Виды цен в рыночной экономике

Методы ценообразования.

4. Особенности ценообразования в электроэнергетике.

5. Формирование оптовой рыночной цены на электрическую энергию и ее структура.

6. Формирование розничного тарифа на электроэнергию.

7. Тарифы на электроэнергию, дифференцированные по зонам суток

 

Понятие и функции цены

 

В рыночных условиях хозяйствования ключевым экономическим рычагом, активно влияющим на развитие общественного производства и уровень жизни населения, является цена.

Цена – это денежное выражение стоимости товара (продукции, услуги).

Цена – наиболее важный показатель для любого предприятия, т.к. ее главная функция состоит в обеспечении дохода от продажи товаров. Решение об установлении цены принимает каждая фирма при первом выпуске товара на рынок, а также при изменении рыночных условий его реализации.

Применяемые в рыночной экономике цены выполняют три основные функции:

Учетно-измерительнаяфункция цены состоит в том, что она является средством учета и измерения затрат общественного труда на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). В ценовом выражении чаще всего определяется объем производства и реализации в масштабах предприятия и всей экономики в целом.

Распределительная функция цены сводится к тому, что с помощью цен происходит перераспределение части доходов предприятий и населения между отраслями национальной экономики, регионами, различными категориями населения. Это происходит путем включения в цену продукции (работ, услуг) косвенных налогов (НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины и пр.) и последующего перераспределения их через бюджеты различных уровней.

Стимулирующая функция цены используется для мотивации повышения эффективности хозяйствования, обеспечения необходимой рентабельности каждому нормально работающему производителю, посреднику и непосредственному продавцу товаров производственного и потребительского назначения. Уровень цены оказывает воздействие:

¨ на темпы развития НТП путем установления цен на новую и устаревшую продукцию;

¨ на эффективность использования всех видов ресурсов;

¨ на повышение качества продукции через системы скидок (надбавок) и т.д.;

¨ на уровень личного и производственного потребления.

 

 

Виды цен в рыночной экономике

 

В системе хозяйствования применяется множество видов цен, которые выделяются по определенным классификационным признакам и без них.

І. В зависимости от сферы экономики и наличия промежуточных звеньев на пути от производителя к потребителю различают следующие виды цен:

1. Оптовая (отпускная) ценапредприятия Цо применяется при расчетах производителей с оптовыми посредническими предприятиями:

 

Цо = С + П + НДС + А,

 

где С – полная себестоимость, включая затраты на производство и реализацию продукции;

П – прибыль предприятия, включаемая в цену продукции с учетом ее качества, конъюнктуры рынка и прочих ценообразующих факторов;

НДС – налог на добавленную стоимость.

А – акцизный сбор.

НДС – это форма взимания в бюджет части стоимости, вновь созданной на каждом этапе производства и обращения товаров (работ, услуг). Ставка НДС составляет в настоящий момент 20% от цены товара.

Акцизный сбор устанавливается на высокорентабельные и монопольные товары, перечень которых и размер сбора определяется Верховной Радой Украины ежегодно. Акцизный сбор уплачивается, как правило, производителем подакцизной продукции.

2. Оптовая цена реализации Цопт применяется оптово-посредническими предприятиями оптовой торговли при реализации продукции мелкооптовым и розничным торговцам:

 

Цопт = Цо + НДС + Нопт,

 

где Нопт оптово-сбытовая надбавка (наценка), которая обеспечивает возмещение затрат посреднических предприятий на закупку, хранение, транспортирование и реализацию продукции, а также прибыль, необходимую для нормальной деятельности.

3. Розничная цена Цр устанавливается торговыми предприятиями для продажи товаров отдельным потребителям мелкими партиями и поштучно:

 

Цр = Цопт + НДС + Нт,

где Нт торговая надбавка (наценка), которая покрывает издержки обращения и обеспечивает прибыль розничного торгового предприятия.

ІІ. В зависимости от того, где реализуется продукция (работы, услуги), различают:

¨ внутренние цены, по которым товары реализуются на внутреннем национальном рынке;

¨ экспортные (импортные) цены, по которым продукция поставляется в другие страны;

¨ мировые цены, которые складываются на мировом рынке (биржах, аукционах, у ведущих товаропроизводителей).

ІІІ. В зависимости от уровня установления и регулирования в Украине в соответствии с Законом Украины “О ценах и ценообразовании” применяются следующие виды цен:

1. Централизованно-фиксированные и регулируемыецены устанавливаются государством:

¨ на ресурсы, которые имеют определяющее влияние на общий уровень и динамику цен (электроэнергия, уголь, газ, нефть);

¨ на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение (детское питание, медицинские препараты, хлеб, платные услуги здравоохранения, коммунального транспорта и пр.);

¨ на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке (услуги связи, железнодорожного транспорта, газо-, водо- и теплоснабжения и др.).

Государственное регулирование цен осуществляется путем их фиксирования на определенном уровне либо путем установления предельных уровней надбавок или рентабельности.

2. Договорные цены формируются на основе договоренности между изготовителем (продавцом) и потребителем (покупателем) и касаются конкретной партии товаров.

3. Свободные цены – это цены, которые устанавливаются предприятием самостоятельно исходя из рыночных условий.

Однако государство в некоторой степени влияет на договорные и свободные цены, проводя антимонопольную политику, регулируя условия налогообложения и кредитования для определенных групп субъектов хозяйственной деятельности.

При этом регулирующее действие государства направлено не только на ограничение цен сверху, но и на установление минимальных цен, защищающих интересы отдельных товаропроизводителей и государственного бюджета. Так, действуют минимальные цены на сахар, на подсолнечное масло; для недопущения занижения таможенной стоимости товаров, с которой взимается таможенная пошлина, устанавливается минимальная таможенная стоимость (например, легковых автомобилей, ряд подакцизных товаров).

ІV. С учетом территориальной дифференциации различают:

а) единые цены (тарифы на электроэнергию для населения, услуги связи, пассажирского железнодорожного транспорта и пр.);

а) региональные (зональные) цены – отражают географические условия производства или реализации продукции (на полезные ископаемые, сельскохозяйственную продукцию и пр.).

V. В зависимости от срока действия цены бывают:

¨ постоянные (не зависящие от сезона);

¨ сезонные (на сельхозпродукцию);

¨ временные (на вновь созданную продукцию),

Отдельную группу цен составляют разнообразные тарифы. Тариф – это плата за предоставляемые услуги (транспорта, связи, коммунальные, бытовые, банковские, юридические, консультативные и другие услуги). Цена на электроэнергию также называется тарифом.

В рыночных условиях применяются и другие виды цен, которые выделяются без определенного классификационного признака.

При налогообложении бартерных операций применяется обычная цена, т.е. цена, не меньшая средневзвешенной цены реализации аналогичной продукции по другим договорам купли-продажи в течение 30-ти дней до момента реализации.

Базисная цена – это цена товара с фиксированными в прейскурантах параметрами качества, размера, химического состава и пр.

Биржевые котировки отражают цену продукции, реализуемой через биржу (Минеральное сырье, металл, нефть, хлопок и пр.), и являются ценой реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и сроков поставки, валюты платежа. Котировки регистрируются и публикуются котировочной комиссией в биржевых бюллетенях по видам продукции.

Контрактные цены отражают действительный уровень цены на товар определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа. Контрактные цены, как правило, составляют коммерческую тайну.

Учет в ценах на продукцию издержек, связанных с ее транспортированием, называется франкированием цен. Траспортные расходы, включительно до места, указанного в договоре под термином “франко”, включаются в цену продукции. При установлении оптовой цены “франко-станция отправления” затраты на доставку продукции от станции отправления до места потребления несет покупатель товара, а, следовательно транспортные затраты продавец в цену не включает. Так, продукция горнодобывающих отраслей чаще всего имеет цену “франко-вагон (судно) станция (порт) отправления”, продукция машиностроения - “франко-станция отправления”. Оптовая цена “франко-станция назначения” включает транспортные затраты, которые возмещает оптово-сбытовая организация или производитель продукции. Электроэнергия конечному потребителю всегда реализуется по тарифу “франко-потребитель”, включающему затраты на производство, передачу, и распределение электроэнергии, а также прибыль энергосистемы.

В условиях демонополизации внешней торговли многие предприятия самостоятельно выходят на внешние рынки. Поэтому при заключении контрактов особенно важно знать, что условия поставки и платежа могут существенно повлиять на величину контрактной цены.

При заключении внешнеэкономического торгового контракта должно быть четко согласовано, кто отвечает и платит за транспортировку, страхование груза, экспортно-импортные пошлины. Различные способы разделения ответственности и расходов между сторонами внешнеэкономического контракта обозначаются транспортными терминами, которые Международная торговая палата приняла в 1990 году. Они известны во всем мире как термины INCOTERMS.

INCOTERMS-90 – это базовые условия поставки, определяющие разделение ответственности и расходов поставщика и покупателя в международных сделках. INCOTERMS-90 содержит 13 транспортных терминов, разделенных на 4 группы по возрастанию обязательств поставщика (производителя).

1. Группа “ Е: EXW – франко-завод. Условия представляют собой минимум обязательств продавца: покупатель получает товар на складе продавца (завода-производителя), оплачивает все расходы по фрахту, страхованию, таможенной очистке и другие издержки. Используются при транспортировке воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом.

2. Группа “ F включает три термина:

FCA – франко-перевозчик;

FAS – франко вдоль борта судна;

FOB – франко-борт судна.

Условия группы “ F ” предполагают, что продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем. Например, условия FOB означают, что продавец оплачивает расходы по доставке товара от места первоначальной отгрузки до судна погрузке на борт, страховку груза до этой точки, экспортную лицензию и налоги на экспорт. Покупатель за свой счет фрахтует судно, оплачивает страховку в пути и разгрузку в пункте назначения.

3. Группа “ С включает четыре термина:

CFR – стоимость и фрахт;

CIF – стоимость, страхование и фрахт;

CPT – перевозка оплачена до…..

CIP – перевозка и страхование оплачены до …

Наиболее распространенное условие из этой группы CIF означает, что продавец оплачивает доставку и страхование товара до порта погрузки, погрузку на борт судна, оплату экспортной лицензии и налога на экспорт, фрахт судна и страхование товара от порта отгрузки до порта назначения.

4. Группа “ D включает пять терминов:

DAF – доставлено с границы;

DES – доставлено с судна;

DEC – доставлено на пристань;

DDU – доставлено без оплаты пошлины;

DDP – доставлено с оплатой пошлины.

Условия этой группы предполагают, что продавец несет практически все затраты и отвечает за все риски до пункта назначения.

Так, по условию DAF продавец обязан доставить груз к обозначенному в контракте пункту государственной или таможенной границы и оплатить все издержки и риски до передачи груза в названном пункте.

Условие DDP представляет собой предельные обязательства продавца. Согласно им продавец оплачивает все расходы по доставке товара в указанный пункт, включая страховку, импортную лицензию, импортные пошлины.

Условия платежа также могут существенно повлиять на размер контрактной цены. Так, при оплате наличными или чеком (что бывает крайне редко) могут предоставляться скидки; в то же время оплата аккредитивом или векселем увеличивает цену контракта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: