Должностные обязанности. Организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия, учреждения, организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников. Обеспечивает укомплектование предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью нахождения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектования штата работников. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей. Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников. Разрабатывает систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста. Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом. Принимает участие в планировании социального развития коллектива, в разрешении трудовых споров и конфликтов. Составляет и оформляет трудовые договоры и контракты, ведет личные дела работников и другую кадровую документацию. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.
Должен знать. Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом; законодательство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и налогооблажения; основы маркетинга; современные концепции управления персоналом; основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию менеджмента; основы технологии производства и перспективыразвития предприятия, учреждения, организации, структуру управления и их кадровый состав; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; основы производственной педагогики; этику делового общения; передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом; основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (по специальности «Менеджмент») или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет (Квалификационный справочник должностей служащих. — М., 2001. — С. 59—60).
В настоящее время психолог, работающий на предприятии в США, может быть специалистом по анализу должностей, или профессиографическим аналитиком. Что входит в его обязанности? Он собирает, анализирует и подготавливает информацию по профессиям для управленческих служб предприятия. Он может собирать информацию о должностях (трудовых постах) на предприятии, о численном, возрастном составе работников, сведения о технологических производственных процессах, формах организации труда. Этот специалист наблюдает за работой персонала, составляет психологические характеристики используемых видов труда, беседует с работниками. Оформляет собранные материалы для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, перспектив профессионального продвижения работников разных категорий. Он может специализироваться по вопросам классификации видов работ, профессиональных занятий, и в этом случае может именоваться специалистом по классификации должностей (Джуэлл Л., 2001, с. 516).
В обзоре американских исследований по психологии профессий Ю.В.Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологического анализа профессии:
разработка научных теорий, понятийного аппарата;
совершенствование методов изучения, анализа профессий;
профессиональная роль и должность;
мотивы профессиональной деятельности; удовлетворенность трудом;
индивидуальный стиль труда;
типы личности и типы профессий;
методы предсказания профессиональной успешности и ее оценки у работающих;
совершенствование профессиональных умений, тренинг;
содействие профессиональной социализации (адаптации) личности (особенно новых работников организации);
социально-психологические проблемы в трудовом поведении;
варианты профессиональных карьер в разных профессиях;
профессиональная демография, профессиональная мобильность;
информация о профессиях в карьерном консультировании;
технологии карьерного консультирования;
карьерное консультирование особых групп населения.
Какая бы цель ни стояла перед психологом труда (научная или практическая), программа ее реализации включает как обязательный начальный этап работы сбор сведений о конкретных видах труда профессионалов, с которыми психологу предстоит иметь дело.
Независимо от цели исследования всякая профессиограмма в самом общем виде должна содержать, как минимум, следующую информацию:
название работы (и синонимы);
указания отрасли хозяйства, где встречается данная профессия;
краткое описание работы в целом (резюме), включающее четыре пункта:
Что делает работник? (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?)
Как выполняется работа? (Какие технологии и орудия труда используются?В каких условиях протекает работа?)
Почему делает? (Как связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами?В чем назначение, смысл, миссия работника?)
Какие требования предъявляет работа к субъекту труда? Эти четыре пункта составляют общую формулу анализа профессий, используемую психологами США (Укке Ю.В., 1972, с. 172).