Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык, идеология

Нормы. На основе системы общих мировоззренческих представлений, человек строит свои действия, путь жизни. При сходных представлениях общество обретает культурное единство и целостность. Эти представления закрепляются в нормах, как в системе «указателей» (запретов, поощрений, предписаний). Ими определяется возможность ориентироваться в социальном мире. Виды норм: социальные привычки, нравы, обычаи, нравы, законы, ценности, символы и язык. Нормами определяется дозволенное и недозволенное в поведении. Они предписывают «должное», «справедливое», «достойное» для любого социального положения, для любой ситуации, для мужчин и женщин, для взрослых и детей и т.д. Нормы – это также и цели. Нормы становятся стандартами.

Обычаи. Формируются на основе социальных привычек. Обычаи носят как общий, так и региональный характер, существуют обыденные и институциональные обычаи.

Нравы. Нравственность – доминирующий регулятор социальных и межличностных отношений. Нарушение нравственных норм влечет социальное давление и угрожает человеку отвержением, изгнанием из группы.

Законы. Нравы общества - источник законов. Законыэто правила, вырабатываемые специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять их силу. Они могут быть изменены быстрее, чем обычаи и нравы.

Ценности. Ценностиэто общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии для оценки событий и принятия решений. Разных нормы основываться на одних и тех же ценностях. Есть устойчивые и абсолютные ценности, есть ценности вырабатываемые временем и ситуацией, они относительны. изменяются от поколения к поколению.

Символы и язык. Символыэто действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. На символах строятся все языки культуры (национальные, профессиональные, обыденные). Символы – это культурные коды. Вне языка и системы символов не может существовать никакая культура – это оболочка культуры.

Идеология. Идеология – это: 1) убеждения; 2) идеи; 3) знания; 4) вера; 5) философия жизни: 5) система целей и стратегий развития. Она включает в себя систему ценностей и идеалов, принципов, жизненных установок, фундаментальных потребностей.

Идеологи дает целостную картину мира, интегрирует знания и опыт, стимулирует и направляет человеческое поведение, является организующей формой общественной жизни.

Имеет функции: познавательную, оценочную (аксиологическую), программно-целевую, футурологическую, защитную и социально-организующую.

Морфологию культуры в структурном отношении составляют:

1) Традиционная культура; 2) Доминирующая культура; 3) Нормативная культура; 4) Субкультуры; 5) Контркультура; 6) Элитная культура; 7) Поддерживающая; 8) Массовая культура (повседневная)

Традиционная культура формируется тысячелетиями, устойчива. Тойнби называл ее патриархальным ядром. Между разными обществами происходят многочисленные культурные обмены, что способствует культурному развитию, но если инокультурные вторжения затрагивают ядро традиции, то, по Тойнби, это влечет серию распадов, разлом и гибель традиционной культуры, а вместе с тем и уход и исторической сцены целых народов.

Доминирующая культура. Является существенно упрощенной, сжатой формой традиционной культуры. Ее цель – социализация человека в обществе и социальный контроль. Ярко проявляется в образовании. Имея целью трансляцию знаний и передачу опыта, доминирующая культура должна резко упростить грандиозные пласты традиции, чтобы передать знания и опыт в соответствии с возрастом, с уровнем развития (ориентация на средние способности) человека, обеспечивая общедоступность каждой ступени образования. Культура доминирующая - совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Ее всеобщностью также ограничивается содержание Традиции – чтобы быть разделяемой всеми, она должна быть упрощена так, чтобы не противоречить этнокультурам и субкультурам, чтобы не отторгать людей с высоким, средним и низким уровнем развития способностей. Доминирующая культура преломляет Традицию для узких специализированных задач того или иного социального института, исходя из актуальных задач современности. Доминирующая культура включает в себя субкультуры. На основе доминирующей культуры складывается нормативная культура.

Культура нормативная - совокупность культурных образцов, которые указывают на стандарты правильного поведения, разрешают, предписывают или запрещают определенные социальные действия. Без нормативной культуры доминирующая культура не может быть действенной. Действенную эффективность ей придают нормы, правила, процедуры, большие и малые формы нормативной культуры.

Субкультуры. Субкультура - совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее, но не вступающей с ней в противоречие, не противоборствуя ей. Особые образцы культуры вырабатываются субкультурами: молодежными, гендерными, региональными, этническими, профессиональными, религиозными, политическими.

Контркультура. Ее главное отличие от субкультуры в том, что мера особенности ее столь велика, что она разрывает с доминирующей и традиционной культурой, вступая с ними в борьбу, противодействуя им.

Элитная культура. Ее движителем являются наиболее творческие личности. Существуют разные элиты: научные, религиозные, политические, художественно-творческие («богема»), технические и др. Основное свойство элит – они выполняют функцию создания новых образцов, часть из которых не противоречит Традиции, но не проявлялась в ней ранее. Люди способные генерировать великие идеи, по этой причине не воспринимаются большинством общества, поэтому нужен еще один тип культуры, который составляют люди более способные к трансляции идей, к их интерпретации, популяризации и привитию к Традиции и широким слоям общества. Это и является сутью поддерживающей культуры. Типичным примером этой культуры являются представители педагогических сообществ.

Массовая культура. Ее основным признаком является не ориентация на ценности как таковые, а реакция на ценности как на товары, восприятие культурных произведений не по научному, эстетическому, духовному критерию, а по признаку утилитарной полезности, по вещным качествам, по стоимости на рынке, по стихии спроса и по капризам моды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: