Тема 1.Введение в методологию научного познания. Понятие, предмет и система курса«Методология исследовательской деятельности в сфере юриспруденции»

Раздел 1. Методология и методологический инструментарий познания

В общественном научном сознании вполне укоренилось разделение специалистов на методологов и всех остальных, но знать методологию должны не только ученые и/или специалисты-практики, но и обучающиеся, особенно в магистратуре (аспирантуре). Они должны иметь как минимум первоначальные представления об ее основах и, главное, уметь грамотно пользоваться знанием о системе организующих принципов, способов и приемов научного исследования, об организации научной исследовательской работы. Заметим, что специальная литература по данной тематике в основном рассчитана на аспирантов, которые изучают ее в процессе освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также на соискателей ученой степени при прикреплении к научной или образовательной организации, либо при замещении должности научных или педагогических работников по основному месту работы.

Тема 1.Введение в методологию научного познания. Понятие, предмет и система курса«Методология исследовательской деятельности в сфере юриспруденции»

Учебные вопросы:

Социально-исторические условия возникновения юридической науки. Наука и методология. Юридическая наука и практика. Сущность метода и методологии. Метод и проблема объективной истины. Методология как предмет познания и орудие теоретической и предметно-практической деятельности юриста. Ориентация юридической науки на практическое применение. Классификация юридических наук. Методики в сфере юридической науки. Предмет и система курса « Методология исследовательской деятельности в сфере юриспруденции».

Наука как социальный институт. В социальной сущности наука предстает как совокупность учреждений, институтов, соответствующих социальной структуре общества. Институциональная структура науки формируется в ходе развития и усложнения системы образования, возникновения академических профессий, становления академически-университетской структуры, института публикаций, библиотек. Наука, будучи автономной сферой культуры, формой общественного сознания, социальным институтом имеет в своем основании особый тип познания – научный рационализм. Научная рациональность есть основанное на опыте, рефлексивное, ориентированное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающиеся на доказательства построений, разумно-рассудочное мышление.

Современная эпистемология[1] выделяет три аспекта бытия науки: как особой системы знаний; как познавательной деятельности со своими «технологиями» и методами; как социального института. Понятие социальный институт (лат.institutum установление, учреждение) означает определенную организацию общественной деятельности и социальных отношений, воплощающую в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей, фиксируемые в документах, имеющих социальную значимость.

Наука как социальный институт- предмет социологии науки, которая изучает внутренние отношения, обеспечивающие функционирование и развитие науки, место научной деятельности в структуре общественного разделения труда, ее функции в социокультурном пространстве и взаимоотношения с иными социальными институтами.

Особый аспект социологии науки - исследование роли интеллектуальной элиты как социальной силы. В отечественной интеллектуальной культуре словом «интеллигенция» традиционно обозначают (Элбакян Е.С.) социальную группу, отличающуюся занятием умственным трудом, высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, сохраняющую и несущую в другие социальные группы ценности и достижения мировой культуры, а также характеризующуюся специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами. Отдельные отечественные исследователи (Диденко Д.) рассматривают интеллигенцию как часть интеллектуального слоя общества, продукт его усложнения, дифференциации, отличая ее как информационного посредника от элиты интеллектуальной, на том основании, что элита есть генератор идеей, а интеллигенция - их транслятор.

Важнейший раздел социологии науки – этос (греч. ήοος нрав, характер) научного творчества. Этосом наукиназывают разделяемый ученымикомплекс ценностей и норм. По МертонуР. К., основные принципы научного этоса: пр.универсализма - истинность научных утверждений оценивают независимо от титулов и званий возраста, пола, расы, авторитета, тех, кто их выдвигает; пр.коммунализма - недопустимость монополий в науке (не отрицает авторское право); пр. незаинтересованности -бескорыстный, свободный от соображений личной пользыпоиск истины какпервичный стимул деятельности ученого; пр. организованного скептицизма - отвергает стратегию слепого подчинения авторитету предшественников как ненаучную[2].

Условия функционирования юридической науки как социального института - наличие: сообщества ученых-юристов, деятельность которых регулируется принципами научного этоса;организаций (учреждений), снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих свою деятельность в соответствии с формально-правовым регламентом.

Функции науки как социального института следующие:становится непосредственной производительной силой, обеспечивающей и стимулирующей непрерывный процесс формирования и развития нового знания, его технического применения; осуществляет объективную оценку[3] значимости того или иного открытия, сделанного учеными (коллективом исследователей, временным научным в том числе), распределяя соответственно вознаграждения; переводит личные достижения того или иного ученого в коллективное достояние; систематизирует в единой базе социальной научной памяти с помощью вербальных текстов[4] полученные знания (теоретические, технологические); осуществляет трансляцию полученных знаний на все уровни социальной жизни; осуществляет контроль за подготовкой научных кадров в соответствии с принципами научной этики; выполняет образовательную функцию.

Специфика формирования юридической науки как социального институтасостоит в том, что социальнойинституционализации[5]науки исторически предшествует процедура когнитивнойинституализации. Обычно социальная институционализация не нуждается в когнитивной составляющей.

Процесс социальной институционализацииидет по цепочке: научное направление – специальность – дисциплинарное сообщество, и заканчивается созданием специальных организаций (учреждений), научно-исследовательских и высших учебных заведений. В них научное сообщество осуществляет согласно определенным правилам деятельность, направленную на получение научного знания и его передачу последующим поколениям ученых. Процесс когнитивной институционализации, состоит в формировании некоего общего понимания того, какими будут содержание и форма научного мышления, какова специфика собственно научной познавательной деятельности, какие темы, проблемы, программы могут называться научными, кого можно называть ученым. По сути, этот вид институционализации и сопровождал генезис науки.

Итак, процесс обретения наукой статуса социального института не сводится к социальной институционализации (образованию организаций, учреждений), но включает в себя когнитивную институционализацию (XVI–XVII вв.), которая способствовала формированию научных направлений, научных сообществ, что предполагало установление правил научной (ненормируемой) деятельности определенной группы ученых.

Институционализациянаучных направлений и научных сообществ, как правило,сводится к ряду процедур: идентификация [6] проблем (и коллег, которые занимаются схожей проблематикой или родственными проблемами, работают над близкими по духу научными вопросами); коммуникация, то есть установление общения между учеными; определение границы группы и условий доступа в нее; вербовка новых исследователей с целью расширения фронта исследований и обеспечения гарантий передачи опыта группы за пределы деятельности одного поколения; диффузия, или распространение нововведения/инновации, нового результата научных исследований; предупреждение девиаций, профилактика отклоняющегося от норм и правил научного этоса поведения ученых.

Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука (правоведение, юриспруденция) занимает одно из ведущих мест среди общественных наук.

Известно, что в социально-гуманитарном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-общего закономерного. Юриспруденция – опытная юридическая наука и, конечно, опирается на рассудочное мышление, содержание которого сводится к правопониманию и правоприменению; она анализирует и обобщает, систематизирует и концептуализирует конкретную фактологическую информацию относительно бытия политико-правовой сферы жизни общества.

Важная социальная функция юридической науки - совершенствование правовой сферы жизни общества. Поэтому господствующей в юридическойнауке в течение ХХ века стала теория социальныхфункцийправа. Социальная характеристика права построена преимущественно на основе выявления системы обусловленностей права различными факторами жизни общества (международной ситуацией, социальной дифференциацией, деятельностью государства). Поскольку право является формой социальной организации общества, постольку функцией, которая отличает данную форму от всех других, является упорядочение, касается ли оно общественных отношений, действий людей или совокупности норм и правил общественной жизни.

Известно, что весь комплекс юридических наук по достаточно устоявшейся в науке схеме делится на три большие группы: фундаментальные историко-теоретические, отраслевые и специальные юридические дисциплины. Существуют также разные классификации, носящие так или иначе следы быстро меняющегося времени или субъективных представлений авторов.

Так, обновленная классификация юридических наук (система знаний, с определенной структурой и взаимосвязями), в зависимости от специальностей научных работников[7], предусматривает следующие разделы:

12.00.01 - Теория и история государства и права, история учений о праве и государстве;

12.00.02 – Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право;

12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право;

12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право;

12.00.05 – трудовое право, право социального обеспечения;

12.00.06 – земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право;

12.00.07 – корпоративное право; энергетическое право;[8]

12.00.08 – уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право;

12.00.09 – уголовный процесс;

12.00.10 – международное право, Европейское право;

12.00.11 – судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохрани-тельная деятельность;

12.00.12 – криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность;

12.00.13 – информационное право;

12.00.14 – административное право, административный процесс;

12.00.15 – гражданский процесс; арбитражный процесс;

Здесь отдельные науки сведены в группы по некоторым родственным признакам (например, 12.00.11 и 12.00.12 - по виду деятельности).

Заметим, что любая теория несет в себе методологическую нагрузку, и тем большую, чем выше ее уровень. Так, общая теория права и государства в своих исследованиях не ограничена в пространстве и во времени, в отличие от отраслевых наук, рассматривающих в основном действующее право и государственную практику, и потому по отношению к ним выступает обобщающей наукой, имеющей руководящее, направляющее и методологическое значение.

Цели курса «Методология исследовательской деятельности в сфере юриспруденции»- дать магистранту знания методологических принципов и подходов к исследованию, методически подготовить его к исследовательской деятельности в сфере юриспруденции.

Задачи учебной дисциплины: получить представление о специфике научного познания;об уровнях исследования: фундаментальном и прикладном; изучить сущность научных технологий и особенности применения их в различных отраслях права.

По мнению многих ученых, методология – наука самостоятельная (практическая), но при этомодни авторы (Краевский В.В.) рассматривают методологию как способ, средство связи науки и практики, другие (Масюкова Н.А.) – как средство помощи науки практике[9]. Напомним,что существуют разныетрактовки исамого термина «методология»: система организующих принципов, способов и приемов научного исследования; учение (об этой системе, об организации деятельности) о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности; учение о методе (общая теория метода) научного познания и преобразования мира.

Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философской, научной и других формах продуктивной деятельности людей.

Методология науки – научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционировании и развитии систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях.

Наука –исключительно сложное и разностороннее, многоуровневое явление:форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества;форма общественного сознания, отображения действительности в общественном сознании;особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями, способностями и особенностями, научные сообщества (организации) и ставит задачу исследовать на основе определенных методов познания объективные законы развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества;определенный вид общественной деятельности людей, который сформировался в процессе длительного исторического развития и направлен на познание законов действительности в интересах практики;система понятий о явлениях и законах действительности окружающего мира;система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества;опыт человечества в концентрированном виде, элементы его духовной культуры, многих исторических эпох и классов, а также способ предвидения и активного осмысления с помощью теоретического анализа явлений объективно существующей реальности для последующего использования полученных результатов на практике;система знаний, в которой мировоззренческие основания и выводы являются неотъемлемым, обязательным структурным элементом.

Поэтому изучается она всесторонне, с разных точек зрения, и стала предметом научного исследования в ряде научных специальных дисциплин, таких как науковедение; методология науки; история, логика и философия науки; психология, социология и этика науки; теория организации и экономика науки. Методология науки - как теория научного знания и познания, занимает важное место в этом ряду.

В силу ряда причин в специальной литературе зачастую давались упрощенные трактовки методологии, наблюдались многозначность или ограниченность (точнее, сужение), неопределенность предмета методологии. Известны противоречивые попытки соединить в предмете методологии сознание и деятельность, свести методологию к методике или к стратегии (в программировании игр).

Современная методология - наиболее стойкая и сопротивляющаяся изменениям сфера. Независимо от того, насколько осознают данную ситуацию сами методологи, в целом вся теоретико-концептуальная конструкция методологии базируется на принятии научного знания как принципиально интерсубъективного и деперсонифицированного[10]. Методы, которые она изучает и обобщает, рассчитаны на фиксацию данного без примесей субъективных наслоений. В современной методологии наиболее сильна абстракция (отвлечение) или демаркация (разграничение) от индивидуальных, психологических, коллективистских или исторических и культурных условий.

Считается (Кохановский В.П.), что сфера методологии - достаточно устойчивая среда с готовым к применению арсеналом средств и методов, принципов и ориентаций, который не создается для каждого случая специально. Поэтому и возникли трактовки методологии, отождествляющие ее с предельной рационализацией мировоззрения.

В методологии науки ХХ века видные ученые[11] выделяли четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (конкретные методики и техники исследования). Многоуровневая концепция методологического знания, как и сама необходимость развития методологии, считается общепризнанной и связана с тем, что исследователь зачастую сталкивается со сложными познавательными конструкциями и ситуациями. В специальной литературе отмечают и тенденцию усиления методологических изысканий внутри самой науки. На этом основании в науковедении ХХ века определили внутрифилософскую и профессиональную по существу методологии.

Методология науки, методология научного исследования и научной деятельности, методология практической человеческой деятельности, конечно же, отличаются по содержанию исследований, но по общим основам, принципам и методам понятие методологии едино, и его, по сути, распространяют на все виды деятельности. Научная же деятельность - один из специфических видов человеческой деятельности, наряду с философией[12], искусством и религией. Все остальные профессиональные виды действий человека - деятеля, как правило, относят к практической деятельности.

Концептуализация современной методологии доказывает, что за ней закреплена функция определения стратегии научного познания. Для методологии вообще характерно изучение не только методов, но и прочих средств, обеспечивающих исследование, к которым можно отнести принципы, регулятивы, ориентации, а также категории и понятия.

Для современной методологии характерна и проблема экспликации эмпирического и теоретического (лат. explicatio объяснение, развертывание). Развитие научного познания показало, что изменения в теоретическом аппарате совершаются и без прямой стимуляции со стороны эмпирии, и даже наоборот, теории могут стимулировать эмпирические исследования, подсказывать им, где искать, что наблюдать и фиксировать. Значит, не всегда эмпирический уровень исследования обладает безусловной первичностью; его базисность не есть необходимый и обязательный признак развития научного знания[13].

Так, по мнению ряда ученых (Ярковой Е. Н.), научное знание - опытное и рефлексивное, доказательное и критическое, опирающееся на разумно-рассудочные стратегии мышления и отливающееся в форму интеллектуальной интуиции[14].Значит, и в ХХI веке решающая роль принадлежит научнойэлите- носительнице научной рациональности, то есть разумно-рассудочного мышления, основанном на опыте, рефлексивном подходе, ориентированном на формирование построений, освобожденных от конкретики, обобщающих, опирающихся на доказательства. От нее зависит успешность «выведения» новых продуктивных теорий и идей. Заметим, что отдельные исследователи (Диденко Д.) рассматривают интеллигенцию как часть интеллектуального слоя общества, продукт его усложнения, дифференциации, отличая ее от элиты интеллектуальной, на том основании, что научная элита - генератор идеей, а интеллигенция - их транслятор.

Обнаружение пределов в развитии общества и современной цивилизации побуждает нас пересмотреть ценность научного рационализма и характерной для науки научной рациональности как типа мышления и соответствующего ему продукта. Негативизм по отношению к науке, разуму и культивированию рационального начала связаны главным образом с отрицательными последствиями технического и/или техногенного развития.

Новейший тип научной рациональности - фундаментальной ценности современной культуры, явно включает в себя гуманистические ориентиры и ценности. Поэтому современное российское общество нуждается в уточнении приоритетов своей научно-технологической и социальной деятельности. И огромную роль в решении этих проблем продолжают играть юридическая наука и система юридического образования в РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: