Философско-эстетический смысл романа – САША

Проблема вины

Все развитие сюжета - «процесса» - строится на том, что герой постепенно начинает и в самом деле ощущать за собой некую вину. вина - это слабость воли, недостаток достоинства, не позволивший Йозефу выхватить нож из рук своих палачей и самому вонзить его в себя - «снять с властей всю работу». Вина Йозефа в том, что он слабый человек и не взял на себя ответственность за себя.

Важнейшей является финальная сцена. В ней Йозеф К., столько сил потративший на то, чтобы доказать свою невиновность, смиряется, даже признает свою неправоту: «Неужто и сейчас я покажу, что процесс, длившийся целый год ничему меня не научил?» Йозеф К встает на строну своих обвинителей: «Всегда мне хотелось хватать жизнь в двадцать рук, но далеко не всегда с похвальной целью. И это было неправильно.» - в этих словах слышится самообвинение: сознавая, что его дела не всегда имели благую цель, он начинает мыслить с позиции новой морали, той неведомой морали осудившего его общества. К., так долго старавшийся доказать свою невиновность, сознает, что его поведение было неправильно и называет себя «тупым упрямцем». Он является таковым по отношению к той устрашающей и неприступной мифологизированной бюрократической машине, с которой не смысла тягаться никому. К. обретает свою свободу в том, что видит свое предназначение в исполнении своего последнего долга перед властями и обществом: «Он вдруг осознал всю бессмысленность сопротивления. Ничего не будет героического в том, что он вдруг начнет сопротивляться…Единственное, что я могу сейчас сделать - это сохранить до конца ясность ума и суждения» К, сам объясняет себе свою неправоту и сам выносит себе приговор: «Я благодарен что мне в спутники даны эти полунемые, бесчувственные люди, и что мне предоставлено самому сказать себе все, что нужно (курсив мой -М. З.). Как это ни парадоксально, именно в полном и сознательном закрепощении и подчинении собственного сознания К. обретает внутреннюю свободу, свободу в гармонии с Системой. В том, чтобы схватить нож и вонзить его в себя, К. видит «свой долг». Надежда у Йозефа К. выражена в его последних жестах - он протягивает в руки в сторону неизвестного незнакомца, проявившегося в окне. Здесь, пожалуй, впервые в романе появляется намек на Бога: за то, что К. не смог исполнить свой последний долг, отвечает «тот, кто отказал ему в последней капле нужной для этого силы«. В сдавшемся К, все еще живет жажда жизни, которая должна иметь аргументы в свое оправдание. Перед своей смертью К. винит судью, который не смог ему помочь и даже не представил аудиенции, и этот судья - бог. Его разлад с сущим миром он сгладил подчинением воле властей, но осталось непонимание воли всевышнего, его душевный, метафизический конфликт так и остался неразрешен.

Философско-эстетический смысл романа – САША

Кафка, получивший широкую известность после посмертной публикации его романов в 20-е годы 20 в., является одним из наиболее интерпретируемых литераторов. Можно выделить четыре основные группы интерпретаций: социальные, психоаналитические, религиозные и философские. Социальные интерпретации, которые являются наиболее распространенными, рассматривает "Процесс", как повествования о борьбе индивида с могущественными политическими и бюрократическими структурами, несущими в себе угрозу свободе и демократии. Психоаналитические интерпретации рассматривают произведении в качестве кодированных структур психоаналитических символов в подтверждение чему приводятся факты сложной личной жизни Кафки.

Религиозные интерпретации делают акцент на библейских мотивах, присутствующих в произведении, на использовании им притчи и упоминании религиозных символов.

Экзистенциализм вдохновил и чисто философские интерпретации Йозефа и Суда в "Процессе".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: