Тема 8.Методология диссертационного исследования

Учебные вопросы:

Диссертация (лат. dissertatio рассуждение, исследование) как спец.форма (квалификационного) научного труда, научно-исследовательской работы студента-магистранта, соискателя ученой степени кандидата или доктора наук. Проблематика дис. исследований. Основные этапы научной работы [31]: предварительный, основной, заключительный. Основные направления интенсификации юридических исследований и применения возможностей новых технологий, компьютерной техники в исследовательской деятельности научных организаций. Специфика использования компьютерной техники в юридических методах исследования права и государства, таких как формально-юридический, сравнительно-правовой, правовое моделирование, правовой эксперимент, судебная статистика.

 

Научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется грамотно, всегда направлена на объективно новый результат. Инновационнаядеятельность специалиста-практика направлена на объективно новый результат или на значительное усовершенствование существующего (товар, работа, услуга), субъективно новый (для данного специалиста, предприятия, учреждения). Образовательная деятельность всегда направлена на субъективно новый для обучающегося результат. В случае продуктивной деятельности возникает необходимость ее организации, применения методологии.

Если методологию рассматривать как учение об организации деятельности, то важно напомнить содержание понятия «организация». В науке управления этот термин употребляется в основном в трех значениях: организация - это система, обладающая сложной внутренней структурой (научная или образовательная организация); состояние системы управления, состояние упорядоченности (хорошая организация дела, говорят); организаторская работа (по созданию состояния упорядоченности), функция процесса управления[32].

Рис. Трактовки понятия «организация»[33]

Итак, понятие «организация» действительно используется, в основном, как процесс (функция, работа организаторская) и его результат (состояние упорядоченности, свойство); третье значение ее - как социальная система (структура организационная/ функциональная) применяют главным образом при описании коллективной научной деятельности, управления проектами в научных и образовательных организациях.

Методология диссертационного исследования как организация научной деятельности по направлению магистерской подготовки ставит перед исследователем и его научным руководителем ряд задач, поэтапная реализация которых позволяет достичь намеченной цели: качественно подготовить и успешно защитить магистерскую диссертацию.

К базовым программным задачам и функциям относят следующие методологические направления, процедурные и проблемные вопросы, освоить и решать которые предстоит исследователю в рамках программы магистерской подготовки:

Ø Методология научного творчества и подготовка диссертации(лат. dissertatio рассуждение, исследование). Принцип методологической априорности научного исследования, позволяющей интегрировать междисциплинарные подходы: рефлексии не только общих категорий, но и различных типов методологий[34]. Научный анализ и научный синтез как основная форма научной работы исследователя.

Ø Структура и логика научного диссертационного исследования. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала (судебной практики). Анализ разработанности проблемы, диалог с авторами, фокусировка новизны.

Ø Архитектура диссертации. Распределение и структура материала. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции, их соотношение. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов.

Ø Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии; научный аппарат диссертации по юридическим наукам. Жанр изложения материала; академический стиль и особенности языка диссертации; каталогизация источников: нормативных правовых актов, научной и иной юридической литературы.

Ø Магистерская диссертация: основные требования к содержанию и оформлению; отличие от диссертации на соискание ученой степени (юридические науки); жанровые особенности разделов диссертации. Оформление диссертации в соответствии с требованиями стандартов: ГОСТ 7.1-2003 библиографическая запись, описание; ГОСТ 7.05-2008 библиографическая ссылка; ГОСТ 7.82-2001 электронный ресурс; и др.;

Ø Представление к защите (предзащита), процедура публичной защиты.

Заметим, что успешная научно-исследовательская деятельность магистранта может быть продолжена в аспирантуре университета, что и предусмотрено в Положения о подготовке научно-педагогических инаучных кадров (пункт 40): результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены магистерские экзамены по этим предметам.

Примерная программанаучного исследования магистранта, аспиранта:

• обоснование научного исследования – актуальность, новизна (предполагаемая при обосновании темы), степень разработанности тематики исследования, теоретическая и практическая значимость;

• выявление и постановка проблемы[35], формулировка целей исследования, направлений и задач – выдвижение гипотез;

• выявление и отбор источников информации, определение объема выборки, построение модели; выбор параметров, методов, техники сбора информации;

• измерение параметров, выбор и реализация методов анализа, обработки собранной информации, эмпирических данных, завершение основных этапов исследования;

• интерпретация (математическая,криминологическая,иная правовая), представление полученных результатов; теоретические выводы, практические рекомендации по внедрению результатов исследования – достижение его цели; определение сметной стоимости НИР (НИРС, НИОКР).

Практика показывает, что гуманитарии в отличие от технарей при обсуждении темы диссертационного исследования, как правило, неуверенно отвечают на вопрос том, в чем суть постановки задачи и построения алгоритма ее решения, или какую проблему они решают и как собираются достичь цели. Как цель, так и предопределяемые ею конкретные задачи исследования обычно перечисляются в тезисном виде, а именно:

o изучить... состояние, характеристики, источники, особенности;

o обобщить… практику;

o исследовать… возможности, правовую базу, средства и методы;

o осуществить, провести анализ, проанализировать… законодательство, систему обеспечения, функции и полномочия, процесс, тенденции;

o рассмотреть… предпосылки, систему требований, компетенцию;

o раскрыть… сущность, природу, содержание, назначение;

o выявить… закономерности, причины, условия, факторы, признаки, типичные способы, ошибки, недостатки и пробелы;

o описать… механизм, отношения;

o определить... виды, основные направления, подходы, критерии, пути повышения эффективности, роль и место;

o сформулировать, уточнить... понятие;

o сформировать… принципы, основные положения, концепцию, систему;

o систематизировать… принципы;

o составить… характеристики преступлений, правонарушений;

o дать… характеристику преступного сообщества (преступной организации);

o оценить… степень, уровень;

o выделить… черты, признаки; вывести… формулу;

o установить... зависимость, особенности, специфику;

o показать… детерминированность, характер взаимосвязи, эволюцию;

o разработать… классификацию (типологию), методику, элементы, основы, модель, комплекс приемов, мероприятий, систему мер;

o выработать… предложения по совершенствованию, по реализации;

o рекомендовать… варианты рационального использования;

o предложить… концепцию, направления развития;

o обосновать… целесообразность, необходимость, рекомендации;

o и т. д., и т. п. (возможны разные сочетания названных вариантов).

Определенные таким образом формулировки задач (образцы извлечены нами из 50 авторефератов диссертаций … юридических наук) по умолчанию считаются правильными или общепринятыми и в конечном итоге находят освещение в выводах по разделам или главам диссертации.

Методологический аппарат магистерской диссертации как отражение логики научного исследования.В процессе обучения студент-магистрант должен освоить научную терминологию, методологический и понятийный аппарат[36] в избранной области научной исследовательской работы.

Так, для утверждения темы выпускной квалификационной работы (далее ВКР, или магистерская диссертация) обучающийся готовит, как правило, в первый месяц обучения, и затем представляет научному руководителю обоснование избранной темы магистерской диссертации, в котором излагает (см. выше программу) развернутый план исследования и, главное, методологический аппарат.

Качественная подготовка данного материала дает обучающемуся четкое представление об объеме предстоящей работы и позволит использовать методологический аппарат в вводной части диссертационного исследования.

Таблица. Последовательность размещения, наименование и объем подразделов во введении к магистерской диссертации [37].

Название Примерный объем
  Актуальность темы исследования До 1,5 страниц
  Степень научной разработанности темы исследования До 2 страниц
  Объект и предмет исследования 2 фразы
  Цель и задачи исследования Развернутая фраза и ряд перечислений
  Гипотеза исследования Несколько фраз
  Теоретическая база и методологические основы исследования Несколько абзацев
  Научная новизна исследования (предполагаемая, в обосновании) Несколько абзацев
  Положения, выносимые на защиту Не более 1,5 станиц
  Научная значимость и практическая ценность исследования Несколько абзацев
  Апробация результатов исследования Один-два абзаца

Таким образом, любое правовое или педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества магистерского исследования являются критерии актуальности, разработанности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования (примерная структура дана выше), как правило, имеет методологический и процедурный разделы. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы научного поиска, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества юридической или педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия (несогласованности, несоответствия), которые имеют место в науке или практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи, на практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и новыми предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему научного исследования, является социальный заказ, отражающий общественно значимые проблемы и задачи, требующие современного решения. Кроме того, необходим логический переход от социального заказа общества (или государства) к обоснованию конкретной тематики, к анализу степени разработанности вопроса в юридической науке и успешности попыток реализации его в практической юридической деятельности.

Если социальный заказ вытекает из анализа практики (юридической, педагогической), то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает несоответствие, несогласованность, то есть основное противоречие, которое разрешается средствами науки. Постановка научной проблемы – творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний, опыта и научной квалификации, участия научного руководителя, консультанта для молодых исследователей. Исследовательская проблема выступает как состояние «знания о незнании», выражение потребности в изучении области социальной жизни, чтобы активно влиять на разрешение противоречий, природа и особенность которых еще не вполне ясны и не поддаются планомерному регулированию.

Решение проблемы и составляет цель исследования, или то что в самом общем виде должен достичь исследователь в итоге работы. Цель – переформулированная проблема. Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть юридический или педагогический процесс, или область действительности, или какое-либо конкретное общественное отношение, содержащее в себе противоречие. Иными словами, объект - то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию; что противостоит исследователю в его познавательной деятельности и на что направлен процесс познания.

Предмет исследования - наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению; та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке. В случае их подтверждения гипотеза становится новым знанием (перерастает в «новизну исследования»), иначе строится новая гипотеза.

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований, характеризует новые выводы (теоретические и практические), закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в юридической и педагогической литературе. Новые результаты исследования могут иметь теоретическое и практическое значение.

Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, обосновании модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования - в подготовке конкретных предложений и рекомендаций, например, по созданию или совершенствованию существующей правовой базы, по использованию модели как образа некоторой системы. Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, зависят также от времени получения нового знания.

Формирование обучающегося в магистратуре (аспирантуре) как будущего ученого и/или профессионала в конкретной практической (юридической) деятельности начинается прежде всего с изучения методологического и понятийного аппарата, терминологии и логики научного поиска. Логика и динамика исследовательского поиска также предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, или экспериментально-теоретического, прогностического.

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной юридической и/или образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования. Гипотеза, или научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность, создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем. Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

Итак, основные этапынаучной работы над диссертацией обучающихся по направлению магистерской подготовки:

предварительный – рациональный выбор и обоснование актуальности темы, объекта и предмета, цели и задач, методологии и методов, методики исследования, разработка гипотез, инструментария;

основной - изучение нормативных и литературных источников, отбор и творческое осмысление фактического материала, сбор, обработка и анализ данных, формулирование и оценка новизны выводов и предложений;

заключительный – апробация и внедрение результатов исследования, оформление, предварительная экспертиза (на кафедре) и защита магистерской диссертации.

Кроме того, в индивидуальный план обучения студента-магистранта включают и личный график (с указанием семестра, срока и объема представления материала научному руководителю и выпускающей кафедре) выполнения магистрантом конкретных видов научной работы.

Примерный план-график должен содержать следующие действия:

ü подбор и изучение источников, библиографическая работа по теме диссертации;

ü осмысление правовой базы, оценка ее на соответствие реалиям сегодняшнего дня;

ü разработка рабочей программы исследования;

ü выбор методов исследования, разработка методики (инструментария);

ü сбор и обработка информации, обобщение данных;

ü анализ и интерпретация полученных результатов;

ü форма реализации: письменная работа (реферат), сообщение (конференция/ семинар), публикация (статья);

ü подготовка отчета о НИР (календарный график рабочего учебного плана).

В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 структурными элементами отчета о НИР являются:

титульный лист, список исполнителей,реферат, содержание, нормативные ссылки, определения, обозначения и сокращения, введение,основная часть,заключение, список использованных источников, приложения; (курсивом выделены обязательные элементы, остальные структурные элементы включаются в отчет по усмотрению исполнителя НИР).

Так, реферат должен содержать: сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников; перечень ключевых слов (от 5 до 15 слов или словосочетаний); текст реферата. Текст реферата отражает: объект исследования или разработки; цель работы; методологиюи/или метод проведения работы; результаты НИР; основные конструктивные, технологические, технико-эксплуатационные характеристики; степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР; область применения; эффективность/ результативность или значимость работы; прогнозные предположения о развитии объекта исследования. Если отчет не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется. Содержание (оглавление) включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета о НИР.

В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной НИР. Основная часть должна содержать: а) выбор направления исследования, включая его обоснование, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР; б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики; в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной НИР, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть (формулы, расчеты, таблицы, иллюстрации, разработанные методики, техническое задание на НИР, программы работ, акты внедрения результатов НИР).

Формы научно-исследовательской работы, предусмотренной в учебном процессе:

выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом научной деятельности;

участие в научных форумах, межкафедральных семинарах, теоретических семинарах (по тематике исследования), в научной деятельности выпускающей кафедры;

выступление на конференциях молодых ученых, проводимых в вузах;

подготовка рефератов по направлению проводимых научных исследований;

публикация тезисов научных сообщений (докладов), научных статей;

рецензирование научных статей по избранной тематике;

участие в конкурсах заказной тематики выполнения научных работ, научно-исследовательских проектах (программах), выполняемых на выпускающей кафедре в рамках грантов, иной научной деятельности университета;

подготовка, оформление и защита магистерской диссертации.

Работа над магистерской диссертацией выполняется в процессе всей магистерской подготовки, и особенно активно в рамках учебной и производственной практики, а также научно-исследовательской работы, предусмотренных календарным учебным графиком рабочего учебного плана. При этом можно и нужно проследить условия и вероятные причины изменения понятийного и категориального аппаратов, законотворческой и научной терминологии, выработать конкретные предложения по совершенствованию рабочих понятий и терминов.

По нашему глубокому убеждению, важно при выборе из существующего на кафедре перечня тем магистерских диссертаций и обсуждении их на выпускающей кафедре, а также с научным руководителем, учесть все ценные замечания и предложения, но при этом не пойти на компромисс с активно навязываемыми мнениями, иногда противоречивыми суждениями более мудрых участников дискуссии, каждому из которых свойственно свое видение проблематики и путей решения прикладных задач, исходя из богатого опыта и базы знаний.

Правильная постановка задачи и ясная формулировка темы имеет не меньшее значение, чем решение охватываемых ею новых проблем научного поиска. Главное помнить, что формулировка темы должна быть по возможности оригинальной и современной, отражающей дух времени, краткой и содержательной, предметной и конкретной, проблемной и целенаправленной, продвинутой по сравнению с ранее выполненными по данной проблематике работами.

Примерный перечень тем магистерских диссертаций разрабатывается выпускающей кафедрой. Избранная студентом-магистрантом тема магистерской диссертации отражает основную область его специализации и связана с проблематикой исследовательской деятельности выпускающей кафедры. Кроме того, она формируется на основе учета научных интересов и возможностей магистранта, прогнозов результатов исследований в выбранной научной области. Таким образом, тема – не просто название работы, скорее, намечаемый относительно новый результат исследования, направленный на решение конкретной и актуальной проблемы.

Для многих диссертационных исследований научная новизна заключается не столько в провозглашении новых идей, восполнении пробелов, выявленных в избранной области знания, сколько в более глубоком анализе существующих в науке положений, устоявшихся или рабочих понятий с тем, чтобы выяснить, удовлетворяют ли они требованиям сегодняшнего дня, во введении в научный оборот еще не использованных научных источников, их глубоком осмыслении.

Магистерская диссертация – основной результат научно-исследовательской работы студента магистратуры вуза. И как выпускная квалификационная работа она считается методологически выдержанной, если в ней имеет место

- корректная, научно обоснованная постановка проблемы исследования, которая при разработке позволяет получить необходимы результаты, обладающие признаками новизны, полезности и достоверности;

- построение предмета исследования как совокупности взаимосвязанных вопросов (подпроблем);

- разработка теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, предложить рекомендации по совершенствованию (теоретический уровень);

- единство теории и практики, когда теория используется для анализа практических и экспериментальных данных, разработки новых рекомендаций, которые, в свою очередь, позволяют ее дополнить и развить (авангардную роль теории);

- законченность и целостность исследования, приобретающего свойства системы, в которой каждая отдельно взятая часть может быть объяснена с позиций целого; а целое есть функция его компонентов (частей);

- достоверность полученных научных результатов, подтвержденных теоретическими исследованиями (методами), экспериментами и практическими наблюдениями.

Магистерская диссертация оценивается по следующим критериям:

ü актуальность темы исследований;

ü четкость постановки цели и задач исследований;

ü качество и достоверность полученных результатов, их относительная научная новизна и практическая ценность;

ü соответствие темы исследования направлению подготовки;

ü качество представления материала и оформления диссертации;

ü качество презентации, доклада и ответов на вопросы при защите;

ü заключения и оценки рецензента и научного руководителя.

Еще в процессе научного познания исследователю стоит научиться применению логических законов и правил, и тогда текст научного труда будет отличаться своей логичностью. Кратко напомним логические законы, наиболее часто применяемые в исследованиях: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Согласнозакону тождества, предмет мысли в пределах данного рассуждения должен оставаться неизменным. В пределах одного рассуждения нельзя подменять мысль другой (пусть даже и близкой по смыслу), или одно понятиедругим. Нередко внешне одинаковые словесные конструкции имеют разное содержание (омонимия), или, наоборот, одна и та же мысль выражается по-разному (синонимия). Синонимия часто приводит к ошибочному различению тождественного, а омонимия – к неправомерному отождествлению объективно различных явлений. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, и наоборот, различные – за тождественные.

В результате неверного подхода к анализу материала происходит подмена понятий, что является наиболее распространенной логической ошибкой. Эта подмена чаще всего бывает неосознанной, однако нередко понятия подменяют преднамеренно. В любом случае описание будет относиться к различным явлениям и предметам, но они ошибочно будут приниматься как тождественные.

В соответствие сзакономнепротиворечия не могут быть одновременно истинными два вывода, один из которых противоречит другому. Для научной работы этот закон имеет огромное значение. Его глубокое понимание помогает вырабатывать критическое отношение к неточности, непоследовательности в трактовке научной информации. Если доказано, что одно из противоположных суждений истинно, то можно сделать вывод о ложности другого суждения. Вместе с тем следует учитывать, что этот закон не действует, если исследователь что-нибудь утверждает, и то же самое отрицает в отношении явления, предмета, но рассматриваемого, во-первых, в разных временных рамках и, во-вторых, в разном содержательном плане.

Диссертанту нельзя упускать из вида и требованиезаконаисключенного третьего. Оно состоит в том, что из двух противоречащих друг другу суждений одно – истинно, другое – ложно. Третьего не дано. В доказательстве истинности суждения важно исходитьиззаконадостаточногооснования, а именно: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Каждому истинному суждению предшествует обоснование, каждому новому утверждению следует давать достаточные основания, подтверждающие истинность того или иного высказывания или вывода.

Истинность суждения обосновывается аргументированием. Исследователю важно подобрать веские аргументы, доводы, с помощью которых доказываются содержащиеся в диссертации выводы или опровергаются доводы оппонентов. В этих целях следует: четко и ясно формулировать предмет доказывания, не отступать от его первоначальной формулировки; не подменять тезис в ходе доказательства, и не “терять” его в процессе аргументации. Необходимо принимать на вооружение лишь весомые факты, автономные аргументы, иначе сам аргумент придется доказывать. Недопустима недостаточность аргументов, когда отдельными фактами стремятся обосновать широкий тезис. Аргументы в своей совокупности должны быть убеждающими, чтобы из них с необходимостью следовал доказываемый тезис. Нельзя также злоупотреблять чрезмерным количеством доводов (лучше меньше, да лучше).

Весомость исследования повышается, если исследователь проявляет высокую культуру спора, умение корректно вести дискуссию с авторами трудов, ранее опубликованных по соответствующей проблематике, и опровергать доводы оппонентов. Дискуссию можно проводить в различных формах: в опровержении тезиса, в критике выдвигаемых оппонентом аргументов и демонстрации их. Только умело используя названные формы, можно успешно вести научную дискуссию, как в диссертационной работе, так и с оппонентами при защите магистерской диссертации.

Магистерская подготовка - первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, поэтому магистерская диссертация не считается в полном смысле научным произведением, поскольку степень магистра академическая и потомуотражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и, конечно, свидетельствует о наличии у него знаний, умений, навыков и компетенций, присущих начинающему научному работнику.

Магистерская диссертация явно отличается от выпускной квалификационной работы бакалавра более глубокой теоретической и практической проработкой проблемы, а от дипломной работы специалиста более глубокой научной направленностью, но в отличие от диссертации на соискание ученой степени кандидата (юридических) наук выпускная квалификационная работа магистра может и не содержать четко выраженной научной новизны исследования.

Диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и академической степени магистра отличаются существенно по объему и содержанию, по степени соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к подготовке соискателей научной и академической степени, и требованиям, предъявляемым к самим работам и сформулированным правительством РФ и вузом соответственно.

Выпускная квалификационная работа, или магистерская диссертация, носит, скорее, научно-практический характер и представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида деятельности (научно-исследовательской, педагогической, проектной, культурно-просветительской, правовой или иной[38]), к которому непосредственно готовится магистр.

Научно-квалификационная работа соискателя ученой степени кандидата наук содержит решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

К соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица: подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров по направлению подготовки их в аспирантуре (адъюнктуре), соответствующему научной специальности, по которой подготовлена диссертация, либо по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, не соответствующему научной специальности, по которой подготовлена диссертация; имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре при прикреплении к организации для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на срок и в порядке, которые установлены Минобрнауки России; имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в организациях, в которых они замещают по основному месту работы должности научных работников либо педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу[39].

Основные направления интенсификации юридических исследованийи процесса юридического образования: использование возможностей информационного обеспечения и современных IT-технологий (ИТКТ в том числе) в исследовательской работе юриста; применение новейшего программного обеспечения для повышения эффективности образовательной деятельности (LMSMoodle, «Образование 2.0»).

Отметим специфику использования компьютерной техники в юридических методах исследования права и государства, таких как формально-юридический, сравнительно-правовой, правовое моделирование, правовой эксперимент, судебная статистика.

С помощью формально-юридического метода изучаются основные понятия юриспруденции: даются определения, трактовки понятий, толкование их смысла, классификация понятий, вычленяются их признаки, осуществляется иное их исследование.

При сравнительно-правовом методе происходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов правовых систем в целом, определение общих закономерностей и особенностей.

При статистических методах исследования государственно-правовых вопросов оцениваются количественные показатели, обрабатывается статистическая информация.

