Правовое регулирование исполнения наказаний, связанных с обязательным привлечением осужденного к труду

Страница 1

Статья 104 УИК РФ определяет условия труда осужденных к лишению свободы. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, тем самым выделяя особенности условий труда осужденных.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, с ними не заключаются трудовые договоры.

В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 и ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство РФ о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени (дифференцируется в зависимости от возраста осужденных, их трудоспособности, условий труда и т.д.), правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.

Порядок вывода осужденных на работу и съема с работы, их поведение на производственных объектах регламентируются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, устанавливающими определенные ограничения, обусловленные необходимостью обеспечения установленного порядка отбывания наказания, охраны и изоляции.

В установленное распорядком дня время осужденные поотрядно, побригадно выстраиваются в отведенных местах для вывода на работу и съема с работы. При этом проверяется их внешний вид и производится их обыск. Начальниками исправительных учреждений с учетом условий труда устанавливается порядок поведения осужденных на производственных объектах, проведения инструктажа начальниками цехов (участков) или мастерами, подведения итогов работы, сдачи рабочих мест. Графики сменности, определяющие время начала и окончания работы (смены), согласовываются с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

На осужденных к лишению свободы распространяются положения трудового законодательства, в соответствии с которыми при особом характере выполняемых работ их ежедневное (еженедельное) рабочее время может отклоняться от установленной нормы либо может быть разделено на части с сохранением общей продолжительности работы за учетный период. В этих случаях допускается суммированный учет рабочего времени.

На осужденных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. В случае увечья на производстве или профессиональных заболеваний заключенным следует выплачивать компенсацию. Условия этой компенсации должны быть не менее благоприятными, чем условия компенсации, предусмотренные законом для вольных рабочих.

В общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, засчитывается время, фактически отработанное осужденными к лишению свободы на оплачиваемых работах, независимо от объекта и характера труда. Привлечение осужденных в порядке очередности к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда при этом не учитывается.

Учет отработанного осужденными времени осуществляется администрацией исправительного учреждения. Порядок учета времени работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, устанавливается ведомственными нормативными правовыми актами.

В общий трудовой стаж не засчитывается время, в течение которого осужденный систематически (два или более раз на протяжении месяца) уклонялся от выполнения работы. Поскольку учет отработанного времени производится по итогам календарного года, соответствующий период времени исключается из его общего трудового стажа при подведении итогов.

Решение об исключении из общего трудового стажа осужденного периода уклонения его от работы принимается администрацией исправительного учреждения. Если осужденный не согласен с указанным решением, он может в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 12 УИК РФ) обратиться в суд с жалобой на действия администрации.

Также уголовно-исполнительным законодательством устанавливает право работающих осужденных на ежегодный оплачиваемый отпуск. С учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного отпуск может быть предоставлен с выездом за пределы исправительного учреждения или без него. Разрешение на выезд дается начальником исправительного учреждения. Порядок реализации осужденными права на длительный выезд за пределы мест лишения свободы на время ежегодного оплачиваемого отпуска определяется в соответствии со ст. 97 УИК РФ Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и другими ведомственными нормативными правовыми актами.

Отпуск предоставляется после отработки осужденным на оплачиваемых работах в период отбывания наказания в виде лишения свободы времени, установленного трудовым законодательством для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в указанный срок не засчитывается.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 18 рабочих дней для осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, и 12 рабочих дней для остальных категорий осужденных. Вместе с тем законодатель предусмотрел поощрительно-компенсационную норму, в соответствии с которой осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также осужденным, имеющим право работать по их желанию, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней. Решение об увеличении продолжительности отпуска принимается администрацией исправительного учреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 103 УИК РФ осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания (по правилам ст. 116 УИК РФ) и материальную ответственность (по ст. 102 УИК РФ).

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о труде. Все тарифы, надбавки и доплаты, действующие в народном хозяйстве, за исключением дополнительной оплаты за выслугу лет и отдаленность, распространяются и на лишенных свободы.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью рабочее время за месяц и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, определенного законодательством.

Оплата работы осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (ст. 105 УИК РФ).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ОСУЖДЕННОГО К ТРУДУ

Обязательные работы

Обязательные работы являются одним из основных видов наказания. В России они были впервые предусмотрены УК РФ 1996 г., однако начали применяться только с 10 января 2005 г. - после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ в части исполнения наказаний в виде обязательных работ в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2004 № 177-ФЗ. С тех пор ежегодно все больше лиц осуждается к этому виду наказания. Так, численность осужденных к обязательным работам, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях России, составила в 2006 г. - 10 022 чел., в 2007 г. - И 729 чел., в 2008 г. -12 867 чел., в 2009 г. - 15 379 чел., в 2010 г. - 18 881 чел., в 2011 г.-21 419 чел.

Данный вид наказания назначается на срок от 60 до 480 часов, а несовершеннолетним - от 40 до 160 часов.

Рассматриваемое наказание заключается в выполнении осужденным бесплатных общественных работ в свободное от работы или учебы время. Конкретный вид работ определяется местным органом самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Это должны быть работы, не требующие особой квалификации, которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

Поскольку отбывание обязательных работ связано с трудом, это наказание не назначается инвалидам I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы но призыву.

Данное наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая по получении из суда копии приговора вызывает осужденного, ставит его на учет, разъясняет порядок отбывания наказания и направляет на работу. Детально правовое положение и функции инспекции по исполнению наказания в виде обязательных работ регламентированы в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729, а также в ведомственном нормативном акте - Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142.

Инспекция обязана также контролировать через администрацию предприятия, где осужденный выполняет обязательные работы, его поведение и отношение к труду, вести учет отработанных часов.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Важной обязанностью инспекций является согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, где могут отбывать наказание осужденные к обязательным работам.

Одновременно с выдачей направления осужденному для отбывания наказания на определенном предприятии инспекция разъясняет администрации предприятия, что осужденный будет работать бесплатно, за свою работу он вознаграждения не получает и оплата его труда предприятием также не производится. Вместе с тем на администрацию предприятия возлагается ряд обязанностей. Она должна контролировать выполнение осужденным возложенных на него работ, сообщать уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных осужденным часов, а также об уклонении осужденного от отбывания наказания.

Осужденный должен работать в месте, куда он направлен, по два часа в день (с его согласия - четыре часа); в те дни, когда он не занят на основной работе (в выходные дни, во время отпуска) - четыре часа. Отпуск не приостанавливает отбывание наказания. Общее число часов, отработанных в течение недели, не может быть менее 12. Однако при наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция может разрешить осужденному отработать меньшее число часов.

Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет работают не более двух часов в день, а лица в возрасте от 15 до 16 лет -не более трех часов.

Осужденный обязан выполнять порученные ему работы, добросовестно относиться к труду, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка предприятия, в котором он работает. Кроме того, он должен являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызовам и информировать ее об изменении места жительства.

Если осужденный допускает прогулы, другие нарушения трудовой дисциплины, не является по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию, иным образом нарушает порядок и условия отбывания наказания, он предупреждается инспекцией о возможности замены обязательных работ другим видом наказания в порядке ст. 49 УК РФ. Одновременно сотрудники уголовно-исполнительной инспекции разъясняют осужденному, что в случае новых нарушений перед судом будет поставлен вопрос о замене обязательных работ более строгим наказанием. Если предупреждения оказывается недостаточно и осужденный злостно уклоняется от отбывания наказания, к нему могут быть применены судом более серьезные меры, выражающиеся в замене обязательных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом отбытый срок обязательных работ засчитывается из расчета один день любого из этих наказаний за восемь часов указанных работ.

УИК РФ дает определение злостного уклонения от отбывания обязательных работ. Злостно уклоняющимся считается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший па обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Как видим, разница между нарушением порядка и условий отбывания наказания и злостным уклонением от отбывания наказания в основном количественная. Единичное нарушение закон рассматривает как нарушение, влекущее предупреждение, а повторное в течение месяца - как злостное уклонение.

Попытка скрыться от отбывания наказания является злостным уклонением. В этих случаях, когда осужденный не проживает по месту своего жительства и не является по вызовам инспекции, инспекция обязана в течение месяца принять меры к розыску этого лица, для чего наводятся справки в жилищных органах, паспортных службах, у участкового уполномоченного, у родственников, если их адреса известны инспекции. Выясняется, не задержан ли осужденный за совершение другого преступления, не госпитализирован ли в больницу. Могут быть проверены данные о несчастных случаях и морги.

Если в течение месяца установить местонахождение лица не удалось, он объявляется в розыск, который осуществляет аппарат уголовного розыска. При обнаружении скрывшегося осужденного он может быть задержан на срок до 48 часов. При необходимости этот срок может быть продлен судьей еще на срок до 30 суток.

Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы

Принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду осужденных, отбывающих лишение свободы, сформулированы в международных правовых актах по обращению с осужденными. В ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) подчеркивается, что работа или служба лиц, находящихся в местах лишения свободы по законному приговору суда, не относится к принудительному или обязательному труду. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными отмечается, что труд заключенных не должен приносить им страданий, на заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Обеспечиваемая заключенным работа должна быть по мере возможности такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения. Европейские пенитенциарные правила (2006 г.) в п. 26.3 устанавливают, что характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения.

Указанные положения позволяют сформулировать следующие международные принципы организации труда осужденных к лишению свободы:

1) обязательность труда;

2) общественная полезность труда;

3) труд не должен приносить осужденным физических страданий;

4) сочетание труда и профессионального обучения;

5) признание труда в качестве средства исправления;

6) использование осужденными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения.

Большинство из них закреплены в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве как в нормах Общей части УИК РФ (ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 12), так и в специальных нормах гл. 14 УИК РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», определяющих основания и формы привлечения к труду осужденных к лишению свободы (на собственных производствах исправительных учреждений; на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их; по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и СИЗО; в форме предпринимательской деятельности: индивидуальной трудовой деятельности, общества с ограниченной ответственностью), а также условия и оплату их труда, а также деятельность администрации исправительных учреждений по его организации.

Обязательность труда осужденных к лишению свободы зафиксирована в ч. 1 ст. 103 УИК РФ. Исключение здесь составляют осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I и II групп, которые привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде и законодательством о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Принцип обязательности труда реализуется и в ч. 6 ст. 103 УИК РФ, которая запрещает осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Вч. 1ст. ЮЗ УИК РФ подчеркивается обязанность администрации исправительного учреждения привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Общественно полезный труд означает выполнение осужденным различной социально значимой, полезной для других людей работы, процесс и результаты которой приносят удовлетворение самому осужденному и востребованы обществом. К сожалению, в последнее десятилетие в условиях экономической нестабильности в стране проблема обеспечения осужденных таким трудом становится все более острой.

Принцип сочетания труда и профессионального обучения нашел закрепление в ч. 1 ст. 108 УИК РФ, где подчеркивается, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. Эта установка получила развитие в ч. 5 ст. 103 УИК РФ, в которой определяется, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных, а также в ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», констатирующей, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

В настоящее время наиболее остро стоит вопрос переориентации производства органов и учреждений, исполняющих наказания, на решение проблем трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных. В этих целях Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“» скорректированы формы организации труда осужденных к лишению свободы. Теперь осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Данные положения конкретизированы в ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которой исправительные учреждения привлекают осужденных к оплачиваемому труду. Согласно этой норме исправительные учреждения привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; 3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (рис. 8).

Рис. 8. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы

 

Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством РФ.

Федеральные государственные унитарные предприятия предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (например, лесозаготовка, обработка и переработка древесины) как структурные подразделения этих учреждений или объединения учреждений. Учредителем таких предприятий является федеральный орган уголовно-исполнительной системы, который утверждает их уставы, разработанные учреждениями, исполняющими наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и закрепляет за федеральными государственными унитарными предприятиями уголовно-исполнительной системы федеральное имущество.

Федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Привлечение осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций. Договор (контракт) обязательно предусматривает: количество осужденных, выводимых на эти объекты; заработную плату, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий; специальную изоляцию рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организаций; имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями; обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде.

Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов возлагается на осужденных, обладающих соответствующими специальностями (маляры, штукатуры, слесари-сантехники, столяры, парикмахеры и т.п.). Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных Минюстом России. В предназначенных для содержания осужденных несовершеннолетних учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста.

 

Общее и профессиональное образование осужденных в ИУ (задачи, формы и правовое регулирование)

Опубликовано: 15.06.2009 | Рубрика: Юриспруденция» Уголовно-исполнительное право»

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, оно является одним из основных средств исправления осужденных. Общеобразовательное обучение развивает общий кругозор, повышает уровень интеллекта и образованности, препятствуя рецидиву. Правовое регулирование — ст. 43 К-ии закрепила право граждан РФ на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. УИК РФ устанавливает обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденные старше 30 лет, инвалиды 1 и 2 групп — по желанию. Осужденным к пожизненному лишению свободы — нет, но создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы. Получение осужденным среднего образования поощряется и учитывается при определении степени исправления. Общеобразовательное обучение организуется в функционирующих при исправительных учреждениях общеобразовательных школах и учебно-консультационных пунктах; контроль за посещение и успеваемостью осуществляет начальник отряда. Средние общеобразовательные школы открываются в ИУ при наличии не менее 80 обучающихся; если столько нет — учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся). Занятия в школах без отрыва от производства (посменно). Важное значение в деле исправления осужденных имеет профессиональное образование и профессиональная подготовка. Получение осужденным трудовой специальности или повышение трудовой квалификации рассматривается как эффективное средство предотвращения новых преступлений в период отбывания наказания и после освобождения. Правовая основа — конституционное право на труд, включающее свободу выбора профессии, и на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Не является обязательным для осужденных инвалидов 1 и 2 групп, а также мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет, но при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку. В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных: 1) обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; 2) обучение на производстве. Профессионально-технические училища осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля, организуют повышение квалификации по своей специализации, выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным, обучающимся непосредственно на производстве исправительных учреждений. Училища организуются, если имеется не менее 150 обучающихся. Обучение ведется без отрыва от производства в течение 6-15 месяцев. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы получают профессиональную подготовку только на производстве. Обучение проводится курсовым, бригадным или индивидуальным методом. Курсовой метод — когда необходима определенная теоретическая подготовка к освоению новой специальности. Бригадный метод используется, если получаемая профессия относительно проста и овладеть ею можно, работая в одной бригаде со специалистами соответствующего профиля. Индивидуальное обучение приходится использовать при освоении достаточно сложных профессий, требующих передачи обучаемому практических навыков от опытного профессионала. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях в соответствии со ст. 129 УИК РФ разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: