Тематика семинарских занятий
Тема 1. Ранние формы религиозных представлений.
Тема 2. Искусство как отражение действительности.
Тема 3. Первобытные ритуалы.
Контрольная работа ( выполнение заданий):
ЗАДАНИЕ № 1:
I. Перед Вами описания некоторых занятий первобытных людей, сделанные учеными-этнографами. Попытайтесь определить, что общего между всеми этими занятиями и чем они отличаются от занятий животных.
1. Сначала они намазывают себе тело свежими слоновыми испражнениями, для того чтобы животное не чуяло опасности, а чувствовало только свой запах, когда люди приближаются к нему. Ползя на животе, если не представляется иной возможности, они медленно подкрадываются к ничего не подозревающему животному, пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силой втыкают отравленное копье в мягкую часть живота, после чего животное падает. Затем они острыми ножами быстро отрубают слону хобот, чтобы он истек кровью.
Современное описание охоты на слонов в Африке.
2. По Сибири промышляют медведей… ямами, в которые вколачивают вострую обожженную и гладко выскобленную сваю… он (медведь) принужден бывает бежать скорее и, набежав на яму, провалиться и брюхом упасть на сваю.
С.П.Крашенинников
«Описание земли Камчатки».
3. Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков...
В.Фольц «В девственных лесах Суматры».
4. Двое других были заняты возле толстого гнилого пня, который они прилежно рубили каменными топорами… Порубив некоторое время, они останавливались и с большим аппетитом жевали и глотали толстые личинки, иногда обеими руками кладя их в рот.
Н.Н.Миклухо-Маклай
«На берегу Маклая».
5. Вдруг Туй (папуас) сделал энергичный прыжок, и одна из рыбок оказалась пойманной. Туй ловил их ногой. Он сперва придавил ее ступней, а потом поднял, ухватив между большим и вторым пальцем ноги. Согнув колено, он протянул руку и, высвободив добычу, положил рыбку в мешок. После этого, быстро нагнувшись и схватив камень, Туй бросил его в воду с значительной силой; потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял другую, убитую камнем рыбку.
Там же
II. Определите последовательность отрывков в древнем дальневосточном сказании о том, как люди начали разводить рис.
а. И вот однажды в погоне за диким кабаном несколько охотников забрели в горы. Они очень устали и решили отдохнуть в тени большого дерева. Солнце к этому времени поднялось совсем высоко, и они уже немного проголодались.
б. Не успел еще высохнуть пот на их телах, как они увидели: с вершины горы спускаются необычные мужчины и женщины. У них была гордая осанка и красивые лица, и от этих лиц исходил свет. Охотники испугались: они сразу поняли, что к ним идут боги, живущие на этой горе. Люди встали и почтительно приветствовали богов. Богам понравилась их почтительность. Они ответили на приветствия охотников и позвали их к себе на пир.
в. Как вкусны оказались маленькие зерна. Они не только насытили охотников, но и придали им силы. После пира люди поблагодарили богов и подарили им свою добычу. За это боги дали каждому из них по мешку золотистых зерен.
– Это нешелушеный рис, - сказали они охотникам.
- Порушьте пестом в ступе несколько мешков риса и отвейте его хорошенько. Потом промойте очищенный рис, положите в сосуды из бамбука, налейте воды и варите на огне, пока он не станет таким же мягким, как рис, который вы ели здесь.
г. Охотников позвали к столу, и тогда один из них сказал:
- Мы не едим червей.
Боги стали смеяться.
– Эти белые зерна, что лежат кучками на листьях, вовсе не черви, - сказал один из богов.
– Это рис, зерна травы, которую мы здесь выращиваем.
д. В прежние времена люди не знали риса. Они ели плоды лесных деревьев, коренья, рыбу, дичь. Люди тогда не умели обрабатывать землю и не умели разводить скот.