Формирование научного стиля. Подстили научного стиля

Лекция № 1.

Характеристика научного стиля

Наука – поиск истины…

Felix, qui potuit rerum

cognoscĕre causas (Vergilius).

Счастлив тот, кто смог

Постичь причины вещей

Вергилий

1. Формирование научного стиля. Подстили научного стиля.

2. Характеристика научного стиля на разных языковых уровнях

 

Формирование научного стиля. Подстили научного стиля.

Научный стиль речи — одна из функциональных разновидностей общелитературного языка, обслуживающая сферу науки и производства. Его главная функция – не только передать логическую информацию, но и доказать ее истинность, новизну, ценность. Вторая функция – активизация логического мышления читателя или слушателя, которая приобретает в научно-учебном подстиле первостепенное значение.

Научный стиль в русском языке складывался в период XVI –XIX вв. Он активно образовывался в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием научных трудов и возникновением русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая половина XVIII века). Однако своего расцвета в качестве функционального стиля язык науки достигает лишь во второй половине XIX века, поскольку XIX век – это эпоха формирования «значительного слоя научно-технических кадров в России» [Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи..М.:Русский язык, 1976. – c. 180], «расширяющегося влияния научной и газетно-публицистической прозы» [ВВВ, с. 58].

Язык в своём развитии следует за ходом науки:

1. В литературную речь второй половины XIX – начала XX в. входит новый поток слов и понятий из различных областей наук, приобретая в языке новые значения.

2. Расширяется состав иноязычной терминологии, так как русская общественная мысль постоянно контактирует с различными зарубежными открытиями и достижениями. Некоторые иностранные термины являлись переводом понятий на русский язык, другие употреблялись без перевода или параллельно с кальками. В связи с появлением новых научных терминов возникает необходимость в выпуске соответствующих словарей и справочников. Поэтому, начиная с середины XIX века, публикуется множество специальных пособий:

· «Философский лексикон» А. Галича (1845 г.);

· «Лексикон философских предметов»;

· словари по ботанике;

· специальные медицинские словари;

· справочник по химии, математике;

· увеличивается спрос на латино-русские и греко-русские словари;

· «Карманный словарь иностранных слов» Н.Кириллова (40-х годах).

3. Ориентация на возможности понимания и усвоения терминов читателями как важнейшая черта развития научного терминоупотребления. Во всеобщее употребление начинают входить:

1) специальные термины, в которых «терминологическое значение перекрещивалось с общеобиходным, что способствовало быстрому усвоению и распространению этих терминов»;

2) научная лексика, в которой «узкотерминологическое значение осложнялось значениями переносно-фигуральными (например, философский термин субъект употреблялся и для обозначения человека)»;

3) «широкое употребление приобретали термины и формулы, не имевшие синонимических эквивалентов и, следовательно, выступавшие в собственно терминологических значениях (мифология, словосочетание, физиология, текстология, астрономия, климат, полюсы, ландшафт, метеор, тезисы и т. д.)» [Ефимов А.И. История русского литературного языка. М.: Учпедгиз, 1961, с. 244-245].

4. Наиболее активный процесс, связанный с научной терминологией данного периода, – процесс детерминологизации, т.е. расширения значений специфических научных терминов. Узкоспециальные слова, которые бытовали преимущественно в стилях научного изложения, начинают всё чаще и чаще употребляться в публицистике.

5. В последние десятилетия XIX в. активно развивается тенденция к популяризации материалистической науки, которая главным образом велась в ведущих журналах («Отечественные записки», «Русское слово», «Дело» и др.), где открывались научно-популярные отделы. Выходило много брошюр и книг, рассчитанных на массового читателя. Возникает проблема научно-популярного стиля, который должен был располагать такими речевыми средствами, с помощью которых все достижения науки были бы доведены до читателя [33]. «В качестве средств популяризации использовались метафоры, конкретно-образные описания, перифразы, фразеологизмы, образные сравнения и сопоставления, шутки, каламбуры…»

Несмотря на факты проявления стилистической неоднородности в текстах научного характера, А. Н. Васильева утверждает, что основной каркас идеальной модели стиля всегда сохранятся, т.к. в основе содержательной доминанты научного текстов лежит реальное явление, факт.

6. Изменения грамматической системы, присущие текстам научного стиля второй половины XIX – начала ХХ вв. Согласно позиции литовских лингвистов Л. В. Судавичене, Н. Я. Сердобинцева, Ю. Г. Кадькалова, научный стиль рассматриваемого периода тяготел к

1) сокращению употребления предложений со связками есть и суть, как устарелых и книжных;

2) ослаблению стилистической противопоставленности причастных оборотов как книжных конструкций и придаточных с союзом который как разговорных;

3) активизации употребления безличных предложений;

4) значительному развитию противительно-сопоставительные и противительно-уступительных конструкций с союзами в то время как, тогда как, между тем как;

5) распространению местоимённо-относительных конструкций с соотносительными местоимениями тот, тот же в главной части и что, что и в придаточной;

6) широкому употреблению в научном и публицистическом текстах причинно-следственные конструкций с предложно-падежными сочетаниями ввиду того что, в силу того что, благодаря тому что, в связи с тем что, вследствие того что; [Судавичене Л. В., Сердобинцев Н. Я., Кадькалов Ю. Г., История русского литературного языка: Учеб. пособие с. 275];

7) широкому использованию личной манеры изложения, повествования от первого лица»: «Я заметил на опыте, что вода разлагается в железной трубке при 620 – 660° (В. Н. Игнатьев. Пирогенетические контактные реакции с органическими веществами. 1901).

Подводя итоги, можно констатировать, что становление научного стиля на рубеже XIX – начала XX вв. обусловлено

· формированием научной терминосистемы с ориентацией на западноевропейские образцы;

· расширением узкотерминологических значений;

· сочетанием общеупотребительных и терминологических значений;

· актуализацией процесса детерминологизации;

· употреблением иностилевой лексики;

· активизацией к применению разнообразных сложных и осложненных предложений, причинно-следственных конструкций с предложно-падежными сочетаниями;

· авторской персонификацией в форме первого лица единственного числа и ориентацией на массового адресата как коммуникативно значимых параметров

Научный стиль делится на подстили:

· собственно-научный ― наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов;

· научно-справочный – служит для оформления справочной литературы разных научных областей: словарей, энциклопедий;

· научно-популярный – им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги;

· научно-информативный – используется, когда в краткой форме передают основное содержание исходного научного текста путем его переработки: реферат, лекция, аннотация;

· научно-учебный – актуален для учебной литературы по разным предметам для разных типов учебных заведений, справочники, пособия.

 

2. Характеристика научного стиля на разных языковых уровнях

 

Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов:

1. Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

2. Межстилевые единицы, то есть стилистически нейтральные языковые единицы.

3. Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: