Особо важные (VIP) пассажиры – лица, занимающие видное общественное, религиозное или политическое положение.
К категории особо важных пассажиров относятся лица, определенные специальным перечнем должностных лиц, если иное не предусмотрено требованиями государственных органов соответствующей страны.
Перевозка особо важных пассажиров производится в соответствии с требованиями государственных органов, правил и инструкций АК.
К VIP-пассажирам относятся:
Ø члены королевской семьи;
Ø главы государств;
Ø первые руководители административных органов;
Ø послы;
Ø секретари международных организаций (UN, WHO, NATO и т.д.); всемирно известные люди;
При бронировании перевозки VIP-пассажира в PNR вносится OSI, SSR ремарка: VIP, также указывается информация о пассажире и требуемые действия.
При организации обслуживания VIP-пассажиров необходимо учитывать следующие требования:
Ø обслуживание должно быть направлено на создание максимального уровня комфорта и удобства VIP-пассажирам;
Ø VIP-пассажиры могут быть размещены на борту ВС в любом классе обслуживания, с учетом пожеланий и предпочтений пассажиров, VIP-пассажирам гарантируется предоставление места до момента окончания посадки на борт ВС;
Ø соблюдать требования VIP-пассажиров относительно путешествия «инкогнито». Всю информацию, полученную по перевозке VIP-пассажиров, персонал обслуживающей компании должен рассматривать исключительно как конфиденциальную, и ни при каких обстоятельствах такая информация не должна быть передана кому-либо вне обслуживающей компании и АК;
Ø своевременное и объективное предоставление встречающим и провожающим лицам информации о времени отправления, прибытия рейса;
Ø оказывать содействие в выполнении протокольных мероприятий в аэропорту отправления, прибытия рейса.
По запросу VIP-пассажирам могут быть предоставлены следующие услуги:
Ø обслуживание в специально выделенных помещениях (в VIP-залах, залах официальных лиц и делегаций и т.п.);
Ø организация обслуживания при прохождении предполетных и послеполетных формальностей в режиме «fast-track».
7.2.Регистрация и оформление багажа VIP-пассажиров.
Регистрация VIP-пассажира должна производиться специально обученным персоналом на отдельной стойке регистрации рейса или в зонах специального обслуживания особых категорий пассажиров.
Багаж VIP-пассажира маркируется дополнительной багажной биркой «VIP». Оформляется отдельной багажной ведомостью и передается под ответственность старшему бортпроводнику.
Загрузка багажа осуществляется в багажно-грузовой отсек ВС с учетом необходимости разгрузки багажа в первую очередь по прибытию ВС.
При контейнерной перевозке багажа, багаж VIP-пассажира комплектуется в отдельный контейнер.
По итогам регистрации рейса, формируется телеграмма PSM, направляется в адреса представительств АК и заинтересованные службы аэропортов назначения, транзита, трансфера. В телеграмме указывается фамилия пассажира, количество мест багажа и размещение багажа на борту ВС. В случае отсутствия информации в системе регистрации о VIP-пассажире, необходимо внести ремарку для формирования телеграммы PSM (если пассажир не следует «инкогнито»).
Посадка VIP-пассажиров на борт ВС.
Доставка VIP-пассажиров на посадку должна производиться отдельным транспортом и отдельно выделенным персоналом. Посадка VIP-пассажиров должна производиться в последнюю очередь или в удобное для пассажира время, с момента начала посадки пассажиров на борт ВС.
Вылетающие пассажиры. Информация о вылетах пассажиров и делегаций, оформляемых через VIP зал, поступает в группу ВИП посредством РД, телефонограммы, пассажирских манифестов, а также по сообщениям сменного руководства аэропорта и из других источников.
Группа ВИП обязана произвести сверку информации о вылете, после чего составляется наряд на вылет с указанием номера рейса, маршрута, времени отправления, состава пассажиров и делегаций, класса обслуживания, номера самолета и стоянки.
За 1,5—2 ч до отлета группа ВИП информирует руководство аэропорта, отдела перевозок, иммиграционной (пограничной) и таможенной служб о вылете пассажиров литерными рейсами.
Порядок встречи пассажиров определен специальными правилами и инструкциями. После встречи пассажиров и сопровождающих лиц располагают в депутатском зале, предлагают им рекламный материал, литературу, прохладительные напитки и т. д. Им сообщаются все необходимые сведения о готовности рейса, времени вылета, номере стоянки и т. д., оказывается содействие в установлении связи с должностными лицами аэропорта и МГА.
По прибытии в аэропорт пассажиров или делегаций группа ВИП производит регистрацию пассажиров.
После окончания посадки пассажиров, оформленных через общий зал регистрации, приглашаются к самолету пассажиры ВИП и ведется контроль от начала посадки и до отгона трапа.
После вылета пассажиров и делегаций, оформленных через депутатский зал, отправляется РД о следовании особо важных пассажиров и делегаций в аэропорт назначения, аэропорт пересадки, промежуточные аэропорты, о размещении их багажа в самолете.
При отправке пассажиров и делегаций самолетами иностранных авиакомпаний необходимо заблаговременно известить об этом представителей авиакомпаний и условиться с ними о порядке обслуживания указанных пассажиров и делегаций на борту самолета, а также о загрузке багажа в соответствии с пожеланиями пассажиров (в грузовой отсек или в салон самолета).
Во всех аэропортах имеются специальные помещения для обслуживания пассажиров категории ВИП: депутатский зал и др. После завершения всех формальностей пассажиры, проходящие обслуживание через депутатский зал, направляются из соответствующих залов по телетрапам в самолет или же доставляются специальными автобусами к самолетам.
Прилетающие пассажиры. Информация о прилете подконтрольных рейсов поступает в группу ВИП по телефонограммам, РД, ЛДМ, сообщениям сменного руководства аэропорта и других источников. Информация сверяется с заинтересованными службами.
Затем составляется наряд с указанием номера рейса, пункта вылета и времени прилета, состава и количества пассажиров и делегаций, типа и номера самолета, номера стоянки, на которую заруливает самолет.
О прилетах пассажиров и делегаций категории ВИП информируются руководство аэропорта, службы организации перевозок, руководство ОКПП и таможни.
С прибытием в депутатский зал представителей принимающей организации руководитель службы ВИП выясняет у последних протокол встречи.
После заруливания на стоянку самолета организуется подача литерного трапа и встреча пассажиров у самолета. Затем пассажиры доставляются в депутатский зал или президентский салон.
Выгрузка багажа прибывших пассажиров категории ВИП производится отдельно от остального багажа. Багаж доставляется по желанию пассажиров в автомашины или депутатский зал. Доставка ручной клади обеспечивается носильщиками.
Прибывшим пассажирам в депутатском зале предлагается рекламный материал, литература, прохладительные напитки и т. п.. им оказывается необходимое содействие в установлении связи с должностными лицами МГА, аэропорта, ОКПП, таможни и др.
Порядок питания пассажиров, оформляемых через депутатский зал, согласуется с представителем принимающей организации. Размещение в гостинице обеспечивает диспетчер по транзиту.
Если пассажиры категории ВИП прибывают самолетом иностранной авиакомпании, следует заблаговременно поставить об этом в известность представителя авиакомпании и сообщить ему о порядке встречи.
Такова принципиальная технологическая схема организации и обслуживания пассажирских перевозок в международных аэропортах. Разумеется, что в каждом аэропорту должна быть своя подробная и официально утвержденная технология обслуживания перевозок. От совершенства этой технологии и ее строгого соблюдения зависят качество и культура обслуживания пассажиров, летающих на международных воздушных линиях.