биржу;

- закупки мелкими партиями в магазинах розничной торговли;

- закупки через торги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: