Издержки производства – расходы или денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. При продаже товара его стоимость обращается в деньги, предприниматель получает денежную выручку. Ее часть компенсирует издержки производства, другая часть – прибыль.
Все издержки можно разделить на 2 группы:
1. Внутренние: связаны с использованием собственной продукции, которая превращается в ресурс
дальнейшего производства фирмы.
2. Внешние: затраты на приобретение ресурсов у тех, кто не является собственником данного
предприятия, то есть у сторонних организаций.
Также можно выделить следующую классификацию издержек TC=FC+VC:
1. Общие валовые издержки (издержки при создании товара):
a. Постоянные FC (не существенно зависят от объема производимой продукции, эти издержки
предприятие несет в любом случае; например, оплата аренды здания).
b. Переменные VC (на покупку сырья, рабочей силы; зависят от объема производимой
продукции).
2. Средние издержки AC=TC/Q=(FC+VC)/Q=AFC+AVC (общие валовые издержки в расчете на
|
|
единицу выпускаемой продукции; используются для определения рентабельности производства,
сравнивается с уровнем рыночной цены: выше уровня рыночной цены – предприятие нерентабельно,
ниже – рентабельно в границах q1, q2).
3. Предельные издержки MC=TCn-TCn-1=dTC/dQ=dVC/dQ (дополнительные издержки при выпуске
еще одной дополнительной единицы продукта)
Точка равновесия фирмы и максимальная прибыль достигается в том случае, когда имеется равенство предельного дохода и предельных издержек: MR=MC или d(TR-TC)/dQ=0
Изокоста – прямая, аналогичная бюджетной прямой в теории потребительского поведения. Показывает сочетание любых 2 ресурсов, которые фирма может приобрести на какую-то сумму денег. По осям координат – факторы производства. В точке касания изокосты и изокванты достигается максимальный выпуск при определенном уровне затрат. Совокупность таких точек – траектория роста фирмы.
Транзакционные издержки сопровождают взаимоотношения экономических агентов. Выделяются следующие виды: издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля, издержки юридической защиты выполнения контракта, издержки оппортунистического поведения (представляют наибольший интерес). Последние являются самым скрытым элементом транзакционных издержек
Различают 2 формы оппортунистического поведения:
1. Моральный риск. Возникает, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о поведении этой стороны требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения – отлынивание – агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. Особо удобная почва для отлынивания создается при совместной работе целой группы.
|
|
2. Вымогательство. Возможности для этого появляются, когда несколько производственных факторов длительное время работают в кооперации друг с другом. Эти производственные факторы настолько «притираются» друг с другом, что каждый из них становится незаменимым для другого. Если какой-то фактор решит покинуть группу, остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентную замену на рынке. Поэтому у собственника уникального фактора производства возникает возможность шантажа в форме угрозы выхода из данной группы.
Доход и прибыль фирмы. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Рентабельность.