Проблемы разделения властей в современном российском государстве

 

Существо этого своеобразия состоит в том, что система разделения и взаимодействия властей носит в целом асиммет­ричный и несбалансированный характер — с явным переко­сом в пользу полномочий Президента и его доминирующей роли в решении государственных дел, с очевидными слабостя­ми других ветвей власти в их соотношении с президентской властью.

Конституция наделяет Президента весьма широким кругом прав, который, по существу, охватывает все сферы и направ­ления организации и осуществления в стране государственной власти.

Президент Российской Федерации является главой госу­дарства и гарантом Конституции. В соответствии с Конституци­ей и федеральными законами он "определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства" (ч. 3 ст. 80).

Хотя в соответствии с зафиксированным в ст. 10 Консти­туции принципом разделения властей на законодательную, ис­полнительную и судебную ясно, что президентская власть (вся совокупность конституционных правомочий Президента) это власть именно исполнительная, однако по смыслу ряда дру­гих статей Конституции президентская власть как бы выносит­ся за рамки данной классической триады и конструируется в виде некой отдельной (исходной, базовой) власти, возвышаю­щейся над этой стандартной триадой.

Так, в Конституции (ч. 1 ст. 11) содержится положение о том, что "государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Прави­тельство Российской Федерации, суды Российской Федерации". Здесь уже фигурируют четыре власти. Это представление о четырех властях подкрепляется и другими конституционными

Глава 10. Правовое государство в постсоветской России положениями, согласно которым Президент "обеспечивает со­гласованное функционирование и взаимодействие органов го­сударственной власти" (ч. 2 ст. 80), а "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации" (ч. 1 ст. 110).Одновременно, согласно Конституции (ст. 83, 111—112,116—'117)-, Президент обладает широкими решающими полно­мочиями как в сфере исполнительной власти в целом, так и в вопросах формирования и отставки Правительства (в частности назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, право председательствовать на заседаниях Правительства, принятие решения об отставке Правительства и т.д.).ч

Из содержания и характера конституционной регламента­ции полномочий Президента и Правительства можно сделать вывод о том, что президентская власть, помимо исключитель­ных прав Президента, включает в себя, по существу, и весь комплекс решающих правомочий исполнительной власти.

Отсутствие необходимой четкости в этом вопросе неизбеж­но порождает противоречия в системе разделения властей и ведет к дублированию и параллелизму в деятельности Прави­тельства и президентских структур (Администрация Президен­та, Совет Безопасности и т.д.).

Неопределенность самой конструкции исполнительной власти (Президент, Правительство) дополняется отсутствием надлежащего баланса в ее отношениях с российским парламен­том (Федеральным Собранием), который по Конституции (ст. 94) является "представительным и законодательным орга­ном Российской Федерации".

Федеральное Собрание по Конституции вообще не уча­ствует в формировании Правительства, за исключением того, что в-отношений назначаемого Президентом Председателя Правительства требуется согласие Государственной Думы. Причем "после трехкратного отклонения представленных кан­дидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации на­значает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы" (ч. 4 ст. 111).

К полномочиям Президента относится и представление кандидатур на те должности, назначение которых относится к компетенции Совета Федерации (должности судей Консти­туционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федераций) или Государственной Думы (должность Председателя Центрального банка Российской Федерации).

В области контрольных функций парламент обладает лишь правом контроля за исполнением Правительством федерального бюджета (ч. 5 ст. 101).

 

 

Судьбы российского конституционализма и правовой госу­дарственности в складывающихся условиях во многом будут зависеть от успехов на пути к достижению и утверждению жизнеспособного баланса различных властей на базе и в об­щих рамках действующей Конституции Российской Федерации.

Стратегическая задача состоит в том, чтобы преодолеть за­старелый порок российской власти тенденцию к ее монопо­лизации и бесконтрольности —- теперь уже, в наше конститу­ционное время, в системе разделения властей. Опыт российс­кой политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Нынешние постсоцйалистические реалии свидетельствуют, что это, пока возможно, должны сделать сторонники действующей либерально-демократической Консти­туции, не откладывая дело до прихода к власти ее противни­ков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: