Методические рекомендации. При выборе игр всегда приходится считаться с раз­мером помещения

 

Помещение для игр

При выборе игр всегда приходится считаться с раз­мером помещения. Если игры проводятся в большом зале, просторном коридоре или спортивной площадке, никаких ограничений для выбора той или иной под­вижной игры нет. Можно проводить игры круговые и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три груп­пы и провести соревнование между ними.

В небольшом помещении возможности ограничены. Если детей много, приходится подбирать только мало­подвижные или тихие игры, игры на внимание, наблю­дательность и т. п. Подвижные игры тоже можно про­водить (например, соревнования-поединки), но только с очень небольшим числом играющих при условии, что все остальные дети — зрители, болельщики. В этих случаях участников игры надо как можно чаще менять.

Помещение, в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, чтобы в нем не было грязи и пыли.

Игры на воздухе

Проведение их зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, дру­гие — на осенний или зимний. В хорошую, теплую пого­ду во дворе, на площадке, в сквере, на опушке леса можно проводить все те игры, которые в плохую погоду прихо­дится проводить в помещении, и те, что только на воздухе и возможны (такие, как лапта или чижик, игры на мест­ности и т. п.). В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. В дождли­вую погоду игры можно проводить только под навесом.

Зимой, когда выпал снег и залит каток, можно про­водить самые разнообразные игры: со снегом, на конь­ках, на лыжах, на санках. Но предпочтение следует от­давать тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замерз. Надо строго следить, чтобы дети, разгоряченные играми, не пили холодную воду, не глотали украдкой снег, не сосали сосулек. Мороз до —10EС без ветра – наиболее благо­приятная погода для проведения игр на воздухе. При морозе свыше —12°С и особенно при сильном ветре проводить прогулки и игры на воздухе нельзя.

 

Групповые игры

 

Пятнашки

Пятнашки — одна из самых популярных игр. Игра­ющие разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнаш­кой». В эту игру можно внести ряд дополнительных правил и усложнений, тогда она станет еще интерес­ней. Вот некоторые из них:

1. Если пятнашка гонится за кем-либо из играю­щих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то он обязан погнаться за тем, кто пересек дорогу.

2. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть — и он уже в безопасности.

3. Играющий может спастись от пятнашки, если станет возле дерева и обнимет его руками.

4. Пятнашка не может запятнать того игрока, кото­рый в минуту опасности возьмется за руки с другим

играющим.

5. Пятнашка не может пятнать игроков, стоящих на одной ноге и держащих другую ногу, отведенную на­зад, двумя руками.

6. Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, вытяги­вает у него ленту и затыкает ее себе за пояс. Оставший­ся без ленты становится пятнашкой, поднимает руку и говорит: «Я — пятнашка!»

7. Двое играющих держат в руках скакалку (за кон­цы) и бегут вдвоем. Запятнанный сменяет пятнашку.

8. Пятнашка получает мяч и бросает его в убегаю­щего. Тот, в кого он попадет, становится пятнашкой, но если водящий промахнется, любой игрок может под­нять мяч с земли и начать перебрасываться с другими игроками. Чтобы вновь овладеть мячом, пятнашка дол­жен его отобрать (перехватить) или запятнать игрока в момент, когда он держит мяч.

9. Площадку делят на два, три и даже четыре участ­ка. На каждом участке свой пятнашка (они должны иметь отличительные знаки). Остальные играющие могут бегать по всей площадке. На каждом участке чертят по одному кружку, это — дом для отдыха игро­ков, уставших от бега. Игрок, которого коснулся пят­нашка, становится водящим только на том участке, где он был настигнут.

10. Если играющих немного, можно предложить та­кой вариант игры. Из числа играющих один выбира­ется пастухом, два — волками и 4—5 — овцами. Волки стараются осалить овец, а пастух — волков. Осаленные выходят из игры. Пастух выигрывает, если осалит двух волков, волки — если осалят всех овец.

 

Охотник и сторож

Из числа играющих выбираются охотник и сторож. Сторож становится посередине площадки. Возле него чертят круг диаметром в 2 м. Остальные играющие (звери) разбегаются по площадке в разных направлени­ях. Охотник гонится за ними, стараясь кого-либо за­пятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сто­рожа. Их можно выручать. Для этого достаточно уда­рить стоящего в кругу по вытянутой им руке (перехо­дить за линию круга пойманные не могут). Но если сторож или охотник запятнают выручающего, он сам отправляется в круг. Вырученные звери убегают и присоединяются к ос­тальным. Игра прекращается по усмотрению руково­дителя.

 

Второй лишний

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может в любой момент встать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто оказывается позади, становится убегающим. Бегать можно как внутри, так и снаружи круга. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями. Если играющих много, они становятся по кругу па­рами, в затылок друг другу. В этом случае убегаю­щий становится впереди любой из пар, а оказавшийся третьим убегает (в этом варианте игра называется «Тре­тий лишний»). В игре можно установить и другое правило. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоня­ющим, а тот, кто догоняет, — убегающим.

 

Челнок

Перед началом игры все участники должны встать в круг. В одном месте круг разомкнут. Отсюда начи­нается игра. Из числа играющих выделяются двое: один — догонялка, другой — челнок. Остальные участ­ники игры поднимают руки, образуя воротца. К началу игры в первых воротцах стоит догонялка, а во вторых — челнок. По свистку руководителя игра начинается. Чел­нок бежит змейкой по кругу, не пропуская ни одни во­ротца, а догонялка со жгутом в руках неотступно пре­следует его. Если догонялка успеет догнать челнок преж­де, чем он дойдет до конца круга, то сам становится челноком, а прежний челнок, осаленный им, идет в ко­нец круга и образует новые воротца. Если же челнок не будет настигнут раньше, чем проскочит последние во­ротца, то он получает жгут и становится догонялкой, а челноком становится очередной игрок из круга.

 

Лабиринт

Из числа играющих выбираются двое: убегающий и догоняющий. Остальные становятся в колонну по пять человек и размыкаются на длину вытянутых рук. За­тем все поворачиваются направо и опять размыкаются, разведя руки в стороны. Между играющими, таким образом, образуются как бы параллельные коридоры, на­правление которых меняется и зависит от того, в ка­кую сторону они повернуты. В одном из коридоров находится убегающий, его преследует догоняющий. Передвигаться они могут только вдоль коридоров, подлезать под руки нельзя. Руководитель уславливается с участниками игры, что всякий раз, когда он подает сигнал, все поворачи­ваются направо и вновь вытягивают в стороны руки. Благодаря этому убегающий и догоняющий могут неожиданно оказаться в разных коридорах. Если до­гоняющему удастся осалить убегающего, они меня­ются ролями. После этого выделяется новая пара и игра продолжается.

Командные игры

 

Успей взять кеглю

Играющие выстраиваются в две шеренги и становят­ся лицом друг к другу. Расстояние между ними 10 м. Игроки каждой из шеренг рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами (на равном расстоянии от них) ставят кеглю. Руководитель называет какой-либо номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Каж­дый стремится первым схватить кеглю. Тот, кто суме­ет это сделать, убегает в свою шеренгу, а противник ста­рается его запятнать. Если игрок с кеглей вернется в шеренгу, не будучи запятнанным, его команда получает два очка, а если его запятнают — одно очко. Затем руко­водитель называет другой номер и бегут другие игро­ки. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Сбей мяч

Играющие выстраиваются в две шеренги и становят­ся лицом друг к другу на расстоянии 10—15 м. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводят линию. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет ка­кой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбе­гают. Они должны добежать до противоположной ше­ренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. По­беждает команда, набравшая больше очков.

Бег за флажками

Играющие делятся на две равные команды и выстра­иваются друг против друга на противоположных кон­цах площадки. Параллельно этим линиям посередине площадки обозначается полоса шириной 1,5—2 м, на которой раскладываются флажки. По сигналу руково­дителя игроки обеих команд быстро выбегают к попе­речной полосе и стараются собрать возможно большее количество флажков, а затем с флажками возвращают­ся за свои линии и строятся в шеренгу. Капитаны ко­манд собирают и подсчитывают принесенные своими игроками флажки. За каждый флажок команде дается одно очко. Команда, получившая большее количество очков, выигрывает. Каждый игрок может собирать лю­бое количество флажков. Отнимать флажки нельзя: за каждое нарушение этого правила команда получает штрафное очко. На полосу с флажками забегать нельзя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: