Концепция научного управления Ф.У.Тейлора (1856-1915) — позитивное изложение
характеристика: американский инженер, изобретатель, исследователь и организатор производства, основоположник научной организации труда.
Фундаментальные принципы научного управления:
При научном управлении работники управления сознательно принимают на себя несколько новых обязанностей, кот.могут быть классифицированы и разделены на 4 группы (типа=фундаментальных принципа научного управления)
1 принцип или 1группа обязанностей:
сводится к преднамеренному собиранию некоторых из работников управления всей огромной массы традиционных знаний, умений и навыков, кот.в прошлом хранились в головах работников и приобретались в течении долгих лет опыта;
Работники науч.упр.берут на себя обязанность собирания всей этой огромной массы знаний, а затем и записи и во многих случаях сведения в законы, правила — отсюда следует увеличение прибыли, улучшение качества и др.
Поэтому первый из этих принципов может быть сформулирован, как разработка науки, вместо старых рутинных знаний рабочих — вместо субъективного опыта (наука-искусство).
|
|
2 принцип НУ или 2 группа обязанностей:
с водится к науч.отбору рабочих и затем к безостановочному их развитию. Обязанностью работников управления становятся: изучение характера, прир.свойств, и произв.поведения каждого рабочего с целью выявления с одной стороны — ограниченности его данных, а с другой (что гораздо важнее)- возможность его развития — отсюда следует процесс безостановочного развития;
«этот научный отбор рабочих достигается не единичным актом — это дело движется из года в год и является предметом непрерывного изучения со стороны управленцев»
Тейлора резко критикуют, что его концепция относится к человеку, как к машине...
3 принцип НУ:
требует сближения между собой науки и научно-отобранных и обученных работников, речь идет в т.ч.о работниках управления — не только рабочих;
суть: можно очень тщательно разработать некий способ деятельности и можно подобрать и обучить работников, способных выполнять эту работу — следовательно, необходимо сближать научный способ деят.с работником;
механизмы сближения:
введение роли функционального мастера (по Тейлору — единственный принцип принудительного сотрудничества — контроль за работником), «9/10 трудностей наших хлопот уходило на сближение работников управления с их новыми функциями и только 1/10 хлопот причиняли сами рабочие»
4 принцип НУ:
сводится к почти равному распределению текущей работы предприятия между рабочими с одной стороны и администрацией с другой стороны; работа при старом типе управления выполнялась практически вся рабочими, теперь — новое разделение труда.
«старое управление» - рабочий (планирование своей работы+исполнение);
Научное управление — Работник управление (планирование)+работник(исполнение).
РАЗДЕЛ 21. «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА».