Виды рыночных структур

1. Чистая (абсолютная, совершенная конкуренция) — на рынке функционирует неограниченное число продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок и выход с рынка. Большое количество фирм производит однородную продукцию. Все участники конкуренции имеют полный объем рыночной информации о всевозможных элементах рынка (о ценах, спросе, предложении, конкуренции). Ни одна из фирм не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

2. Чистая (абсолютная) монополия — функционирование на рынке лишь одного производителя продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Если в совершенной конкуренции фирма соглашается с ценой, то на рынке абсолютной монополии каждая фирма устанавливает цену на производимый продукт. На пути входа устанавливаются непреодолимые для конкурентов барьеры: искусственные (патенты и лицензии предоставляют некоторым фирмам исключительное право функционирования на данном рынке) и естественные (естественные монополии — предприятия общественного пользования — водоснабжение, электричество и т. д.).

3. Монополистическая конкуренция имеет сходство с совершенной конкуренцией, однако здесь производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком, и именно это позволяет фирмам варьировать цены в достаточно широком диапазоне. Различия в продукте могут не затрагивать качество товара. Фиксация предложения может быть обусловлена более привлекательной упаковкой товара, более удобным расположением магазина и т. д.

4. Олигополия характеризуется немногочисленностью участников конкуренции. Небольшое число фирм производит основную часть продукции всей отрасли (3-5 производителей). Олигополии могут производить как однородные (преобладают на рынках сырья), так и дифференцированные товары (преобладают на рынке потребительских товаров). Например, автомобильная, металлургическая промышленность, машиностроение. Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям, касающихся, например, установления цены или раздела рынка. Цены имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто, как на свободном рынке. Распространена ситуация лидерства в ценах — цены диктует ведущая фирма — лидер, остальные следуют за лидером.

5. Монопсония противоположна монополии. Фирма - ―монопсонист‖ полностью контролирует спрос на определенное благо, товар или услугу, являясь единственным возможным его покупателем. Негативные стороны монопсонии в свое время хорошо познали колхозы, обязанные сдавать мясо на единственный в районе мясокомбинат.

6. Олигопсония - ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей). На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании.

Инфраструктура рынка — совокупность всевозможных институтов, систем, служб, предприятий, которые обслуживают рынок и выполняют определенные функции по обеспечению нормального функционирования рынка. Элементы инфраструктуры рынка: биржи, аукционы, кредитная система и банки, эмиссионная система, система регулирования занятости населения, налоговая система, система страхования, рекламные агентства, система среднего и высшего образования, аудиторские компании.

Основные функции инфраструктуры рынка.

1. Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов.

2. Повышение оперативности работы рыночных субъектов.

3. Оформление организации рыночных отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: