Смешанная экономика: понятие, основные модели

Сме́шанная эконо́мика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.

В разных странах складывается своя модель смешанной экономики.

Американская модель (либеральная модель капитализма): минимальный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства; всемерное поощрение предпринимательства; резкая дифференциация на богатых и бедных; приемлемый уровень жизни для малообеспеченных слоев населения.

Японская модель: высокий уровень государственного воздействия на экономику; создание планов развития экономики; незначительное различие в уровне зарплаты между главой фирмы и служащим; социальная направленность.

Германская модель: высокий уровень государственного воздействия на экономику; прогнозирование основных макроэкономических показателей; различия в уровне зарплаты незначительны. Шведская модель: социальная направленность; сокращение имущественного неравенства; забота о малообеспеченных слоях населения; государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены; высокий удельный вес государственного сектора.

Товар: полезность, стоимость, ценность.

В основе определения товара лежит понятие блага. Блага — способность предметов удовлетворять потребностям человека. Неоклассическая школа уделяет особое внимание на разграничение всех благ на экономические и неэкономические. Подобное разграничение связано с понятием редкости, то есть благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве, а экономическое является редким и ограничено.

Товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена. Но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен быть обязательно продуктом труда. На это обращают внимание другие экономисты. Более общее определение: товар — экономическое благо, это продукт труда, созданный для обмена, а не для собственного потребления. Товар имеет несколько свойств:

1. Потребительная стоимость (способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность).

2. Меновая стоимость (способность товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях).

3. Ценность (максимальная цена, которую потребитель считает для себя выгодным заплатить за этот товар)

Товары различаются между собой по потребительной стоимости (например, товар может иметь потребительную стоимость, но не иметь меновую – вода имеет высокую потребительную, но низкую меновую стоимость, драгоценности - наоборот). Все обмениваемые товары отличаются друг от друга по потребительной стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: