Нестратегические барьеры входа на рынок

Экономия от масштаба и минимально эффективный размер

Из курса микроэкономики мы знаем, что возрастающая экономия от масштаба служит причиной возникновения естественных монополий в двух случаях: когда производственная функция затрат демонстрирует возрастающую экономию от масштаба при любом объеме выпуска (рис. 1) и когда спрос недостаточно велик по сравнению с объемом выпуска, при котором экономия от масштаба меняется на постоянную или убывающую (рис. 2).

Барьеры для входа, вызванные возрастающей экономией от масштаба, связаны с понятием минимального эффективного размера (MES - minimum efficient size) - объема выпуска, при котором возрастающая экономия от масштаба меняется на постоянную (убывающую), и фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних затрат (рис. 3,4).

Показатель минимально эффективного размера обычно измеряется в долях рыночного объема.

Рис. 1. Естественная монополия: экономия от масштаба при любом объеме. Рис. 2. Естественная монополия: экономия от масштаба при ценах спроса, превышающих затраты.
Рис. 3 Минимально эффективный выпуск при L -образной кривой затрат. Рис. 4. Минимально эффективный выпуск для U -образной кривой средних затрат длительного периода.

Число фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, будет равно отношению объема рыночного спроса при цене, равной минимальному значению долгосрочных средних затрат к минимально эффективному размеру (при условии, что производственная функция и структура затрат всех фирм в отрасли идентичны):

где Qd - объем рыночного спроса при цене, равной минимуму долгосрочных средних затрат; q* - минимально эффективный размер фирмы.

Если в отрасли окажется число фирм, большее n, по крайней мере часть из них будет производить товар с затратами, большими минимального значения долгосрочных средних затрат, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних затрат, так что некоторые фирмы будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство.

Возрастающая экономия от масштаба служит барьером для входа в отрасль, однако знания о наличии возрастающей экономии от масштаба недостаточно для того, чтобы делать вывод о высоте барьеров для входа в отрасль. Необходима дополнительная информация - о разнице между уровнем средних затрат крупных и мелких фирм в отрасли. Чем выше эта разница, тем существеннее барьеры для входа, вызванные возрастающей экономией от масштаба.

Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров для входа в отрасль, служит показатель преимущества в затратах - отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий (входящих в первый дециль выборки, ранжированной по убыванию объема выпуска) к соответствующему показателю для мелких предприятий (принадлежащих к последнему децилю выборки) отрасли. Исследования Р. Кейвза и соавторов привели к выводу, что высокий минимально эффективный размер выпуска лишь тогда создает существенные барьеры для входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий в издержках выше 1.25.

Использование показателя преимущества в затратах исключает типичную ошибку эмпирических исследований - отождествление высокого показателя минимально эффективного размера с показателем уровня концентрации.

Показатель минимально эффективного размера служит важной характеристикой рыночной структуры. Минимально эффективный размер определяется технологией производства товара. В эмпирических исследованиях минимально эффективный размер можно условно отождествлять с производственной мощностью предприятия (или с существенной долей производственной мощности, например 90%). В этом случае важнейшим показателем, свидетельствующим о характере экономии от масштаба, является коэффициент использования производственной мощности. Низкое значение этого показателя свидетельствует о том, что фирма не полностью использует возможности, заложенные в проектной технологии предприятия, что проявляется, как правило, в возрастающей экономии от масштаба. Если коэффициент использования производственной мощности низок, высока вероятность ценовой конкуренции между фирмами-продавцами. Наоборот, при высоком значении коэффициента использования производственной мощности можно сделать вывод о постоянной или убывающей (во всяком случае, не возрастающей) экономии от масштаба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: