ТЕМА 9: ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1. Особенности поведения покупателей на потребительском рынке и факторы его определяющие. Процесс принятия решения о покупке товара на потребительском рынке.
2. Особенности поведения покупателей на рынке предприятий и факторы его определяющие. Процесс принятия решения о закупках предприятиями-покупателями.
3. Защита прав потребителей. Консьюмеризм, масштабы его распространения.
ВОПРОС № 1: Особенности поведения покупателей на потребительском рынке и факторы его определяющие. Процесс принятия решения о покупке товара на потребительском рынке.
Модель покупательского поведения конечного потребителя:
Побудительные факторы маркетинга | Прочие раздражители | «Черный ящик» (сознание покупателя) | Ответная реакция покупателя | |||
-товар -цена -продвижение -распределение | -культурные -социальные -личностные -психологи-ческие | Характеристики покупателя | Процесс принятия решения о покупке | -выбор товара -выбор марки -выбор торгового посредника -выбор времен покупки -выбор объема покупки | ||
Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение конечного потребителя
|
|
Культурные | Социальные | |||
-культурные -субкультура -общественный класс | -референтные группы -семья -роли и статусы | |||
Покупатели | ||||
Личностные | Психологические | |||
-возраст и этап жизненного цикла семьи -род занятий -экономическое положение -образ жизни -тип личности и представление о самом себе | -мотивация -восприятие -условие -убеждение и отношение |
Референтная группа – совокупность людей, способных оказывать влияние на отношение и поведение человека.
Роль – набор действий, которые мы выполняем по отношению к окружающим нас людям.
Статус выражает общую оценку, даваемую человеку обществом.
Восприятие – способ истолкования потребителями информации о товаре.
Усвоение – определенные изменения в поведении человека, происходящие по мере накопления им опыта.
Убеждение – мысленная характеристика чего-то.
Отношение – устойчивая оценка индивидуумам объекта