Запасы готовой продукции представляют собой одну из форм проявления материальных потоков. Они служат для того, чтобы ослабить зависимость продавца от покупателя.
Материальный поток, сосредоточенный в запасах, находится в динамичном состоянии 2-3% совокупного обусловленного хранением времени, а в статичном состоянии 97-98% этого времени.
Запасы готовой продукции на предприятиях-производителях и в каналах сферы обращения называются сбытовыми или товарными.
В многозвенных логистических каналах и цепях в процессе продвижения товарного потока с момента его генерации продуцентом до момента его потребления может неоднократно меняться его состояние. То есть, товарный поток в случае необходимости изменяет свое состояние из динамичного – в статичное и, наоборот.
Товарные запасы дислоцируются:
1. На предприятиях-производителях.
2. На предприятиях оптовой и розничной торговли.
3. В трансформационных транспортно-складских организациях на пути следования от поставщиков к покупателям (транспортно-распределительные узлы, перегрузочные станции, порты…).
Значение и роль товарных запасов заключается в том, что они обеспечивают:
Ø Ритмичность производства продуцента и потребителя.
Ø Ритмичность процесса реализации.
Ø Ритмичность предложения на рынке комплексного «товара-услуги».
Товарные запасы являются важнейшим инструментом для обеспечения баланса спроса и предложения на рынке.
Несмотря на это товарные запасы (материальные потоки в статичном состоянии) не приносят владельцу ничего, кроме затрат. Прибыль дает лишь товарооборот, т.е. материальные потоки в динамичном состоянии.
В связи с тем, что в цене товара значительную часть составляют издержки, связанные с нахождением его в форме запаса, одной из важнейших задач распределительной логистики является максимальное сокращение этих издержек и времени пребывания материальных (товарных) потоков в статичном состоянии.
Сроки пребывания материального потока в форме запаса отличаются большей вариацией – от нескольких часов до нескольких месяцев.
Важно выделять объективные и субъективные причины возникновения товарных запасов. Это необходимо для того, чтобы понять природу их существования и процессы образования нормальных и аномальных (сверхнормативных, излишних…) запасов.
С логистических позиций товарные запасы – это материальные потоки, вышедшие из сферы производства, но еще не поступившие в сферу потребления.
Условия формирования нормального запаса заключается в том, что процесс обращения товаров должен протекать непрерывно. В этом случае его наличие обусловлено объективными факторами, которые обобщенно заключаются в том, что для отгрузки потребителю готовую продукцию необходимо накопить в определенном количестве (до размеров отгружаемых партий), укомплектовать, погрузить в транспортные средства и оформить на нее соответствующую документацию.
Иначе говоря, прежде чем управлять материальными потоками в процессе непосредственной транспортировки потребителям необходимо их сначала сформировать, а затем, возможно не раз, преобразовать в звеньях логистической цепи.
Условия формирования аномальных товарных запасов обуславливаются, как правило, субъективными факторами, которые являются проявлениями предвзятого отношения к управлению потоковыми процессами
С позиций логистики материальные потоки, концентрируемые в товарных запасах, имеют важное предназначение в нескольких аспектах.
Во-первых, товарные запасы чутко реагируют на любые изменения в складывающихся рыночных пропорциях. Их уровень, поведение и тенденции представляют собой индикатор рыночной ситуации.
Во-вторых, результаты не только логистической, но и коммерческой деятельности, а также эффективность рыночных процессов в целом во многом зависят от объема и уровня товарных запасов, их отклонений от оптимума и интенсивности товарообрачиваемости.
В-третьих, товарные потоки, концентрируемые в запасах, выступают в качестве одного из элементов маркетингового регулирования значительной части рыночных процессов.
По функциональному назначению товарные запасы в распределительной логистике подразделяются на две категории:
1) Товарные запасы средств производства
2) Товарные запасы предметов потребления.
Как и в заготовительной логистике, в сфере распределения товарные запасы также делятся по видам на:
1) Текущие товарные запасы.
2) Подготовительные товарные запасы.
3) Страховые товарные запасы.
Однако важно учитывать то, что на практике, несмотря на подобие, целенаправленность товарных запасов иная, чем у запасов производственного характера.
Текущие товарные запасы предназначены для обеспечения производства и отгрузки продукции оптимальными партиями. Главная их цель независимо от дислокации (у производителя, посредника) – удовлетворить ожидаемый спрос. В распределительной логистике рекомендуется величину таких запасов устанавливать в пределах нескольких дней, но не недель или месяцев.
Подготовительные товарные запасы связаны с необходимостью формирования динамичных товарных потоков, с подготовкой товарной продукции к отправке. Их величина зависит от времени, необходимого для рассортировки товарных потоков поступающих из производственных подразделений логистической системы в распределительные, а также от времени, необходимого для складирования, упаковки, маркировки, комплектования по грузополучателям и т.д.
Страховые товарные запасы предназначены для:
Ø Компенсации задержек, которые связаны с продвижением материальных потоков.
Ø Удовлетворения непредсказуемого увеличения спроса.
Ø Защиты товарных потоков от негативных факторов, связанных с порчей или разрушением товарной продукции, потерями, кражами, пожарами и т.д.
Структура товарных запасов в логистической системе и в логистических цепях зависит от соотношения количественных параметров вышеперечисленных видов.
Количественные параметры совокупных товарных запасов определяются путем суммирования показателей текущих, подготовительных и страховых запасов, дислоцируемых в рамках логистической системы или за ее пределами (в зависимости от целевых установок проводимого анализа).
Реализация концепции логистики в сфере распределения на практике часто концентрируется именно на оптимизации совокупных товарных запасов в логистической системе и в звеньях логистических цепей.