Тема: Сознание и познание

2.3. Вопросы к занятию:

1. Соотношение сознания и познания. Язык, речь и мышление.

2. Познание как социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру.

3. Чувственное и рациональное познание и их формы. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

4. Практика как основа и цель познания.

 

При подготовке ответа на первые два вопроса следует исследовать эволюционные корни сознания, выявить его деятельностную природу, ознакомиться с проблемой идеального, рассмотреть взаимодействия сознания с познавательным процессом. Исследовать проблему познаваемости мира, общелогические методы познания, рассмотреть различные философские концепции истины. В первом вопросе следует подчеркнуть фундаментальность сознания как универсального свойства, присущего только человеку, проанализировать каким образом действительность и социальная среда влияют на мышление человека. Уместным будет сравнение понятий «мышление», «логика», «речь», «язык».

В третьем вопросе необходимо раскрыть единство чувственного и рационального познания. Показать, сто чувственное познание осуществляется посредством трех взаимосвязанных форм: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание опирается на рассудок и разум и раскрывается благодаря трем формам мышления: понятие, суждение, умозаключение. В процессе познания наряду с рациональными операциями участвуют и иррациональные (интуиция, бессознательное, вера).

В четвертом вопросе студент должен дать определение «практики», перечислить и раскрыть основные формы практики (материальное производство, социальное действие, научный эксперимент), а так же дать характеристику основным функциям практики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: