Содержание права государственной и муниципальной собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые он осуществляет но своему усмотрению и в своем интересе. Право государственной и муниципальной собственности является элементом абсолютного правоотношения.
Властное начало, присущее государственной и муниципальной собственности, не должно сказываться на отношениях по реализации остальных форм собственности в гражданских правоотношениях, независимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Допускаемые законом формы собственности признаются и защищаются равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, п. 4 ст. 212 ГК РФ). Это не означает, что правовой режим всех форм собственности одинаков. Так, если широкий круг имуществ, принадлежащих гражданам, забронирован от взысканий со стороны кредиторов, то взыскание может быть обращено на все имущество государственных и муниципальных предприятий.
|
|
Собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц. Правомочия собственника по содержанию и способам осуществления неизбежно ограниченны, что вытекает также из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Государство действует в пределах, установленных им самим, и подчиняет свою деятельность им же установленному праву, поэтому правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы.
Законом об обших принципах организации местного самоуправления 2003 г. определяются особенности владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (ст. 51).
От имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
|
|
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В Конституции РФ закреплены основные положения о собственности. ГК РФ в п. 1 ст. 212 также воспроизводит положения Конституции РФ и предусматривает, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Действующее гражданское законодательство оперирует двумя терминами: государственная собственность и муниципальная собственность.
Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Муниципальная собственность представляет собой имущество, принадлежащее муниципальным образованиям.
Имущество, находящееся в публичной собственности (государственной или муниципальной), закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями. Имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета составляют казну РФ, ее субъекта либо муниципального образования.
Главной особенностью государственной и муниципальной собственности является ее публичный характер. Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных правовых актов различного уровня. Другим отличием является наличие специальных оснований возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности. В собственности публично-правовых образований может находиться более широкий круг объектов, чем в собственности частных лиц.
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
В настоящее время объекты государственной и муниципальной собственности перераспределяются в соответствии с законами, разграничивающими предметы ведения и полномочия органов государственной власти и муниципальных образований - перераспределение государственного и муниципального имущества между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями осуществляется в обязательном порядке и безвозмездно. Объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, учитываются в соответствующем реестре собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
|
|
Многоуровневый характер собственности и круг ее субъектов определены в конституционном и гражданском законодательстве: государственной собственности - в ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, поди, «д» ст. 71, подп. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 212. 214 ГК РФ, муниципальной - в ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, ст. 212, 215 ГК РФ.
В числе объектов государственной и муниципальной собственности особо выделены природные ресурсы которые ныне стали оборотоспособными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению России и субъектов Федерации.
Содержание права государственной и муниципальной собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые он осуществляет но своему усмотрению и в своем интересе. Право государственной и муниципальной собственности является элементом абсолютного правоотношения.
Правовое регулирование отношений публичной собственности находится на стыке частного и публичного права. На сегодняшний день остаются неурегулированными такие важные вопросы, как определение понятия публичной (государственной и муниципальной) собственности, ее структура, источники правового регулирования. Восполнить эти пробелы мог бы федеральный закон о публичной собственности, закрепляющий понятие государственной и муниципальной собственности и устанавливающий ее специальный публично-правовой режим, а также перечни объектов, находящихся исключительно в такой собственности.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
|
|
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 23. - Ст. 2381.
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
5. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
7. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
8. Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года: Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1478.
9. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность: Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1992. - № 3. - Ст. 89.
10. Баланцев, Е.В. Право публичной собственности: некоторые основания возникновения / Е.В. Баланцев // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2014. - № 6 (138). - С. 21 - 29.
11. Батраева, Д.Е. Право публичной собственности: объекты, основания возникновения и прекращения / Д.Е. Батраева, Н.И. Марковская // Инновационная наука. - 2016. - № 3-2. - С. 19 - 22.
12. Винницкий, А.В. Публичная собственность / А.В. Винницкий - М.: Статут, 2013. - 732 c.
13. Вронская, М.В. Гражданское право / М.В. Вронская - Владивосток: ВГУЭС, 2015. -410 с.
14. Голубцов, К.А. Законодательные особенности правового режима публичной собственности в российском гражданском праве в свете практики Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека / К.А. Голубцов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2011. - № 1. - С. 94 - 102.
15. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 с.
16. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. - 493 с.
17. Еремин, С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие / С.Г. Еремин. - М.: Юстицинформ, 2014. - 236 с.
18. Жаботинский, М.В. К вопросу о формах собственности в гражданском законодательстве Российской Федерации / Жаботинский М.В. // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2013. - № 4 (22). - С. 25 - 28.
19. Зырянов, А.И. Понятие права публичной собственности (государственной и муниципальной) на земельный участок / А.И. Зырянов // Юридическая наука. - 2016. - № 3. - С. 60 - 68.
20. Игнатова, М.С. К вопросу о понятии и составе публичной собственности / М.С. Игнатова // Вестник Южно-уральского государственного университета, серия: право. - 2013. - Том 13. - № 1. - С. 84 - 86.
21. Симоненко, А.С. Современные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью / А.С. Симоненко // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2016. - № 25. - С. 150 - 154.
22. Парфенов, И.В. Государственная и муниципальная собственность: общие и отличительные признаки, проблемы определения / И.В. Парфенов // Актуальные проблемы права, экономики и управления. - 2015. - № 11. - С. 176 - 177.