Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия предложения труда его спросу, а также профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, снижения безработицы и смягчения ее последствий.
Меры государственного регулирования рынка труда:
· Создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах, что воздействует на величину и структуру спроса на рабочую силу;
· Регулирование режима работы и отдыха. Государство посредством законодательства устанавливает максимальную продолжительность рабочей недели;
· Квотирование рабочих мест для инвалидов и создание для них специализированных предприятий;
· Помощь в открытии предприятий;
· Государственные субсидии на расширение производства;
· Открытие новых государственных предприятий;
· Предоставление государственных заказов промышленности в период спадов;
|
|
· Организация общественных работ;
· Организация переподготовки населения.
Основные положения государственной политики содействия занятости населения и сокращения безработицы определены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». К ним относятся:
· Развитие трудовых ресурсов
· Обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости
· Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
· Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду
· Осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы
· Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы
· Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
· Объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения
· Координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции
|
|
· Координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения
· Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Данный закон выявляет роль государства на рынке труда. С помощью законодательства оно регулирует рынок, способствуя увеличению занятости населения и уменьшению безработицы. Создавая благоприятные условия для наемных работников, работодателей, фирм и предприятий, государство старается решить важные проблемы, мешающие развитию современного российского рынка труда.
На мой взгляд, положения, определенные в Законе «О занятости населения в Российской Федерации», не оставляют без внимания ни одну составляющую рынка труда. Они достаточно четко определяют цели, достижение которых устранит проблему занятости и безработицы.