Сохранившиеся в России архитектурные усадебные ансамбли в основном относятся к XVIII - XIX векам. А более ранний период мы можем восстановить по сохранившимся источникам, описаниям, архитектурным планам, чертежам, на основании которых можно сказать, что русская усадьба начала формироваться на рубеже XVI - XVII веков, когда в русском обществе формировались и юридически оформились феодальные отношения (крепостное право). Помещик пожелал выделить свое жилье из крестьянских построек. В первоначальный период усадьба была деревянная, но в отличие от крестьянских домов имела разнообразие в архитектурных формах (мезонины, галереи, балконы, террасы), оформился интерьер, стал формироваться сад вокруг усадебного дома.
В эпоху Алексея Михайловича в усадьбах господствовал стиль русское барокко с характерной для него причудливостью форм и яркостью красок.
В обществе назревали перемены, которые отразились в реформах Петра I. Под влиянием протестантского барокко, с которым Петр познакомился, путешествуя по Северной Европе, оформились усадьбы петровских времен. Они были удобны для жизни, прочны и надежны, но несколько скупы и аскетичны в оформлении. В петровские времена в усадьбу вошла регулярность со строгой симметрией в устройстве парка.
|
|
Со смертью Петра I протестантизм навсегда ушел из русской культуры. Ему на смену пришел пышный стиль южного барокко, характерный для эпохи Возрождения, бурно прославлявший жизнь и воспринимавший ее как вечный праздник - это время правления Елизаветы Петровны. В этом стиле отстраивались царские дворцы в Петербурге и пригородах, в основном по проектам знаменитого зодчего Бартоломео Растрелли, а также дворцы приближенной знати, которые строили себе загородные резиденции по типу версалевских, с богато украшенными зданиями и регулярными парками. Здесь не жили, они предназначались для увеселений, внутренняя архитектура дворца состояла из анфилады залов, а парк являлся продолжением основного здания.
Период правления Екатерины II - век Просвещения, эпоха классицизма. Именно с этого времени сохранилось множество усадеб. Классицизм - самый демократический стиль, порожденный эпохой Просвещения, так как провозглашал Свободу, Равенство и Братство. Это проявились и в архитектурном оформлении усадеб, для которых было свойственно следование античным образцам и в оформлении внешнего виды здания, и в интерьере. Классицизм - самый говорящий стиль. Он весь построен на символах. И люди того времени с ними были очень хорошо знакомы, в то время существовала даже целая наука о символах. В оформлении здания применялась ордерность, каждый ордер имел свое значение. В росписи преобладали аллегорические сюжеты. На территории усадебного комплекса стояли всевозможные скульптуры и формы малой архитектуры, которые несли определенную смысловую нагрузку.
|
|
Классицизм дал основной образец паркового ансамбля. При соблюдении симметрии, где вокруг основного здания располагался небольшой регулярный парк, всю остальную часть занимал английский пейзажный парк, в котором живописность достигалась путем искусного сочетания открытых и закрытых пространств, подбора различных пород деревьев (дендропарки с интродуцированными породами - кедр, тис, ильм, бук, граб). Пейзажный парк органично переходил в окружающий ландшафт. Этот стиль охватил не только высшие слои дворянства, но и средние, и мелкие. География русской усадьбы значительно расширилась, распространяясь в северные губернии и на восток до Предуралья.
Строительству усадьбы уделялось много внимания, даже готовились специалисты из крепостных: архитекторы, декораторы, скульпторы. Их посылали учиться в Европу, в основном в Италию, некоторые из них получали вольную (скульптор Шубин, архитекторы Воронихин, Никитин). Вопросам строительства и организации усадеб посвящалось множество статей в журналах. В них давались типовые проекты и рекомендации: как оформить приусадебный парк. Так, что любой дворянин, исходя из своих возможностей и вкуса, мог выбрать для себя образец.
Усадьбы того времени - это очаги русской культуры, которые были разбросаны по всей стране.....................................................
Во второй половине 19 века дворяне стали разоряться (отмена крепостного права), и поместья стали скупать разбогатевшие купцы и промышленники, которые нередко превращали их в места встреч деятелей культуры и искусства (Абрамцево, Мелихово и др.).
После революции усадьбы в основном стали использовать в качестве детских домов, санаториев, домов отдыха, и лишь в некоторых из них организовали музеи (Останкино, Кусково, Архангельское). В результате сильно разрушился природно-исторический ландшафт и архитектурные ансамбли усадеб. В настоящее время большинство их дошло до нас в сильно измененном состоянии, а некоторые просто в разрушенном. Они ценны для нас нетолько как архитектурные памятники, но и как мемориальные места.
Использование:.....................................