Издержки фирмы в долгосрочном периоде

Рыночные структуры. Совершенная конкуренция.

Рыночная структура – способ организации рынка, характеризующийся набором следующих признаков:

· количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается в отрасли;

· характер производимой продукции (однородный или дифференцированный товар) и, как следствие, вид конкуренции (ценовая или неценовая);

· наличие или отсутствие барьеров входа в отрасль;

· степень доступности экономической информации.

 

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования и наличие рыночной власти у участников рынка, т.е. их способность влиять на цену продукта.

 

Различают 4 основных типа рыночных структуры:

Ø совершенная конкуренция;

Ø монополистическая конкуренция;

Ø олигополия;

Ø монополия.

 

В условиях совершенной конкуренции участники рынка не обладают рыночной властью и не могут контролировать цены на продукцию. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, поэтому эти рыночные структуры иногда называют формами несовершенной конкуренции. В условиях монополии, как правило, цена товара выше, а количество выпускаемой продукции – ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.

В таблице ниже показаны отличительные черты четырех названных рыночных структур. Рыночные структуры расположены в порядке усиления их рыночной власти.

Рыночная власть –это степень влияния фирмы на цену товара.

Типы рыночных структур Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Критерий Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество фирм Очень большое Большое Несколько фирм[1] Одна фирма
Характер продукции Однородная Дифференциро- ванная Однородная или дифференци- рованная Уникальная
Рыночные барьеры Отсутствуют Низкие Высокие Непреодолимые
Доступность экономической информации Полная доступность Некоторые ограничения Существенные ограничения Недоступна
Контроль над ценами Отсутствует Частичный Частичный Полный
Наличие неценовой конкуренции Отсутствует Главный инструмент для увеличения выручки Присутствует, особенно в отраслях, производящих дифференциро- ванный продукт Нетипична. Прибегают к рекламе в рамках мероприятий по связям с общественностью
Примеры рынков, близких по типу[2] рынок зерна, овощей, картофеля, мировой рынок мороженой рыбы, рынок ценных бумаг рынок косметики, парфюмерии, одежды рынок автомобилей, самолетов, рынок сотовой связи в России Закрытые, ограниченные юридически. Открытые: фирмы, только вышедшие на рынок с новым продуктом. Естественные: рынок алмазов, железная дорога

 

Издержки фирмы в долгосрочном периоде.

Основные понятия, которые необходимо вспомнить из предыдущей лекции:

1. Краткосрочный и долгосрочный период

2. Общие, средние, предельные, переменные и постоянные издержки.

 

Поговорим про действия фирмы в долгосрочном периоде, в прошлой теме мы выводили с вами условие максимизации прибыли для любой фирмы в краткосрочном периоде (MR=MC).

 

В долгосрочном периоде фирма может изменять все свои параметры, поэтому она расширяет производство за счет снижения средних общих издержек. Для понимания этого процесса рассмотрим график ниже. Здесь мы будем анализировать переходы с одной краткосрочной кривой средних общих издержек (SATC) к другой. Переход от 1 ко второй характеризуется возрастающей производительностью (экономия от масштаба), переход от 2 к 3 убывающей (издержки от роста масштабов производства).

 

 

SATC3
SATC2
SATC1
LATC
Q
LATC

 

 


В долгосрочном периоде оптимум фирмы совершенного конкурента будет достигаться в точке

MR=MC=P=AC

P
На графике:

Q*
MR
P*
AC
MC
Q

 

 


Максимизация прибыли фирмой на рынке совершенной конкуренции. [3]

Каждый раз, когда мы будем решать задачу максимизации прибыли, в общем виде функция прибыли для любого рынка будет иметь следующий вид:

Теперь рассмотрим функцию прибыли на совершенно конкурентном рынке.

Когда мы максимизируем функцию прибыли мы берем производную и приравниваем ее к нулю. Важно отметить то, что для фирмы совершенного конкурента цена задана (власть фирм настолько мала, что не могут на нее повлиять), поэтому здесь она будет рассматриваться как число, константа или коэффициент перед Q,

Таким образом, мы вывели условие оптимума для фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции.Если давать содержательную интерпретации, то это условие соответствует ситуации, когда мы продаем товар по стоимости ресурсов необходимых для его производства, то есть не несем убытков, ресурсы эффективно распределены и спрос максимально удовлетворен.

 

Дополнительно. Вывести условие оптимума можно и из других соображений. Общее правило принятия решений будет следующее:

1. фирма будет увеличивать выпуск до тех пор, пока выручка от продажи каждой дополнительной единицы товара (предельная выручка) будет превышать издержки производства этой дополнительной единицы товара (предельные издержки);

2. фирма будет уменьшать выпуск, если предельные издержки будут выше предельной выручки;

3. фирма будет в равновесии, если предельные издержки будут совпадать с предельной выручкой — не будет никаких стимулов сдвигаться из этого положения.

Суммарная выручка равна, как мы знаем:

Запишем её через приращения с учетом того, что при изменении выпуска цена не изменится.

Тогда

Q2
Q1
P*
АС MC AVC
AVC
AC
MC
Q
В итоге — фирма выберет такую величину выпуска , что .

 

Далее нам нужно разобраться с двумя возможными ситуациями при максимизации.

1. Если есть две и более точки, претендующих на оптимум, т.е. не единственность решения на первый взгляд.

Рассмотрим на графике:

 

 

\

 

У нас есть два претендента на оптимум Q1 и Q2

Если в точке Q1 мы решим немного увеличить выпуск, MC начнут падать, а цена не изменится, то есть предельная прибыль будет положительна, следовательно, нам выгодно увеличить производство при той же цена. Таким образом, для нас выгодной будет более правая точка – Q2. Из этих соображений можно вывести общее правило, что нам выгоднее производить количество, которое соответствует возрастающему участку MC. [4]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: