Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к источникам научной литературы.
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления цели всякого рода деятельности и отыскивания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».
Аристотель
«Цель это относящееся к будущему, предполагаемое субъектом управления желательное состояние объекта: осознанная идеальная модель результатов деятельности» (по Л.В. Поздняк).
В книге «Управление развитием школы» авторы М.М. Поташник и В.С. Лазарев поясняют: «Цель не просто образ желаемого результата (в этом она совпадает и с прекраснодушными мечтателями, прожектами и т.д.), а образ результата,
во-первых, с фиксированным временем его получения, во-вторых, соответственно с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного), в-третьих, мотивирующего субъект действовать в направлении его достижения (декларируемую цель, субъект может стремиться получить совсем другой результат, в этом случае декларируемая цель - псевдоцель), в-четвертых, - операционально определенного, т.е. заданного так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым. Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого школа реально может достичь к четко определенному моменту времени».
|
|
По выражению П.И. Третьякова самые разные цели пронизывают все систему развития учреждения. Сначала цели формулируются в виде свода идей, а затем они представляются в программах и планах учреждения. Идея отражает обобщенный образ желаемого результата, которого можно достичь только с помощью методов мотивации деятельности членов педагогического коллектива. Следовательно, чтобы идеи (образ будущего результата) стали целями, необходимо желание достигнуть этого результата или приблизиться к нему.
«Наличие потребности и стремления в достижении будущего результата является одним из признаков понятия «цель». Цель - это осознанный желаемый результат» (П.И. Третьяков Оперативное управление качеством образования в школе» М.: Изд. Скрипторий, 2004г. с. 212)
Если цели сформулированы так, что нельзя проверить результат, нельзя измерить и определить выполнены ли они вообще, то скорее это не «цель», а «намерение», «стремление», «социальный заказ», или «направление работы».
Если цели задаются обществом или нормативными документами, то их можно назвать внешними целями для всей системы дошкольного образования. Например, основными задачами дошкольного образовательного учреждения по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (приказ № 2562 от 27 октября 2011 г.) являются:
|
|
• охрана жизни и укрепление физического и психического
здоровья воспитанников;
• обеспечение познавательно-речевого, социально-лич
ностного, художественно-эстетического и физического
развития воспитанников;
• воспитание с учетом возрастных категорий воспитанни
ков гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• осуществление необходимой коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии воспитанни
ков;
• взаимодействие с семьями воспитанников для обеспече
ния полноценного развития детей;
• оказание консультативной и методической помощи ро
дителям (законным представителям) по вопросам воспи
тания, обучения и развития детей.
Цели, которые ставятся руководителем или педагогическим коллективом, можно назвать внутренними целями конкретного ДОУ. Цель может уточняться и конкретизироваться задачами. В практике работы ДОУ цели, в основном, сформулированы в стратегических планах и программах (Программа развития ДОУ, Образовательная Программа и др.). В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший учебный год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Они и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год. Обычно намечается 2-3 годовые задачи.
И так, цель (задача) предполагает:
. наличие понятного механизма, который позволит проверить соответствие результата поставленной цели (задачи);
. единые параметры измерения цели (задачи) и результата;
• прогнозирование цели (задачи) в будущее.
ДЖ.Л. Моррисей предложил алгоритм формулировки цели, подчеркнув, что она начинается с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие и отражает следующие требования:
• определить конечный результат;
• конкретизировать заданный срок достижения результа
тов;
• установить максимальную величину допустимых затрат
сил, средств, времени и энергии;
• указать, где это возможно, количественную характери
стику требуемого результата работы, необходимую для
подтверждения факта достижения целей;
• оговорить, что и когда должно быть сделано, не вдава
ясь в детали.
В научной литературе есть понятие «структура целей», в состав которой входят: цель потребность (для чего это нужно), цель - процесс (пути получения нужного результата), цель-ресурс (наличие материальных возможностей для получения нужного результата), цель-технологическая, цель-ограничение (определение границ возможного использования прогнозируемого результата) и конечная цель (конечный продукт). Структура целей предназначена не только для постановки оперативных задач. Но и для оперативной оценки хода их реализации в любой заданный момент времени — от выдвижения идеи до получения конкретного результата.
Цели и задачи делятся на стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические цели и задачи формулируются на долгосрочный ожидаемый результат. Они представлены в концепции, в программе развития образовательного учреждения.
Тактические задачи определяют промежуточные результаты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОУ.
Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя,
воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи.
В управленческой деятельности технология процесса целе-образования может протекать в различных формах: принятие целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в мотивы-цели; задания - цели и др.
|
|
Итак, любое планирование работы учреждения начинается с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива. Важно также учитывать социальный региональный заказ на дошкольное образование и систему внешних связей ДОУ, способную обеспечить реализацию целей и задач, сформулированных в планах и программах.
Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к развитию и совершенствованию образовательного процесса в ДОУ.
Формы планирования работы ДОУ на учебный год
Часто на курсах повышения квалификации слушатели задают вопросы: «Какой план считается наиболее удачным?», «Есть ли какие-то «фирменные» секреты составления годового плана» и т.п. Сразу хочу сказать, что форма написания годового плана работы дошкольного образовательного учреждения может быть выбрана любая удобная и понятная руководителю. Оценивается не форма плана, а его содержание, лаконичность целей и задач, представление в нем основных направлений деятельности и мероприятий на учебный год конкретного дошкольного учреждения.
Форму написания плана ДОУ выбирает самостоятельно. Чаще всего встречаются:
• Схематично-блочная.
• Календарно-месячная.
«Цикличная по формам.
Рассмотрим несколько вариантов оформления годового плана ДОУ.
1. Вариант оформления плана представлен в книге «Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам», авторы П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. Это пособие активно используется практиками начиная с 2001 года и оно переиздавалось четыре раза с дополнениями и изменениями, диктуемыми временем. Пример модели годового плана работы ДОУ по конечным результатам состоит из Анализа конечных результатов прошедшего учебного года и схемы планируемой деятельности по шести направлениям, в каждом из которых формулируются конкретные задачи по совершенствованию работы ДОУ, мероприятия, ответственные за реализацию этих мероприятий и сроки выполнения. Обязательно планируется контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий.
|
|
Примерное планирование деятельности ДОУ
на________ учебный год
Направления и задачи | Содержание основной деятельности | Ответствен-ные и сроки исполнения | Контроль за ходом выполнения |
Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. Задачи: | Улучшение качества медицинского обслуживания | ||
Система рационального питания | |||
Система физкультурно-оздоровительных меро-приятий и закаливания | |||
Система комфортной пространственной среды | |||
Создание необходимой психологической среды | |||
Система работы по обеспечению охраны труда и безопас- |
Направления и задачи | Содержание основной деятельности | Ответствен-ные и сроки исполнения | Контроль за ходом выполнения |
ности жизнедеятельности детей и сотрудников | |||
Обеспечение качества воспитания и образования дошкольников. Задачи: | Особенности организации образовательного процесса | ||
Организация дополнительных услуг (исходя из запросов родителей и возможностей ДОУ) Организация работы структурных подразделений (при наличии таковых) | |||
Организация предметно-развивающих сред в ДОУ | |||
Организация смотра-конкурса и др. | |||
Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе. Задачи: | Диагностика развития детей, поступающих в школу | ||
Организация образовательного процесса в подготовительной к школе группе | |||
Совместные мероприятия для детей, педагогов, родителей | |||
Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса. Задачи: | Система методической работы в ДОУ | ||
Педсоветы | |||
Открытые просмот- |
Направления и задачи | Содержание основной деятельности | Ответственные и сроки исполнения | Контроль за ходом выполнения |
ры педагогической деятельности | |||
Повышение профессионального мастерства педагогов на курсах, семинарах и др. | |||
Самообразование педагогов | |||
Изучение и внедрение педагогического опыта работы | |||
Аттестация сотрудников | |||
Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете (организация выставок, конкурсов и др.) | |||
Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями. Задачи: | Система работы с родителями | ||
Система работы со школой | |||
Система работы с... | |||
Укрепление материально-технической и финансовой базы ДОУ. Задачи: | Смотр готовности к новому учебному году | ||
Смотр готовности к летне-оздоровительной работе | |||
Обновить | |||
Отремонтировать и т.д. |
Второй вариант оформления плана. В последнее время широкое распространение получило сетевое графическое планирование. Самые разнообразные формы плана-графика используются в практике работы ДОУ. Идея одной из форм такого плана графика на месяц заложена в пособии: автор
К.Ю. Белая «От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада». - М.: Школьная Пресса, 2007, 2010. Эта форма может использоваться начинающими руководителями ДОУ.
В этом пособии работа учреждения спланирована так, что в каждом месяце представлены мероприятия, вокруг которых строится вся работа. План-схему открывает краткая характеристика месяца и рекомендации воспитателю, старшему воспитателю, руководителю, а также обращается внимание на особенно важные для этого месяца формы работы. Выделены рубрики «для детей» с представлением интересных, на наш взгляд, форм работы в течение года. Для удобства пользования план-схема разбита на три группы мероприятий: «обязательные», «рекомендуемые автором», «планируемые руководителем ДОУ». Последнюю графу каждый руководитель заполняет самостоятельно, с учетом особенностей своего коллектива.
Третий графический вариант оформления плана. Оптимальный годовой план ДОУ состоит из пяти частей (разделов): Анализ работы за прошедший учебный год; Работа с кадрами; Организационно-педагогическая работа; Взаимодействие с семьей, школой и др. организациями; Административно-хозяйственная работа.
В практике работы ДОУ такую форму планирования называют еще «схематично-блочная форма написания годового плана работы». Особенность этой формы состоит в том, что все мероприятия наглядно представлены на весь месяц по каждому из четырех блоков. В приложении вы найдете примерные образцы такого планирования.
1. Блок «Анализ работы за прошедший учебный год» пи
шется в свободной форме.
2. В блоке «Работа с кадрами» планируются мероприятия по
шести направлениям: аттестация, повышение квалификации
педагогов, консультации, семинары-практикумы, открытые
просмотры и др. формы.
3. Блок «Организационно-педагогическая работа» включает
мероприятия по трем направлениям: контроль, педсоветы, ос-
нащение методического кабинета и работа по изучению, обобщению и внедрению педагогического опыта.
4. Блок «Взаимодействие с семьей, школой и др. организа
циями» - это организация самых разнообразных мероприятий
и форм проведения работы с семьями воспитанников, направ
ленных на повышение компетентности родителей в вопросах
воспитания и развития дошкольников и привлечение их к уча
стию в образовательном процессе ДОУ; организация преемст
венности в работе со школой и другими внешними организа
циями социума, с которыми взаимодействует учреждение.
5. В блоке «Административно-хозяйственная работа» пла
нируются мероприятия, связанные с улучшением развиваю
щих сред в ДОУ, оснащение, ремонт, приобретение и др.
Четвертый вариант оформления плана можно найти в пособии авторов: Алямовская В.Г., Петрова С.П. Разработка годового плана ДОУ: учебно-методическое пособие. - М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2009.
Обычно к годовому плану, некоторые руководители оформляют «приложения» по самым разным направлениям деятельности ДОУ. Это делается для удобства, так как некоторые разделы имеют несколько назначений и используются не только для внутреннего пользования, но и для представления в другие организации. Решение о количестве приложений и их оформлении решает руководитель ДОУ, если нет специального регионального приказа на эту тему. Как самостоятельными планами - приложениями могут быть: «План преемственности в работе ДОУ и школы», «План летне-оздоровительной работы», «План лечебно-профилактической работы», «План подготовки к новому учебному году» и др.
Каждое приложение должно иметь титульный лист, на котором в верхнем правом углу пишется «Приложение к плану
работы ДОУ на 20__ -20__ уч.г.», затем указывается название
документа, а далее «согласовано», № протокола и кем составлен данный документ.
Например «План летне-оздоровительной работы» может быть представлен как приложение к годовому плану и оформлен в виде схемы.
Схема 1
Приложение к плану работы ДОУ на 20_-20_уч.г
План летне-оздоровительной работы
Разработчики:.
Согласовано с;_______
Протокол №_________
От «__»_____ 20__ года
X о> ег О) I СГ К и О) | Мероприятия | Ответственные и сроки проведения | Исполнители | Предполагаемый результат |
Июнь | ||||
1-неделя | ||||
2-неделя | ||||
3-неделя | ||||
4-неделя | ||||
Июль | ||||
1-неделя и т.д. |
Схема 2
Приложение к плану работы ДОУ
на 20 -20 уч.г
План подготовки к новому учебному году.
Согласовано с Протокол №_ От«» |
__________ Разработчики:______
20___ года
№ п/п | 1и и задачи | роприятия | етственные и проведения | полнители | щ 5 с '2 |
о 3" | о | и ж | и К | о. | |
а | |||||
В приложении даны образцы разнообразных планов, которые разработали слушатели авторских курсов в рамках выполненного зачетного задания. (Проект плана работы ДОУ на лето, План работы «Педагогической гостиной» для молодых педагогов, План преемственности между детским садом и общеобразовательной школой, План по теме: Методическая работа с воспитателями групп раннего возраста.)
Оценка качества планирования работы ДОУ на год
Мы говорили о формах представления такого важного документа как годовой план дошкольного образовательного учреждения, о подготовительной работе, которая должна предшествовать планированию. Но не менее важным является вопрос об оценке качества планирования. Ведь от качества плана зависит и результативность работы всего педагогического коллектива. В план любого контроля со стороны учредителей обязательно включаются вопросы, связанные с оценкой качества годового планирования (обычно их анализируют не менее чем за три учебных года). Какие же показатели качества планирования являются основными?
В своих работах В.Г. Алямовская выделяет следующие показатели:
1. Соответствие структуры годового плана как докумен
та, отражающего управление качеством деятельности
организации.
2. Отражение в годовом плане основных направлений
деятельности ДОУ.
3. Связь задач годового плана со стратегическими зада
чами развития ДОУ (в первую очередь это касается
развертывания инновационных процессов).
4. Взаимосвязь задач годового плана и анализа деятель
ности ДОУ в предыдущем учебном году.
5. Направленность всех разделов плана на решение по
ставленных задач.
6. Количество сотрудников, вовлеченных в решение по
ставленных годовым планом задач.
7. Обоснованность контроля деятельности персонала
ДОУ, рациональность и разнообразие видов контроля.
8. Детальная проработка содержания приложений к годо
вому плану.
К дополнительным показателям качества годового плана можно отнести:
1. Логику построения годового плана (от основных на
правлений деятельности к второстепенным).
2. Равномерность распределения мероприятий по време
ни, их реализуемость.
3. Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответ
ственных за проведение мероприятий, в соответствии с
их должностными обязанностями.
4. Отсутствие дублирования в работе различных органов
управления ДОУ.
5. Техническое оформление текста документа.
Предлагаем Вам провести самооценку годового плана вашего дошкольного образовательного учреждения используя данные критерии.
Еще раз подчеркнем, что план может быть написан в любой удобной для руководителя форме, но полнота и содержание годового плана, его качество может оцениваться по выше перечисленным показателям.
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С КАДРАМИ НА МЕСЯЦ
Планирование работы учреждения не заканчивается составлением годового плана. В соответствии с ним каждый сотрудник должен уметь в системе спланировать свою работу.
Руководитель и старший воспитатель ДОУ планирует работу с кадрами на месяц и при этом форма индивидуального плана может быть различной. Рассмотрим несколько вариантов.
1-й вариант. Электронный календарь, в котором даны формы: год, месяц, неделя, день.
2-й вариант. Циклограмма деятельности.
Технология составления циклограмм эффективна для стабильных планов, так как в ее основе планируются регулярно проводимые виды работ и мероприятий - например, циклограмма педагогических мероприятий в ДОУ. Циклограммы можно составлять на основе функциональных обязанностей сотрудника, на текущее планирование его деятельности.
Многие руководители составляют ее в начале учебного года, что помогает научно организовать свой труд, планомерно распределить мероприятия по основным направлениям деятельности, обеспечивая плановость их выполнения. С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель планирует работу на месяц и на каждый день. При этом если происходит отмена запланированного мероприятия, то на обратной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенести данную работу на следующий день или месяц. Преимущество этого планирования в том, что в конце любого срока (месяц, квартал, полугодие, год) руководитель может легко проанализировать выполненную работу, выделить моменты,
которые он не учел, и равномерно распределить последующую работу.
Таблица 1
Формы работы | 1-неделя | 2-неделя | 3-неделя | 4-неделя |
В данной таблице возможно разделы «неделя» поделить на 5 рабочих дней, а каждый день - на первую и вторую половину дня. Составляя свою циклограмму деятельности, каждый сотрудник усовершенствует ее в соответствии со своими должностными обязанностями. В приложении 7 вы найдете ПРИМЕРНУЮ ЦИКЛОГРАММУ РАБОТЫ ЗАМ. ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЧАСТИ.
1-й вариант. Самый распространенный в практике работы руководителей - Еженедельник. Используются еженедельники самых разных форматов и вариантов оформления. Большое их разнообразие представленное в магазинах канцелярских товаров, дает возможность выбора.
2-й вариант. Рабочий журнал заведующего ДОУ (старшего воспитателя ДОУ, воспитателя ДОУ) автор К.Ю. Белая, М.: ТЦ Сфера, 2012. Каждый из этих журналов составлен с учетом функциональных обязанностей и современных требований к планированию. Таблица 2 может использоваться как план работы заведующего ДОУ.
Таблица 2
№ п/п | Содержание работы | 1-неделя число | 2-неделя число | 3-неделя число | 4-неделя число |
1.Работа с кадрами | |||||
2. Организационно-педагогическая работа | |||||
№ п/п | Содержание работы | 1-неделя число | 2-неделя число | 3-неделя число | 4-неделя число |
3. Взаимодействие с родителями, школой и другими организациями | |||||
4. Административно-хозяйственная работа | |||||
1-й вариант. Картотека дел. Она условно имеет три раздела: плановые мероприятия на месяц, на день, раздел - выполнение. В начале учебного года руководитель выписывает на отдельные карточки основные мероприятия и раскладывает их по месяцам. Ежедневные текущие дела фиксируются также на отдельных карточках и раскладываются в первом разделе картотеки по числам месяца. Ежедневно карточки с выполненными делами перемещаются в третий раздел «выполнение». Если запланированное мероприятие не выполнено, карточка переносится на следующий день или месяц.
2-й вариант. Технологическая карта управления дошкольным образовательным учреждением.
Технологические карты разрабатываются с целью оказания помощи начинающим руководителям и педагогам в системном планировании. Они могут иметь специфику региона и конкретного дошкольного учреждения. В приложении 2, вы найдете примерную технологическую карту для старшего воспитателя ДОУ.
Организованность, дисциплина, эффективность педагогического процесса в ДОУ во многом зависят от умения каждого сотрудника планировать свою работу.
В.А. Сухомлинский говорил: «Умение руководить коллективом зависит от того, насколько глубоко руководитель продумывает тончайшие детали педагогического процесса».
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
На курсах повышения квалификации и семинарах часто слушатели задают самые разнообразные вопросы, связанные с технологией планирования работы. Отвечая на эти вопросы, автор пособия рассматривает их как краткий, тезисный экскурс погружения в сложную тему планирования и надеется, что ответы на вопросы также помогут практикам.
Вопрос: «Каким образом требования к условиям, которые прописаны в приказе № 2151 2011 года, должны найти отражение в годовом плане ДОУ и в организации мониторинга?»
Ответ: Прежде чем отвечать на этот вопрос, мне хочется напомнить, что у руководителя ДОУ существует определенная система работы с новыми нормативно - правовыми документами:
• с выходом любого приказа или инструктивного письма,
необходимо проанализировать, как обстоят дела по дан
ной проблеме в своем ДОУ;
• на основе анализа, обозначить проблемы и слабые раз
делы работы (что не соответствует в учреждении поло
жениям, обозначенным в нормативном документе?)
«спланировать мероприятия по устранению этого несоответствия;
• эти мероприятия включить в планы работы.
Примерно такую же работу необходимо было провести в каждом дошкольном образовательном учреждении с выходом данного приказа и намеченными мероприятиями дополнить годовой план работы и организационную работу при проведении мониторинга. Если таких мероприятий у вас накопилась много, вы в праве некоторые из них запланировать на следующий учебный год.
Вопрос: «Кто утверждает «Основную общеобразовательную программу ДОУ», «Программу развития ДОУ» и «Годовой план работы ДОУ»?
Ответ: Эти документы обсуждаются и утверждаются в педагогическом коллективе (например на педсовете ДОУ). На титульном листе данных документов, в правом углу делается отметка об утверждении, заверяется печатью и подписью заведующего ДОУ, указывается № протокола заседания педсовета, на котором обсуждался документ. В левом углу может стоять отметка о согласовании (например, «Согласовано» с УО или ОМЦ, подпись, печать). В некоторых территориях, в соответствии с приказом о номенклатуре дел по данному региону, эти документы обязаны утверждаться учредителями.
Начинающим руководителям и всем, кто впервые разрабатывает данные документы, необходимо проконсультироваться с методическими службами района или города.
Вопрос: «Выполнена программа развития ДОУ, все этапы проанализированы. Как перейти к разработке новой программа развития на последующие годы? Нужен ли полный анализ деятельности ДОУ?»
Ответ: «Программа развития ДОУ» начинается с информационной. Поэтому будет логично, если Вы укажите, что вторая (или третья) программа развития вашего учреждения за время его существования. Укажите, чем вызвано составление нового документа. Это может быть не только окончание срока реализации предыдущей программы, но и новые обстоятельства. Например, выход новых нормативно-правовых документов в системе образования, постановка новых целей и задач перед коллективом на перспективу или изменение статуса вашего учреждения, открытие новых групп и структурных подразделений и т.п.
Важно, определяя концептуальные цели дать пояснения, чем они обоснованы. Именно проблемный анализ и будет главным в обосновании этих положений.
Вопрос: «Как часто необходимо вносить изменения в годовой план работы ДОУ?»
Ответ: План работы коллектива ДОУ на учебный год является отчетным документом, который надо рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением.
Все запланированные мероприятия должны быть выполнены. Однако, гибкость и демократичность в управлении ДОУ по результатам деятельности, предполагает своевременное внесение дополнений в годовой план по мере необходимости и сложившейся ситуации.
Вопрос: «Должен ли руководитель или старший воспитатель подписывать годовой план ДОУ в Окружном методическом кабинете?»
Ответ: Все зависит от регионального Приказа о номенклатуре дел. Если в данном приказе нет такого пункта, то годовой план ДОУ утверждает руководитель ДОУ. Но в практике работы существует положение о том, что начинающие руководители или старшие воспитатели ДОУ должны консультироваться с методической службой округа о форме написания, содержании и оформлении этого важного документа. Такое консультирование направлено на оказание практической помощи начинающему специалисту. Тогда на титульном листе ставится отметка о согласовании и указывается ФИО специалиста, который вас консультировал. Этот специалист подпишется только в том случае, если уверен, что вы устранили все высказанные им замечания по документу, так как он в этом случае тоже несет некоторую ответственность за данный документ.
Вопрос: «В чьи обязанности входит разработка комплексно-тематического планирования работы с детьми?»
Ответ: План воспитательно-образовательной работы с детьми это основной документ воспитателя группы. Он может оформляться в любой удобной для педагога форме, которая утверждена в педагогическом коллективе. Если комплексно-тематическое планирование является составной частью этого
плана, то и разрабатывают его два воспитателя, работающие с детьми в группе. Например, в «Рабочем журнале воспитателя ДОУ (авторы К.Ю. Белая, Л.А. Кондрыкинская, М.: ТЦ Сфера, 2012) есть раздел комплексно-тематическое планирование на месяц. Старший воспитатель ДОУ должен подсказать, научить или вместе в воспитателями его заполнить при первичном внедрении этой формы планирования. В большинстве примерных общеобразовательных программах авторы дают образцы такого планирования. Используя их, воспитатель дополняет и вносит в них коррективы с учетом особенностей региона. В методическом кабинете ДОУ могут быть представлены разработки комплексно-тематического планирования на основе важных общественных событий, праздников, особенностей сезонов. Использовать можно самые разные календари, из которых педагог может выбирать информацию и включить в педагогический процесс, с учетом программных требований и возрастных особенностей детей группы.
Вопрос: «В чем состоит связь между Программой развития, Образовательной программой и Годовым планом ДОУ? Должны ли они сочетаться между собой?»
Ответ: Все перечисленные три документа: Программа развития, Образовательная программа и Годовой план ДОУ должны быть взаимосвязаны по целям, задачам и составлять целостную систему планово-прогностической функции управления. Такая иерархия планов предусматривает реализацию принципов последовательности, системности и преемственности.
Вопрос: «Нужно ли составлять план по преемственности в работе ДОУ и школы?»
Ответ: План преемственности в работе ДОУ и школы важная составляющая образовательного процесса. Чаще всего этот план является частью годового плана работы ДОУ и представлен в виде мероприятий. Однако в некоторых регионах, в соответствии с приказом о номенклатуре дел ДОУ, он выделен так самостоятельный документ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Памятка «Правила организации рабочего дня»
1. Отведите для каждого дела определенное время, работай
те стабильно, без срывов и «пиковых нагрузок».
2. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня:
завтра у вас появятся другие дела и вы не выполните на
меченное.
3. Цените не только свое, но и чужое рабочее время; воспи
тывайте в себе привычку уважать время.
4. Не опаздывайте и требуйте того же от членов вашего кол
лектива.
5. Вечером, перед уходом с работы, составьте детальный
план того что надо сделать завтра, чтобы с утра можно
было сразу приступить к работе.
6. Избегайте длительных телефонных переговоров, ведите
беседу только на деловые темы, следите за громкостью
своего голоса, не раздражайтесь, помните, что нервоз
ность и раздражение отнимают у вас время и силы.
7. Помните, что всегда есть возможность намного увеличить
свое производительное время, полнее использовать его;
время поездок, ожиданий можно занять просмотром запи
сок, чтением и другими полезными делами.
8. В конце рабочего дня выполняйте какую-либо техниче
скую работу, не требующую высокой интеллектуальной
активности.
9. Имейте всегда под рукой предметы, которыми постоянно
пользуетесь; всегда кладите их на место.
10. Не делайте то, что может сделать ваш подчиненный, не
тратьте время впустую, цените себя как профессионала.