Конкретно-социологический метод позволяетпутем опроса (анкетирования, интервьюирования или тестирования) выяснить мнение общества по вопросам государства и права.

Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения комплекса методов, включая успешно апробированные в иных областях современного знания, например, моделирование (правовое, криминологическое, криминалистическое).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают нас обращаться к точным и строгим математическим моделям, методам исследования.Применение статистических методов обусловлено наличием характерных количественных показателей, определенных статистических закономерностей в таких системах как право и государство.

Все эти методы показали свою эффективность в конкретных исследованиях и права, и государства, но вызвали необходимость использования вычислительной техники и специального программного обеспечения. Значит, исследователю-юристу (правоведу) необходимо иметь определенный уровень информационной и математической культуры, чтобы быть готовым к применению новых методик, специальных программных средств и компьютерной техники.

Известные в профессиональной среде пакеты прикладных программ позволяют оперативно обработать количественный материал, но при этом еще требуется и правовая, и математическая интерпретация результатов. Информационно-телекоммуникационные технологии и математическая культура повышают уровень теоретических (логических) и исторических исследований государственно-правовых явлений и процессов и существенно дополняют возможности юридических методов исследования права и государства.

 


[1] Полани М., брит. специалист в области физической химии, обратившийся к философии, методологии науки. Преодолевая позитивизм в этой области, разработал концепцию «личностного неявного знания».

[2] Разработано Международным юридическим институтом при Министерстве юстиции РФ еще в 2000 г.

[3] Доктрина (утв. постановлением Правительства РФ от 4.10.2000 N 751) определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

[4] 7 мая 2012 г. Президент России В. Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

[5] Концепция на 2001 – 2005 годы была утв. приказом Минобразования РФ от 6.06.2000 N 1705.

[6] Положение утв. приказом Минобразования РФ от 27.03.1998 N814 (ред. от 12.09.2014).

[7]Примерные формы договора подряда и прилагаемых к нему документов обычно приводятся в приложениях.

[8] См.: Межгосударственный стандарт о порядкевыполнения НИР, общие требования и правила составления, структура и правила оформления отчета и т.д.:ГОСТ 15.101-98, 7.32-2001, 7.1-2003, 7.82-2001.

[9]См.: Приложение к приказу Минобразования России от 27.03.98 N 814 (ред. от 12.09.2014)http://base.garant.ru/179195/

[10]Утв. постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 (в ред. Пост. Правительства России от 21.04.2016 N 335).

[11] Утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 N 1139 (в ред. Пост. Правительства России от 26.03.2016 N 237).

[12]Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014N 7 (ред. от 29.10.2015).

[13] Утв. приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 N 59 (ред. от 10.01.2012 N 5).

[14] См.: ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утв. приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 N 1763. п.4.4 (е) проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

[15] Сергеева В.В. Теоретико-методологические проблемы формирования жизненной позиции ученого. Дис. … канд. филос. наук. Новосибирск, 1984. 180 с.

[16] Ядов В.Я. Социологические исследования: методология, программа, методы.- М., 1972.С. 12.

[17] См.: Шишлянникова Л.М. Математическое сопровождение научной работы с помощью статистического пакета SPSS for Windows 11.5.0 // Учебно-методич. пособие. - М., 2005.[Электронный ресурс] www.statgraphics.com/; www.matlab.mgppu.ru/work/0022.htm;Лаборатория математических моделей в психологии и педагогике МГПУ.

[18] См.: Информатизация криминологическойдеятельности. Теория и методология: Монография / А. Я. Минин. – Москва: МПГУ, 2015. – 168 с. - С.94-95.

[19] Quetelet A. Sur L’Ohomme et le developpement de ses focultes, ou essai de physique sociale.- Bruxelles, 1835. - P. 17. Цит. по кн.: Яковлев А.М. Преступность и социальная психология.- М., 1971.- С. 39-41.

[20] Минин А.Я., Белоглазов В.А. Криминологическое прогнозирование. Материалы к лекции.- Свердловск: СЮИ, 1991.- С. 16-18.

[21] См.: Минин А.Я. Информатизация криминологических исследований: теория и методология.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992.- С. 63-66.

[22] Рабочая книга по прогнозированию.- М., 1982.- С. 137.

[23]Информатизация криминологических деятельности.Теория и методология: Монография/ А. Я.Минин. – Москва: МПГУ, 2015. – 168 с. – С. 77-78; Кенуй М.Г. Быстрые статистические вычисления.- М.: Статистика, 1979.- С. 55.

[24]В качестве экспертов могут выступать специалисты - психологи и медики, применительно к военнослужащим - командиры и сослуживцы, а также родители, родственники, знакомые человека.

[25] Иващенко А.П. Некоторые вопросы теории индивидуального криминологического прогнозирования // Проблемы профилактики правонарушений…- М., 1982.- С. 50.

[26] Кожевников С. Н. Теория права: курс лекций: Нормы права, правоотношения, правосознание и правовая культура, действие права. Часть II. - Н. Новгород: Стимул-СТ, 2006. С. 63.

[27]См.:Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ.Собр. законодательства РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6043.

[28] Л. Черняк. Большие Данные – новая теория и практика // ж-л“Открытые системы”. N 10, 2011 [Электронный ресурс]www.osp.ru/os/2011/10/13010990/

[29]Ставилась задача найти пути формирования нового (XXI в.) типа мышления, привлекая для этого возможности компьютера. Программа выполнена лабораторией Массачусетского технологического института под руководством проф. С. Пейперта.[Электронный ресурс]www.eugeneluck.narod.ru/sc5.html

[30]См.: Грекова И. Методологические особенности прикладной математики на современном этапе ее развития // Вопросы философии. 1976 № 6. С. 109.

[31] На примере магистерской диссертации по направлению подготовки.

[32] Минин А.Я. Основы управления и информатики: курс лекций. Вып.2. – Екатеринбург, 1993. С. 34.

[33] Новиков А. М. Методология образования. Изд.2-е. – М.: «Эгвес», 2006. – 488 с. - С. 66; Новиков А. М., Новиков Д. А. Предмет и структура методологии. [Электронный ресурс]www.methodolog.ru/method.htm

[34] Ярская В. Н. Методология научного исследования: Рабочая программа магистерского курса. - Саратов, 1998.

[35]Следует оптимистично учитывать и ситуации, когда решение научной проблемы оказывается на стыке наук и специальностей. Проблема (гр. problema задача) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. «Иногда решение проблемы находится на грани двух наук. И чтобы между ними проскочила молния или другая божья искра, нужно побывать на обеих вершинах» (из книги С. Долецкого «Мысли в пути»).Рекомендуем ознакомиться на сайте ВАК (vak.ed.gov.ru) с авторефератами диссертаций, представленных к защите в смежных областях юридической науки, так как на стыке отраслевых наук можно найти новые проблемы и методы, подходы или пути их решения.

[36] Важно понять смысл, выделить суть и предназначение того, что обозначают определенным и/или каждым термином, то есть словом или словосочетанием, призванным обозначить объект, предмет, явление или понятие о них в пределах рассматриваемой сферы научных знаний.

[37]См.: Добреньков В. И., Осипова Н. Г Методология и методы научной работы: учеб. пособие. - 2-е изд.- М.: КДУ, 2012. - 274 с. С.101. Табл.4 Последовательность размещения, название и объем подразделов во введении.

[38]Напр.,правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой. См. п.8.7. приказа Минобрнауки N 1763 от 14.12.2010 об утв. ФГОС ВПО по направлению 030900 (магистр).

[39] См.: п. 3 Положение о присуждении ученых степеней, утв. пост. Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (в ред. Пост. Прав-ва РФ от 21.04.2016 N 335).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: