Методологический аппарат логистики

^

План лекции

 

1. Общая характеристика методов решения логистических задач.

2. Анализ полной стоимости в логистике.

3. Моделирование в логистике.

4. Экспертные системы в логистике.

5. Определение и основные принципы системного подхода.

6. Анализ АВС.

7. Влияние вероятностного характера спроса на решения по управлению запасами (анализ XYZ).

8. Задача «сделать или купить».


Общая характеристика методов решения
логистических задач


К основным методам, применяемым для решения научных
и практических задач в области логистики, следует отнести:

– методы системного анализа;

– методы теории исследования операций;

– кибернетический подход;

– прогностику.

Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач [4].

Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, то есть исследование логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей. При этом под логистической моделью понимается любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый
в качестве их заместителя.


^ Анализ полной стоимости в логистике


Эффективным методом управления материальными потоками является анализ полной стоимости, который часто называют концепцией полной стоимости.

Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.

Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования цены при поиске решений, то есть возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.

Основные трудности применения метода, которые не позволяют наглядно увидеть и просчитать «скрытую» стоимость решения, заключаются в следующем:

– необходимость в специальных знаниях;

– необходимость учета фактов, связанных с косвенными затратами.


^ Моделирование в логистике


Моделирование основывается на подобии систем или процессов, которое может быть полным или частичным. Основная цель моделирования – прогноз поведения процесса или системы. Ключевой вопрос моделирования – «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…?».

Существенной характеристикой любой модели является степень полноты подобия модели моделируемому объекту. По этому признаку все модели можно разделить на изоморфные и гомоморфные.

Изоморфные модели – это модели, включающие все характеристики объекта оригинала, способные, по существу, заменить его. Если можно создать и наблюдать изоморфную модель, то наши знания о реальном объекте будут точными. В этом случае мы сможем точно предсказать поведение объекта.

Гомоморфные модели. В их основе лежит неполное, частичное подобие модели изучаемому объекту. Некоторые стороны функционирования реального объекта не моделируются совсем. В результате упрощаются построение модели и интерпретация результатов исследования. При моделировании логистических систем абсолютное подобие не имеет места. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать лишь гомоморфные модели.

Следующим признаком классификации является материальность модели. В соответствии с этим признаком все модели можно разделить на материальные и абстрактные.

Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объекта.

Абстрактное моделирование часто является единственным способом моделирования в логистике. Его подразделяют на символическое
и математическое.

К символическим моделям относят языковые и знаковые.

Языковые модели – это словесные модели, в основе которых лежит набор слов (словарь) очищенных от неоднозначности. Этот словарь называется «тезаурус». В нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, в то время как в обычном словаре одному слову могут соответствовать несколько понятий.

Знаковые модели. Если ввести условное обозначение отдельных понятий, то есть знаки, а также договорится об операциях между этими знаками, то можно дать символическое описание объекта.

Математическим моделированием называется процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью. В логистике широко применяются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.

Аналитическое моделирование – это математический прием исследования логистических систем, позволяющий получать точные решения. Аналитическое моделирование осуществляется в следующей последовательности.

Первый этап. Формулировка математических законов, связывающих объекты системы. Запись этих законов в виде некоторых функциональных соотношений.

Второй этап. Решение уравнений, получение теоретических результатов.

Третий этап. Сопоставление полученных теоретических результатов с практикой.

Наиболее полное исследование процесса функционирования системы можно провести, если известны явные зависимости, связывающие искомые характеристики с начальными условиями, параметрами
и переменными системами. Однако такие зависимости удается получить только для сравнительно простых систем. При усложнении систем исследование их аналитическими методами наталкивается на определенные трудности, что является существенным недостатком
метода.

К достоинствам аналитического моделирования относят большую силу обобщения и многократность использования.

Другим видом математического моделирования является имитационное моделирование.

При имитационном моделировании закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических
процессов, остаются непознанными. В этом плане логистический процесс остается для экспериментатора «черным ящиком».

Экспериментатор, меняя условия протекания процесса, наблюдает получаемый результат. Определение условий, при которых результат удовлетворяет требованиям, является целью работы с имитационной моделью.

Имитационное моделирование включает в себя два основных про-цесса: первый – конструирование модели реальной системы, второй – постановка экспериментов на этой модели.

При этом могут преследоваться следующие цели: а) понять поведение логистической системы; б) выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование логистической системы. Условия, при которых рекомендуется применять имитационное моделирование:

 

1.
Не существует законченной математической постановки данной задачи, либо еще не разработаны аналитические методы решения сформулированной математической модели.

2.
Аналитические модели имеются, но процедуры столь сложны и трудоемки, что имитационное моделирование дает более простой способ решения задачи.

3.
Аналитические решения существуют, но их реализация невозможна вследствие недостаточной математической подготовки имеющегося персонала.


Таким образом, основным достоинством имитационного моделирования является то, что этим методом можно решать более сложные задачи. Имитационные модели позволяют достаточно просто учитывать случайные воздействия и другие факторы, которые создают трудности при аналитическом исследовании.

При имитационном моделировании воспроизводится процесс функционирования системы во времени.

Имитационное моделирование имеет ряд существенных недостатков, которые также необходимо учитывать:

 

1.
Исследования с помощью этого метода обходятся дорого.

2.
Велика вероятность ложной имитации.

 

^ Экспертные системы в логистике


Под экспертными системами в логистике понимают специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками. Экспертная система может аккумулировать знания и опыт нескольких специалистов-экспертов, работающих в разных областях. Возможность
получить совет экспертов по разным вопросам посредством обращения к компьютеру позволяет квалифицированно решать сложные задачи.

Применение экспертных систем позволяет:

– принимать быстрые и качественные решения в области управления материальными потоками;

– готовить опытных специалистов за относительно более короткий промежуток времени;

– сохранять ноу-хау компании, так как персонал, пользующийся системой, не может вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в экспертной системе;

– использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных, скучных рабочих местах.

К недостаткам экспертных систем следует отнести ограниченную возможность использования «здравого смысла».

Экспертные системы применяются на различных стадиях логистического процесса, что облегчает решение проблем, требующих значительного опыта и затрат времени.


^ Определение и основные принципы системного подхода


Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого
в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние
и внешние связи.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учитываться следущие принципы системного подхода:

– принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуровне, то есть во взаимоотношении
с окружающей средой, а затем на микроуровне, то есть внутри своей структуры;

– принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

– принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.


Анализ АВС


Управление в логистике характеризуется, как правило, большой номенклатурой управляемых объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей или поставщиков, разнообразные грузы.
В процессе работы с каждым отдельным объектом, например, позиция ассортимента, предприниматель получает какую-то часть намеченного результата. При этом с точки зрения вклада в общий результат управляемые объекты не равноценны.

В логистике АВС-анализ применяют, ставя целью сокращение величины запасов, сокращение количества перемещений на складе, общее увеличение прибыли предприятия.

Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

Применяемый в логистике метод АВС предлагает разделение управляемых объектов на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.

Порядок проведения анализа АВС следующий:

– формулирование цели анализа;

– идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС;

– выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления;

– оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку;

– группировка объектов управления в порядке убывания значения признака;

– разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С;

– построение кривой АВС.

^ АВС – метод и управление запасами


Метод АВС – способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N, реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравномощных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма.

Товары (материалы) класса А – это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по позициям группы А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.

Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.

Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило, большую часть ассортимента, относят к второстепенным. На долю этих товаров приходится наименьшая часть всех финансовых средств, вложенных в запасы. Точные оптимизационные расчеты размера и периода заказа с товарами данной группы не выполняются. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ведется. Проверка наличных запасов проводится лишь периодически, например, один раз в шесть месяцев.


^ Влияние вероятностного характера спроса на решения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: