Глава 2. Финансово – экономическая оценка конкурентоспособности ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

Таблица 1 – Агрегированный бухгалтерский баланс ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» за 2015г., тыс. руб.

Группа баланса Условное обозн. Коды строк На начало года На конец года В среднем
Активы
Наиболее ликвидные активы А1 1240 + 1250      
Быстрореализуемые активы А2        
Медленно реализуемые активы А3 1210 + 1220 + 1260 + 1170      
Трудно реализуемые активы А4 1100 – 1170      
Баланс БА        
Пассивы
Наиболее срочные обязательства П1        
Краткосрочные обязательства П2 1510 + 1540 + 1550      
Долгосрочные обязательства П3        
Постоянные пассивы П4 1300 + 1530      
Баланс БП        

 

Таблица 2 – Основные показатели отчета о прибылях и убытках ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» тыс. руб.

Показатель Условное обозначение Численное значение за отчетный период
Выручка (нетто) от продаж товаров В  
Себестоимость проданных товаров СП  
Валовая прибыль ПВ  
Коммерческие расходы РК  
Управленческие расходы РУ  
Прибыль от продаж ПП  
Прибыль до налогообложения ПН  
Текущий налог на прибыль НП  
Чистая прибыль ПЧ  

 

В таблице 1 представлены агрегированный бухгалтерский баланс предприятия. Для него характерны высокая значимость и конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на внешнем (международном) рынках, отличные результаты производственно - хозяйственной деятельности (высокий уровень чистой прибыли). ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» является крупнейшим потребителем вторичных черных металлов, которые используются в сталелитейном производстве в качестве эквивалента чугуна.

Основные показатели Отчета о финансовых результатах (форма № 2) указанных предприятий, необходимые для оценки финансово – экономического состояния предприятий, приведены в таблице 2.

Абсолютные цифровые значения группировок (табл. 1 и 2) являются основой для расчета относительных аналитических показателей.

С учетом зарубежного, а также передового опыта российских предприятий в настоящее время сформировалась достаточно четкая система критериев и показателей оценки экономического состояния объекта анализа.

 

Таблица 3 – Экономическое содержание, алгоритм расчета и численные значения коэффициентов по группам показателей для ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

Показатель Условное обозн. Экономический смысл Алгоритм расчетов Нормативное значение
Показатели ликвидности
Общий коэффициент покрытия Ктл Возможность погашения краткосрочных обязательств за счет оборотных средств 2,23
Коэффициент срочной ликвидности Ксл Платежные возможности предприятия с учетом своевременного проведения расчетов с дебиторами 0,92
Коэффициент абсолютной ликвидности Кап Возможность погашения краткосрочных обязательств за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений 0,51
Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств Ксзсс Величина заемных средств на один рубль собственных средств 1,25
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств Кмсос Уровень собственных средств, вложенных в наиболее мобильные активы 0,64
Коэффициент автономии Ка Доля собственных средств в совокупных активах 0,43
Показатели рентабельности
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Рк Эффективность использования собственного капитала 0,23
Рентабельность совокупных активов по чистой прибыли Ра Эффективность использования имущества (совокупных активов) 0,10
Рентабельность продукции Рп Эффективность производства продукции 0,30
Показатели деловой активности
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Кооа Скорость оборотов оборотных активов за год 1,84
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Коск Число оборотов собственного капитала за год 2,37
           

 

Сам факт расчета всей совокупности коэффициентов не может дать исчерпывающую оценку экономического потенциала предприятия и, следовательно, оценку его конкурентоспособности – неудовлетворительную, удовлетворительную, хорошую, отличную. В связи с этим возникает необходимость формирования рейтинговой (комплексной) оценки.

Основополагающими являются два принципа: рейтинговая оценка должна быть ориентирована на использование экономических показателей всех четырех групп; рейтинговая оценка базируется на «бальной системе». Рекомендуется следующая схема формирования рейтинга:

1. Численные нормативные значения коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности имеют определенные границы (определенный диапазон). Значения коэффициентов, выходящие за пределы нижнего уровня диапазона нормативных (рекомендуемых) значений, следует оценить баллом «неудовлетворительно (2)» за исключением коэффициента соотношения заемных и собственных средств.

2. Численное значение коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности, находящихся внутри нормативного диапазона, оценивается баллом «хорошо (4)» или «удовлетворительно (3)» в зависимости от того, а сколько они приближены к верхней или нижней границам. Величина диапазона делится пополам, при этом половина, приближенная к верхнему рубежу, оценивается баллом «хорошо», а половина, приближенная к нижнему рубежу, – баллом «удовлетворительно».

В соответствии с изложенным, в таблице 4 представлена матрица оценочных балльных значений для показателей четырех групп.

С помощью всех этих показателей оборачиваемости можно определить сколько раз за рассматриваемый период оборачиваются те или иные активы организации. Обратная величина, умноженная на 360 дней (или количество дней на рассматриваемом этапе), свидетельствует о длительности одного оборота этих активов. Для того, чтобы оценить финансовое положение предприятия необходимо помнить о показателе оборачиваемости, который имеет большое значение, так как скорость оборота средств выражает непосредственное влияние на платежеспособность организации.

 

Таблица 4 – Нормативы финансово-экономических коэффициентов для оценки экономической безопасности.

Показатель (условное обозначение) Нормативные (рекомендуемы) значения
Отлично (5) Хорошо (4) Удовлетворительно (3) Неудовлетворительно (2)
Показатели ликвидности
  Ктл >5.5 3,2 – 5,5 1,0 – 3,2 <1,0
Ксп >3.6 2,0- 3,6 0,5-2,0 <0,5
Кап >0.9 0,5-0,9 0,1-0,5 <0,1
Показатели финансовой устойчивости
  II Ксзсс <0,3 0,3 – 0,6 0,6 – 1,0 >1,0
Кмсос >0,5 0,3 – 0,5 0,2 – 0,3 <0,2
Ка >0,75 0,6 – 0,75 0,5 – 0,6 <0,5
Показатели рентабельности
  III Рa >0,140 0,070 – 0,140 0,00 – 0,070 <0,00
Рк >0,186 0,093 – 0,186 0,00 – 0,093 <0,00
Рп >0,254 0,144 – 0,254 0,034 – 0,144 <0,034
Показатели деловой активности
  IV Кооа >7,5 5,0 – 7,5 2,5 – 5,0 <2,5
Коск >4,5 3,0 – 4,5 1,5 – 3,0 <1,5

 

Определяется фактическая величина отдельных коэффициентов по соответствующим алгоритмам расчета (табл. 5).

Приоритетной стратегией поведения фирм в условиях жесткой конкуренции должна стать стратегия повышения качества товаров и экономии ресурсов у их потребителей. Отсюда вывод: для повышения качества "выхода" системы необходимо сначала повышать качество стратегического маркетинга и обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих товаров.

 

Таблица 5 – Рейтинговая оценка экономического состояния предприятия

Показатель (условное обозначение) Значимость группы в общей рейтинговой оценке Фактическая величина коэффициентов, доли единиц Оценка отельных коэффициентов в баллах Оценка в баллах группы показателей с учетом значимости группы
Показатели ликвидности
Кт.л.   2,23    
Ксп.   0,92    
Кап   0,51    
Ср. значение по группе 0,30   3,33  
Показатели финансовой устойчивости
Ксзсс   1,25    
Кмсос   0,64    
Ка   0,43    
Ср. значение по группе 0,15     0,45
Показатели рентабельности
Ра   0,10    
Рк   0,23    
Рп   0,30    
Ср. значение по группе 0,40   4,67 1,87
Показатели деловой активности
Кооа   1,84    
Коск   2,37    
Ср. значение по группе 0,15   2,5 0,38
Рейтинг предприятия 1,00     3,7

 

Следует четко обозначить тот факт, что рейтинговая оценка, как показатель экономического потенциала предприятий непосредственно не влияет на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, но она обнажает болевые точки, расставляет вехи и ориентиры для принятия объективных управленческих решений.

Так для экономической мощности предприятия ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Для повышения рейтинговой оценки необходимо, улучшить показатели деловой активности, что в свою очередь требует решения вопросов расширения объемов реализации продукции, и о снижении величины производственных запасов.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте выражается в оборачиваемости ее средств и их источников. Отчего финансовый анализ деловой активности заключается в изучении динамики показателей оборачиваемости. Эффективность работы предприятий характеризуется рентабельностью и оборачиваемостью продаж, источников и средств их образования.

 

Заключение

Деловая активность организации - это конкретная характеристика процесса деятельности организации, от которой зависит результативность работы организации и ее конкурентоспособность. В этом случае деловую активность организации нужно анализировать в производственном, коммерческом и финансовом аспектах. Смысл деловой активности организации будет разным в зависимости от целей и задач организации, определенных на стратегическом и тактическом уровнях управления.

Деловую активность организации можно измерять отнесением продукции организации к вовлеченным (авансированным в организацию) ресурсам или к уже использованным ресурсам. Если же темпы роста продукции превосходят темпы роста авансированных ресурсов, имеет место главным образом интенсивная деятельность - организация не только завлекает ресурсы, но и весьма энергично преобразует их в продукцию и продает продукцию.

Наосновании изученного материала о конкурентной силе и о конкурентной способности предприятий, приобрел навыки расчета и анализа величин: показатель ликвидности, деловой активности, рентабельности и финансовой устойчивости. Проведенный анализ деловой активности свидетельствует о низком значении данного показателя у предприятия в 2015 году, о значительной возможности возникновения кассовых разрывов и уменьшения платежеспособности. Произведя данные расчеты, в последствии, можно сделать вывод о том, что в целом рейтинговая оценка предприятия не очень высокая и равна 3,7. Для решения этой проблемы требуется расширить объем реализации продукции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: