Одна из решающих причин несовершенства системы товародвижения заключается в несогласованности ее многочисленных элементов и высокой цены как на транспортно-экспедиционное обслуживание, так и на содержание складского хозяйства по хранению продукции, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ и оказанию услуг производственного характера. Доведение товаров до конечных потребителей является важнейшей функцией коммерческо-посреднической деятельности. Эта система товародвижения представляет комплексную деятельность, включающую всю совокупность операций, связанных с физическим перемещением товаров от изготовителя до потребителя с учетом пространства и времени.
Составными элементами пространственного перемещения товаров являются: складская переработка готовой продукции, выполнение транспортных операций, оказание услуг производственного характера. Другими словами, система товародвижения — это единый комплекс организационно-экономических и технических операций, эффективное управление которым требует в полной мере использования и внедрения логистических принципов и методов.
Совокупные затраты на организацию и реализацию системы товародвижения обычно достаточно высокие и представляют собой сумму затрат на транспортные расходы, организацию процесса складирования, поддержание оптимального уровня товарно-материальных запасов, разгрузочно-погрузочные работы, упаковку товаров, обработку принятых заказов и административные расходы.
Структура совокупных затрат на товародвижение представлена на рисунке.
Из представленной структуры затрат ясно, что наибольший удельный вес в общей структуре занимают затраты на транспортировку грузов и на организацию процесса складирования, а также на работу по поддержанию достаточного уровня запасов товарно-материальных ценностей. Любая коммерческая фирма направляет свои усилия на минимизацию совокупных затрат и прежде всего за счет:
• обеспечения кратчайших оптимальных маршрутов движения грузов;
• выбора прогрессивных форм движения и доставки с использованием более удобного и рационального транспорта, эффективной многооборотной тары;
• обеспечения наиболее экономного канала движения с точки зрения участников, т.е. количества звеньев цепи продвижения.
Исследуя систему товародвижения, нельзя не отметить факторы, определяющие уровень и качество складского обслуживания, а именно: скорость выполнения заказов с учетом элементов гибкости, безотказности и стабильности выполнения; возможность выполнения заказов со срочной доставкой товара по спецзаказу; наличие мобильного транспорта, развитую сеть службы ремонта и сервиса; эффективный механизм ценообразования на товары и услуги в рамках доступных цен для клиентов.
Ведущая роль в организации и осуществлении системы товародвижения принадлежит оптово-посредническим организациям и прежде всего их системе оптовых баз, складов, магазинов и автотранспортных предприятий.
В настоящее время так же, как и в доперестроечный период, остались нерешенными проблемы в области согласованности формирования маршрутов, рационального использования транспортных средств, складских мощностей как со стороны ведомственных систем товародвижения, так и со стороны транспортных организаций и независимых коммерческо-посреднических структур.
С развитием рыночных отношений бывшие базы оптовой торговли, предприятия оптовой торговли преобразованы в склады-отели или складские центры, производственные мощности которых, как правило, на арендной основе предоставляются другим предприятиям для хранения производственных и товарных запасов.
Такая практика наиболее распространена среди региональных органов материально-технического снабжения. Склады-отели или оптовые складские центры представляют собой сгруппированные на единой территории предприятия оптовой торговли, принадлежащие разным фирмам. Такая организация системы товародвижения оправдала себя прежде всего за счет возможности:
• снизить затраты на сооружение и эксплуатацию транспортных и инженерных коммуникаций и многих других элементов инфраструктуры;
• повысить эффективность работы транспорта в результате организации рациональных схем грузопотоков из единого центра, используя, как правило, зонально-кольцевые маршруты по доставке грузов многочисленным потребителям;
• более полно загрузить производственные мощности совместно созданных служб, выполнять заказы коммерческого характера, осуществляемые единым информационным и вычислительным центром.
Главным звеном в системе товародвижения являются оптовые магазины, осуществляющие продажу товаров небольшими партиями и в широком ассортименте. Оптовые магазины связаны с оптовой сетью, которая их формирует. Товары завозятся с центральных складов снабженческо-сбытовых организаций. Магазины в максимальной степени приближены к своим потребителям и сокращают время между моментом возникновения потребности у покупателя и ее удовлетворением.
Классификация оптовых магазинов идентична классификации оптово-посреднических организаций, т. е.:
а) по ведомственной принадлежности. Магазины входят в промышленную фирму или в посредническую организацию или функционируют независимо;
б) по товарно-функциональному признаку — специализированные, т.е. работающие по продаже определенного вида продукции, или универсальные, торгующие одновременно несколькими видами продукции широкого ассортимента;
в) по принципам действия — стационарные оптовые магазины на постоянном месте или передвижные оптовые магазины, имеющие оборудование под мелкооптовую торговлю и транспортные средства по типу "склады-магазины", работающие по типу самообслуживания с полной выкладкой образцов на платформе грузовика либо плавучего средства.
Характерные признаки оптовых магазинов:
1. Наличие материально-технической базы с элементами инфраструктуры, соответствующей пропускной способности с рациональным распределением складской площади, выставочных залов, подсобных помещений, а также наличием необходимого транспорта, оргтехники, средств коммуникаций.
2. Формирование необходимых объемов и номенклатуры товарного ассортимента, а также наличие компьютерного персонала для выполнения совокупных услуг товародвижения.
Магазин имеет три основных помещения: складское, зал для выкладки образцов и проведения работы по приемке и оформлению заказов и административно-бытовое.
Несмотря на имеющуюся транспортную сеть и систему оптово-посреднических звеньев в форме разнообразных перевалочных баз в стране, система товародвижения нуждается в совершенствовании. Основным элементом процесса совершенствования является необходимая увязка и согласованность при выполнении транспортно-складских операций между транспортными предприятиями и оптово-посредническими звеньями. В настоящее время это направление постепенно расширяется в результате создания и использования транспортных терминалов на базе складских площадей бывших госснабовских организаций, которые по назначению используются лишь на 50%.
В рамках Федеральной целевой программы "Терминал" в России начинается строительство более трех тысяч терминалов. Данные терминалы проектируются с учетом особенностей и характера деятельности. Они создаются как акционерные общества закрытого типа на добровольной основе с основными представителями от транспортных организаций и крупных оптово-посреднических фирм и компаний материально-технического снабжения. Практика показала, что при использовании терминалов количество перевалок в сфере обращения сокращается почти в два раза, а в сфере материального производства — на 25%.
Впервые в практике российской экономики появилась концепция интегрированного и комплексного использования складских площадей коммерческо-посреднических организаций, мощностей транспортных и промышленных организаций, основанная на взаимной заинтересованности.
Так, с 1995 г. в рамках единой программы "Системы транспортно-экспедиционного обслуживания московского региона "Московский терминал" предложено соорудить вокруг Москвы терминальное кольцо с учетом реконструкции действующих крупных терминалов и строительства мультимодальных терминальных комплексов, тяготеющих к железнодорожным направлениям, транспортным узлам. Так, например, на минском направлении предлагается включить в программу "Московский терминал" три терминальных комплекса, создаваемых на базе действующих терминалов и складов с таможенной обработкой грузов в Голицыно, Тучково и в Можайске.
Представляется целесообразным в целях совершенствования системы товародвижения грузов от изготовителей к потребителям создание в наиболее крупных транспортных центрах "Транспортно-грузовых центров" для оптимизации использования транспортных средств в народном хозяйстве и дальнейшего развития транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей.