Технология интеграции: интеграция разных видов деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения, музыкально-художественной). Отмеченный синкретизм детского «мировосприятия и познания» ярко проявляется в продуктивной деятельности. Часто создавая рисунок, дети в тот же момент придумывают и обыгрывают сюжеты, имитируют (пластикой, интонацией) действия с нарисованными персонажами. В таких случаях продуктивное и игровое начало тесно переплетены, взаимно активизируют и обогащают друг друга; детская деятельность начинает приобретать качественно новые черты — ее можно назвать художественно-игровой.
Технология художественного экспериментирования. Еще одним современным аспектом художественно-эстетического развития и воспитания детей является обоснование основ художественного/творческого экспериментирования (И. А. Лыкова). Отличие художественного экспериментирования от обычной изобразительной деятельности детей (создание рисунка, лепной работы) заключается именно в моменте «открытий»: обнаружить способы создания изображения, возможности материала. Стимулирует детское экспериментирование сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе, совместное обсуждение выбора материалов, освоение разнообразия материалов и изобразительных приемов (Т. С. Комарова, Н. Н. Гусарова, Г. Н. Давыдова, Н. В. Дубровская, М. И. Нагибина, А. А. Фатеева), «проблемно-провокационных» ситуаций использования изобразительных материалов (ТРИЗ-технологии).
|
|
Понимание особой роли художественной деятельности (как восприятия искусства, созерцания красоты окружающего мира и его изображения) характерно для арт-терапевтического подхода, в рамках которого деятельность выступает не как средство развития творчества, а как средство терапии, коррекции различных особенностей и нарушений личностного развития.
Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
Современной и эффективной формой художественно-эстетического развития дошкольников являются проекты художественно-эстетической направленности. За основу могут быть взяты интересные и предложенные детьми вопросы, а также темы, предусмотренные образовательной программой. Возможны темы, предполагающие как изучение какого-то узкого ракурса, большего объема информации, так и разный уровень интеграции.
В чем сущность метода проектов?
Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В исследованиях Е. С. Полат определяется сущность этого метода как способа достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.
|
|
Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за результат деятельности, свои поступки. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Какие вилы проектов могут использоваться в педагогическом процессе детского сала?
Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны проекты (Е. С. Полат):
— творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
— исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
— информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т. д.);
— творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а можно и интегрировать разные виды детской деятельности в один проект.
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Примером может служить коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результат которого — конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы.
|
|
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. Как организуется проектная деятельность в детском саду? Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
1) погружение в проект;
2) организация деятельности;
3) осуществление деятельности;
4) презентация результатов.
Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей (см. табл. 7).
Таблица 7. Взаимодействие воспитателя и детей в проектной деятельности
Воспитатель | Дети | |
Погружение в проект | ||
Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи | |
Воспитатель | Дети | |
Организация деятельности | ||
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает): — группы детей; — распределяет роли, ответственность; — планирование детской деятельности по решению задач проекта; — предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы | Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов | |
Осуществление деятельности | ||
При косвенном участии: — при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; — деликатно контролирует; — обогащает знания детей, повышает их эрудицию; — репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает | Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: — выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей; — консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения; — ищут необходимые и недостающие знания; — фантазируют; — готовят презентацию | |
Презентация | ||
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итога. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию | Демонстрируют: — понимание проблемы, цели и задачи; — умение планировать и осуществлять работу; — найденные способы решения проблемы; — самоанализ деятельности и ее результата; — взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников | |
|
|
3. Задачи и содержание работы с детьми
Направление 1. ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений изобразительного искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
В теории и практике дошкольного образования уже накоплен опыт работы ознакомления детей с изобразительным творчеством художников. По данной теме работали многие видные ученые, такие как А.В. Бакушинский, корифеи дошкольного образования В.А. Езикеева, В.Б. Косминская, Н.М. Зубарева, Е.Лебедева, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева и т.д. Каждый из них привносил в практику что–то свое, нигде раньше не применявшееся. Так А.В. Бакушинский утверждал, что «Организация художественного восприятия – неизбежный процесс, сопровождающий акты творчества. Эта организация налицо у ребенка в очень раннем возрасте. Уже к концу первого периода детства у него пробуждается радость восприятия художественной вещи, радость творческого преодоления художественного содержания и формы». В.А. Езикеева, В.Б.Косминская разработали методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи в детском саду, в частности с пейзажной живописью и некоторыми жанровыми картинами. Н.М. Зубарева пошла дальше и ввела в методику ознакомления детей с картинами - рассматривание натюрморта, Р.М. Чумичева - портретную живопись. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста получили возможность знакомиться со всеми жанрами живописи в детском саду.
Ранний возраст
Основная задача- создание условий для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;
Содержание - ознакомление детей с предметами народного декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушкой, семеновской матрешкой, городецкой лошадкой-качалкой. Эмоциональное восприятие народной игрушки хорошо сочетается с чтением потешек, пением народных песенок. Развитие интереса, эмоциональной отзывчивости к содержанию литературных произведений, к иллюстрациям в книгах.
Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого,
поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.
Дошкольный возраст