Принципы построения модели IDEF0

Лабораторна робота № 1

Створення моделі бізнес-процесів IDEF0

В інструментальному середовищі BPwin

 

Мета роботи:

Навчитись будувати моделі бізнес-процесів в методології IDEF0 в інструментальному середовищі BPwin, яка дасть змогу показати взаємодію системи з навколишнім світом через опис входів (щось, що переробляється системою), виходів (результат діяльності системи), керування (стратегії й процедури, під керуванням яких виробляється робота) і механізмів (ресурси, необхідні для проведення роботи).

 

 

Основні теоретичні відомості

BPwin имеет достаточно простой и интуитивно понятный интерфейс пользователя, дающий возможность аналитику создавать сложные модели при минимальных усилиях.

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли создана модель заново, или она будет открыта из файла либо из репозитория ModelMart, внести имя модели и выбрать методологию, и которой будет построена модель.

BPwin поддерживает три методологии – IDEF0, IDEF3 и DFD, каждая из которых решает свои специфические задачи. В BPwin возможно построение смешанных моделей, т. е. модель может со­держать одновременно как диаграммы IDEF0, так и IDEF3 и DFD. Состав палитры инструментов изменяется автоматически, когда происходит пере­ключение с одной нотации на другую.

 

Принципы построения модели IDEF0

На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Никто в организации не знает, как она работает в той мере подробности, которая необходима для создания ИС. Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоя­нии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника. Рядовой со­трудник хорошо знает, что творится на его рабочем месте, но плохо знает, как работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необхо­димо построить модель. Такая модель должна быть адекватна предметной области, следовательно, она должна содержать в себе знания всех участни­ков бизнес-процессов организации.

Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0, предложенный более 20 лет назад Дугласом Россом (SoftTech, Inc.) и называвшийся первоначально SADT - Structured Analysis and Design Technique.

B IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать этику и взаимодействие процессов организации.

Под моделью в IDEF0 понимают описание системы (текстовое и графическое), которое должно дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы. Взаимодействие системы с окружающим миром описывается как вход (нечто, что перерабатывается системой), выход (результат деятельности системы), управление (стратегии и процедуры, под управлением которых производится работа) и механизм (ресурсы, необходимы для проведения работы). Находясь под управлением, система преобразует входы в выходы, используя механизмы.

Процесс моделирования какой-либо системы в IDEFO начинается с определения контекста, т. е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Цель моделирования (Purpose). Модель не может быть построена без чет­ко сформулированной цели. Цель должна отвечать на следующие вопросы:

Почему этот процесс должен быть замоделирован?

Что должна показывать модель?

Что может получить читатель?

Формулировка цели позволяет команде аналитиков сфокусировать уси­лия в нужном направлении. Примерами формулирования цели могут быть следующие утверждения: "Идентифицировать и определить текущие про­блемы, сделать возможным анализ потенциальных улучшений", "Иденти­фицировать роли и ответственность служащих для написания должностных инструкций", "Описать функциональность предприятия с целью написания спецификаций информационной системы" и т. д.

 

Точка зрения (Viewpoint). Хотя при построении модели учитываются мнения различных людей, модель должна строиться с единой точки зрения. Точку зрения можно представить как взгляд человека, который видит систему в нужном для моделирования аспекте. Точка зрения должна соответствововать цели моделирования.

 

Модели AS-IS и ТО-ВЕ. Обычно сначала строится модель существующей организации работы - AS-IS (как есть). На основе модели AS-IS дос­тигается консенсус между различными единицами бизнеса по тому, "кто что сделал" и что каждая единица бизнеса добавляет в процесс. Модель AS-IS позволяет выяснить, "что мы делаем сегодня" перед тем, как перепрыгнуть на то, "что мы будем делать завтра". Анализ функциональной модели позволяет понять, где находятся наиболее слабые места, в чем будут состо­ять преимущества новых бизнес-процессов и насколько глубоким измене­ниям подвергнется существующая структура организации бизнеса.

Найденные в модели AS-IS недостатки можно исправить при созда­нии модели ТО-ВЕ (как будет) - модели новой организации бизнес-процессов. Модель нужна ТО-ВЕ для анализа альтернативных/лучших путей выполнения работы и документирования того, как компания будет де­лать бизнес в будущем.

Следует указать на распространенную ошибку при создании модели AS-IS - это создание идеализированной модели. Примером может служить создание модели на основе знаний руководителя, а не конкретного исполнителя работ. Руководитель знаком с тем, как предполагается выполнение работы по руководствам и должностным инструкциям и часто не знает, как на самом деле подчиненные выполняют рутинные работы. В результате получается приукрашенная, искаженная модель, которая несет ложную ин­формацию и которую невозможно в дальнейшем использовать для анализа. Такая модель называется SHOULD_BE (как должно бы быть).

Технология проектирования ИС подразумевает сначала создание модели AS-IS, ее анализ и улучшение бизнес-процессов, т. е. создание модели ТО-ВЕ, и только на основе модели ТО-ВЕ строится модель данных, прототип и затем окончательный вариант ИС. Построение системы на основе модели AS-IS приводит к автоматизации предприятия по принципу "все оставить как есть, только чтобы компьютеры стояли", т. е. ИС автоматизирует несовершенные бизнес-процессы и дублирует, а не заменяет существующий документооборот.

 

Диаграммы IDEF0. Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диа­грамм. Каждая диаграмма является единицей описания системы и распо­лагается на отдельном листе.

Модель может содержать четыре типа диаграмм:

- контекстную диаграмму (в каждой модели может быть только одна контекстная диаграмма);

- диаграммы декомпозиции;

- диаграммы дерева узлов;

- диаграммы только для экспозиции (FEO).

 

Работы (Activity)

Работы обозначают поименованные процессы, функции или задачи, ко­торые происходят в течение определенного времени и имеют распознавае­мые результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников. Все работы должны быть названы и определены. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие (например, "Изготовление детали", "Прием заказа" и т. д.).

При создании новой модели (меню File/New) автоматически создается контекстная диаграмма с единственной работой, изображающей систему в целом.

Диаграммы декомпозиции содержат родственные работы, т. е. дочерние работы, имеющие общую родительскую работу.

Работы на диаграммах декомпозиции обычно располагаются по диаго­нали от левого верхнего угла к правому нижнему.

Такой порядок называется порядком доминирования. Согласно этому принципу расположения в левом верхнем углу располагается самая важная работа или работа, выполняемая по времени первой. Далее вправо вниз располагаются менее важные или выполняемые позже работы.

 

Стрелки (Arrow)

Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде стрелок. Стрелки представляют собой некую информацию и имену­ются существительными (например, "Заготовка", "Изделие", "Заказ").

В IDEFO различают пять типов стрелок:

1. Вход (Input) - материал или информация, которые используются или преобразуется работой для получения результата (выхода). Допускается, чтобы работа может не иметь ни одной стрелки входа. Стрелка входа рисуется как входящая в левую грань работы.

2. Управление (Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку управления. Стрелка управления рисуется как входящая в верхнюю грань работы.

3. Выход (Output) - материал или информация, которые производятся ра­ботой. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться. Стрелка вы­хода рисуется как исходящая из правой грани работы.

4. Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу, например персонал предприятия, станки, устройства и т. д. Стрелка механизма рису­ется как входящая в нижнюю грань работы.

5. Вызов (Call) - специальная стрелка, указывающая на другую модель ра­боты. Стрелка механизма рисуется как исходящая из нижней грани работы.

 

Несвязанные граничные стрелки (unconnected border arrow). При деком­позиции работы входящие в нее и исходящие из нее стрелки (кроме стрел­ки вызова) автоматически появляются на диаграмме декомпозиции (миграция стрелок), но при этом не касаются работ. Такие стрелки называются несвязанными и воспринимаются в BPwin как синтаксическая ошибка.

Внутренние стрелки. Для связи работ между собой используются внут­ренние стрелки, т. е. стрелки, которые не касаются границы диаграммы, начинаются у одной и кончаются у другой работы. Для рисования внутренней стрелки необходимо в режиме рисования стрелок щелкнуть по сегменту (например, выхода) одной работы и затем по сегменту (например, входа) другой.

В IDEF0 различают пять типов связей работ.

1. Связь по входу (output-input), когда стрелка выхода вышестоящей рабо­ты (далее - просто выход) направляется на вход нижестоящей. Связь по входу показывает до­минирование вышестоящей работы. Данные или объекты выхода выше­стоящей работы не меняются в нижестоящей.

2. Связь по управлению (output-control), когда выход вышестоящей работы направляется на управление нижестоящей.

3. Обратная связь по входу (output-input feedback), когда выход нижестоя­щей работы направляется на вход вышестоящей.

4. Обратная связь по управлению (output-control feedback), когда выход ни­жестоящей работы направляется на управление вышестоящей. Обратная связь по управлению часто свидетель­ствует об эффективности бизнес - процесса.

5. Связь выход-механизм (output-mechanism), когда выход одной работы направляется на механизм другой. Эта взаимосвязь используется реже ос­тальных и показывает, что одна работа подготавливает ресурсы, необходи­мые для проведения другой работы.

 

Разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Одни и те же данные или объекты, порожденные одной работой, могут использоваться сразу в нескольких других работах. С другой стороны, стрелки, порожденные в раз­ных работах, могут представлять собой одинаковые или однородные дан­ные или объекты, которые в дальнейшем используются или перерабатыва­ются в одном месте.

Для моделирования таких ситуаций в IDEF0 исполь­зуются разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Для разветвления стрел­ки нужно в режиме редактирования стрелки щелкнуть по фрагменту стрел­ки и по соответствующему сегменту работы. Для слияния двух стрелок вы­хода нужно в режиме редактирования стрелки сначала щелкнуть по сегмен­ту выхода работы, а затем по соответствующему фрагменту стрелки.

 

 

Звіт з лаб.роб. 1 повинен містити:

1. Тема роботи.

2. Мета роботи.

3. Теоретичні відомості по моделюванню бізнес-процесів в методології IDEF0 (3-5 стор.).

4. Діаграма декомпозиції «Виготовлення виробів».

5. Діаграма дерева вузлів «Виготовлення виробів».

6. Діаграма декомпозиції власного бізнес-процесу.

7. Висновки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: