Рассматривая финансовую систему как совокупность финансовых отношений, и несмотря на относительное единообразие подходов к выделению отдельных сфер и звеньев, среди ученых также имеются разногласия как по вопросам определения, названия тех или иных сфер и звеньев финансовой системы, так и по вопросу включения дополнительных элементов в состав финансовой системы.
Так, в учебнике «Финансы» под ред. Ковалева В.В. сферы финансовой системы называются:
· централизованные финансы (государственные финансы и муниципальные финансы)
· децентрализованные финансы (финансы домохозяйств и финансы организаций)[23].
Такого же подхода придерживаются авторы учебника под ред. Поляка Г.Б., выделяя:
· централизованные финансы (Федеральный бюджет, специальные внебюджетные фонды и территориальные финансы)
· децентрализованные финансы (финансы предприятий, организаций и финансы домохозяйств [24].
Термины «централизация», «централизованные финансы», «централизованный фонд» употреблялись в период административно-командной системы управления экономикой, тогда такой подход был вполне оправдан. В то время существовал единый Государственный бюджет СССР, как единый фонд, утверждаемый в форме закона. Под централизацией понимался процесс изъятия финансовых ресурсов у предприятий, учреждений и организаций (так называли в то время организации) в бюджет. После образования Российской Федерации как федеративного государства, и при признании самостоятельности местного самоуправления, одним из важных принципов построения бюджетной системы является самостоятельность бюджетов каждого уровня (федерального, региональных и местных). В этих условиях не совсем правомерно говорить о централизации применительно к процессам перераспределения финансовых ресурсов, местные бюджеты относить к централизованным финансам, а сферу государственных и муниципальных финансов называть «централизованными финансами».
|
|
Подробный анализ современных подходов к выделению отдельных элементов и их определению (названию) различными авторами был сделан Ермаковой Е.А. в статье «Государственные финансы в финансовой системе России»[25].
Дискуссионные вопросы о финансах домохозяйств
Наиболее обсуждаемым среди спорных вопросов состава финансовой системы на протяжении последних лет являлся вопрос о выделении отдельной части финансовой системы — «финансов домохозяйств». Несмотря на то, что домохозяйства являются общепризнанными субъектами в странах с развитой рыночной экономикой, в российских учебниках этот термин появился не сразу. Это объясняется тем, что в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий граждане были лишены права на предпринимательскую деятельность, доходы граждан были представлены лишь заработной платой и премиями, размер которых был четко определен государством. Доходы населения не включались в финансовые ресурсы, хотя ученые-экономисты не обходили своим вниманием изучения роли финансов в формировании доходов населения[26].
|
|
Постепенно в экономической литературе авторы начинают рассматривать эту часть финансовой системы, появляются термины «финансы населения»[27], «личные финансы»[28], «финансы граждан»[29], «финансы домашних хозяйств». Если абстрагироваться от редакционных различий, то общим их утверждением являлось то, что финансы домохозяйств — это особая область финансовых отношений, связанных с формированием и использованием личных доходов, полученных от трудовой, хозяйственной и иных видов деятельности. Аргументируя свою позицию о необходимости выделения финансов домохозяйств в качестве самостоятельного звена финансовой системы страны, авторы этой точки зрения подчеркивают важную роль домохозяйств в производстве и потреблении валового внутреннего продукта, особенно когда речь идет о странах с развитой рыночной экономикой. Постепенно и авторы российских учебников стали выделять «финансы домохозяйств» как отдельную сферу (или звено) финансовой системы. Так, в настоящее время финансы домохозяйств выделяют авторы учебников «Финансы» под ред. Лушина С.И.[30], «Финансы» под ред. Ковалева В.В.[31] и др.
Стоит отметить важность изучения этой части финансовой системы, которая имеет не только общетеоретическое значение для финансовой науки, но и продиктована практикой. К сожалению, необходимо отметить, что отсутствие серьезных исследований в этой области на протяжении десятилетий привели к тому, что граждане России, являющиеся активными участниками финансовых операций, зачастую не обладают знаниями в области организации финансовых отношений домашних хозяйств. Только грамотный в финансовом отношении гражданин может осуществить эффективное управление своими финансовыми ресурсами, использовать все возможности налогового планирования, уметь выбрать варианты управления собственными пенсионными накоплениями, понимать проводимую государством политику софинансирования пенсионных накоплений, и т.п.
Финансовая система и финансовой рынок
Часть экономистов[32] выделяет в составе финансовой системы в качестве отдельного звена финансовый (а в некоторых учебниках - фондовый) рынок. Справедливо отмечая, что финансовый рынок — специфическая область экономических отношений, где происходит купля-продажа финансовых ресурсов, авторы, обосновывая необходимость включения этой специфической сферы рыночных отношений в состав финансовой системы, указывают на огромное значение операций, совершаемых на финансовом рынке. Финансовый рынок характеризуется ими как инструмент мобилизации, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, выполняющий не менее важную роль в перераспределении стоимости, чем бюджетная система, являющаяся основным инструментом государственного перераспределения финансовых ресурсов.
Соглашаясь с тем, что финансовый рынок действительно играет важную роль в условиях рыночной экономики, стоит отметить, что даже очень значимая роль любого экономического инструмента не может служить основанием для его обособления в составе отдельной части системы, построенной на иных, чем этот инструмент, критериях классификации.
Так, в составе финансовой системы не выделяются налоги в качестве составного элемента, хотя никто не отрицает исключительную важность налогов для функционирования финансовой системы. Все граждане и организации являются плательщиками налогов, а налоговые доходы являются основными видами доходов бюджетов всех уровней. Если все авторы современных публикаций согласны с тем, что совокупность финансовых отношений в обществе должна классифицироваться в соответствии с ролью субъектов этих отношений в общественном производстве и на этой основе выделяют сферы финансовой системы, то в этой структуре финансовой системы представляется не совсем обоснованным рассматривать финансовый рынок в качестве отдельного звена. Сделки на финансовом рынке совершают те самые же самые субъекты (организации, граждане, государство), которые своими финансовыми отношениями, в том числе складывающимися на финансовом рынке, уже вошли в состав финансовой системы страны.
|
|
Вот почему, на наш взгляд, выделение финансового рынка в самостоятельное структурное подразделение финансовой системы страны является искусственным и приведет к дублированию тех отношений, которые уже включены в состав ее сфер.
Финансы финансовых посредников
Также во многих современных учебниках среди финансов организаций (финансов хозяйствующих субъектов, частнохозяйственных финансов, децентрализованных финансов) помимо традиционных финансов коммерческих и некоммерческих организаций, авторы отдельно выделяют финансы финансовых посредников[33] в отдельное звено финансовой системы, аргументируя это особой ролью этих субъектов в финансовой системе. Функционирование финансовых рынков в настоящее время невозможно без финансовых посредников (или финансовых институтов): кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынков ценных бумаг и др. Учитывая, что деятельность финансовых посредников связана с покупкой и продажей особого товара — финансовых ресурсов, отмечается особое место финансов этих субъектов и в финансовой системе. Не отрицая важность и значимость деятельности этих организаций для экономики и финансовой системы, а также специфику их функционирования, которая влияет на организацию их финансов (например, для этих организаций предусмотрено создание специальных резервных фондов, особый порядок государственного регулирования и финансового контроля и т.п.), следует отметить, что финансы финансовых посредников уже были включены в состав финансовой системы в виде финансов коммерческих или некоммерческих организаций. Например, кредитные организации являются, прежде всего, коммерческими организациями и выполняют, помимо специфических операций в качестве финансового посредника (расчетно-кассовых, депозитных, ссудных, учетных) все те же операции, присущие любой коммерческой организации (формирование уставного капитала, финансовых ресурсов, приобретение основных средств и нематериальных активов, начисление амортизационных отчислений и др.). Страховые организации также могут создаваться в форме как коммерческих, так и некоммерческих[34] организаций. Поэтому, несмотря на особую роль этих организаций в качестве финансовых посредников, и значимость их деятельности для финансовой системы, вряд ли стоит повторно включать их финансовые отношения в качестве отдельного звена финансовой системы.
|
|
Государственный и муниципальный кредит
Некоторые авторы в составе сферы государственных и муниципальных финансов (или «централизованных финансов») выделяют в качестве самостоятельного звена государственный и муниципальный кредит[35], к которому относят финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствованию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов. Выделение этого звена в составе финансовой системы под названием «государственный и муниципальный кредит» представляется не вполне обоснованным. В подобной трактовке операции субъектов власти осуществляются в форме заимствований (государственных или муниципальных), под которыми понимаются отношения по поводу привлечения органами государственной власти и местного самоуправления денежных средств на возвратной и платной основе. Значение государственных и муниципальных заимствований состоит в обеспечении сбалансированности бюджетов, они являются источниками финансирования бюджетного дефицита, покрытия кассовых разрывов, обеспечение рефинансирования долга и др. И средства, полученные в виде таких заимствований, уже учтены в финансовой системе как средства бюджетов. Поэтому вряд ли целесообразно нарушать логику и структуру сферы государственных и муниципальных финансов выделением звена, дублирующего часть бюджетов разного уровня.
В современной экономической литературе имеются и другие достаточно спорные утверждения о составе и структуре финансовой системы. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения понятия «финансовая система» и ее составных частей.
Литература по теме:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2010.
6. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
7. Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А Слепова — М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007.
8. Финансы: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти — М.: Юрайт, 2006.
9. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева, — М.: ПРОСПЕКТ, 2008.
10. Статьи:
11. Полякова О.А. О финансовой системе и её составе // Финансы и кредит.— 2011.— № 3.
12. Полякова О.А. Особенности финансовой системы Российской Федерации // Финансы и кредит.— 2011.— № 5.
13. Шмиголь Н.С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе. // «Финансы и кредит» – 2010, № 43.
Контрольные вопросы:
1. Какие имеются теоретические подходы к определению финансовой системы в современной экономической литературе?
2. Дайте определение финансовой системы как совокупности финансовых отношений.
3. Что такое сферы и звенья финансовой системы?
4. Какие факторы определяют состав сфер и звеньев финансовой системы?
5. Раскройте состав финансовой системы Российской Федерации.
6. В чем состоит специфика организаций? Какова их роль в финансовой системе?
7. В чем состоит специфика финансов домохозяйств?
8. Для чего необходимы государственные и муниципальные финансы?
9. Отразите взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации.
10. Какие имеются разногласия среди ученых о составе финансовой системы в экономической литературе?
доц. Киселева Т.Ю.
проф. Солянникова С.П.