Типы экономических систем

1) организация любого об-ва предпологает обязательное наличие общ-го произ-ва. Процесс общественного произва-ва можно условно разделить на 4 сменяющих друг друга фазы:

1) непосредственное произ-во или создание товара

2)распределние созданных товаров м/д всеми участниками произ-ва.

3)обмен, пощволяющий получить вместо распредленного необходимый товар

4)Потребление – это конечная цель произв-ва.

Данные фазы трудно отделить друг от друга как по месту так и по времени. В частности процесс произ-ва одновремнно является процессом потребление ресурсов. Ресурсы, необходимые для создания товаров называются факторами производства. Наиюолее популярной считается неоклассическая классификация производства, авторами которой являются Жан Батист Сей и Альфред Маршалл.

Принято выделять 4 главных фактора про-ва:

--1—Земля – совокупность всех природных ресурсов

--2—Труд – деятельность человека, осуществляемая в целях произ-ва товаров.

--3—Капитал – совокупность производственных благ, то есть всего, что создал человек и использует в производстве. С точки зренич использования выделяют 2 вида капитала(по марксу):

А) основной. Учавствует в производстве много раз и переносит свою стоимость на готовый продукт частями по мере износа. Данный процесс называется Амортизация – перенос стоимости товара на другой по мере износа(например, сырье).

Б) Оборотный. Учавствует в производстве й раз и полностью переносит свою стоимость на готовый продкут.

Кроме того в понятие капитал включаются такие элементы как деньги, ценные бумаги, информация, а также человеческий капитал.

--4—Предпринимательство –(принято Марашаллом, первые три Батист Сэй) - это деят-сть чел-ка по координации и комбинированию всех предыдущих факторовс целью организации процесса произ-ва. Отличительной особенностью данного фактора является высокая степень риска.(труд – гарантированный, а предпринимательсво – риск). С точки зрения теории и факторов произ-ва цена любого товара – это сумма доходов, которая приносит каждый фактор произва-ва:

А) рента

Б)Зарплата

В)Процентна ставка

Г)прибыль

 

Законы:

Основным универсальным законом явл-ся ЗАКОН РЕДКОСТИ: Все ресурсы, которымиобладает об-во, явлюятся ограниченными. Ограниченность ресурсовможет быть АБСОЛЮТНОЙ(ресурсы не восполняемы) и ОТНОСИТЕЛЬНОЙ(через какие-то внешние ресурсы восстанваливается). Проблема ограниченности ресурсов проявляется на всехуровняхэкономики и в связи с этим объективно возникает проблема выбора.

Человек и об-во вынужденв делать постоянный выбор м/д различными альтернативными направлениями использования ресурсов.

Чтобы проиллюстрироать выбор ощ-ва для упрощения ситуации вводится несколько допущений:

А)Предпологается, что об-во производит всего 2 вида оваров – пушки и масло.

Б)Предпологается, что все ресурсы расходуются для производства этих двух видов товара

В)Предпологается, что отсутстввет внешний рынок и все товары потребляются внутри об-ва.

Условно, предпологается, что максимальное кол-во пушек, которое может производить об-во – 150 млн штук, максимальное кол-во масла – 5 миллионов тонн. М/д этими крайними кариантами существует множество промежуточных:

Варианты Пушки(млн штук) Масло млн тонн
А Б В Г Д е    

По данным таблицы строится график, который называется кривой производственный возможностей, кривой трансформации

 

 


По мере перехода от А к Б пропроисходит переключение ресурсов с одного пр-ва на другое. Совокупность всех точек на кривой характеризует такое сочетание экономики, при котором, в целях произв-ватоваров используются все ресурсы; это состояние называпется экономикой полной занятостью. Множество точек внутри кривой характеризуетэкономику неполной занятостью, в которой есть свободные ресурсы, либо неэффекивный способ произв-ва. Общество имеет огран. набор ресурсов. Если точка лежит вне границ графика, то это значит что эта комбинация твоваров Х и У для данного общества недостижима.

Форма кривой характеризует действие еще одного универсального закона – закноы возрастания дополнительных альтернативных затрат. В условиях полной занятости рост проив-ва одного вида товаров предпологает растущие объемы сокращения произ-ва других товаров.(издержки упущенной возможности) В частности 1 молн тонн масла стоит 10 млн пушек, 2 млн тонн масла – 20 млн и т.д.. Данный закон объясняется тем, что первоначально для проив-ва нового товара используются ресурсы, мнее всего пригодные для существующего произ-ва, по мере роста прои-ва-ва новго товара, все более глубинные ресурсы отвлекаются, что вызывает рост дополнительныз затрат. Используя менее производительные ресурсы нам необходимо будет их большее кол-во.

Четыре фундаментальные положения(по кривой произв возможности):

1)ограниченность ресурсов

2)необходимость выбора

3)Существование издержек упущенной возможноси

4)Увеличение издержек упущенной возможности

 

Основа Формации:

Производство

Труд средства трудаь предмет труда

 

Средства пр-ва+Раб.сила

Способ пр-ва+произв отношения

Произв сила об-ва+экономич надстройка

Общетсв-эконоим формация

 

 

Кроме того сущ-ет еще один универсальный закон, который получил название Закон убывающей производительности. Для увеличения Объема выпуска необходим рост затрат всех ресурсов. Однако если затраты хотя бы одного фактора производства невозможно увеличить, то рост затрат других ресурсов первоначально вызовет увеличение объема производства, затем этот рост замедлится и в конечном итоге производствоначнет уменьшаться. Закон убывающей произвордительности выведен эмпирически ихарактерен для любого произв-ва. Однако если фирма одновременно изменяет затраты всех ресурсов, то она способна получить дополнительный прирост продукции, что получило название «эффект масштаба»(«экономия на масштабе»)Принято выделять 3 вида эффекта масштаба:

АА) Положительный. При увеличении всех затрат ресурсов в 2 раза Объем произв-ва возрастает больше чем в 2 раза. Данный эффект характерен для капиталоемких произв-в, к которымотносится большинство отраслей промышленности

ББ)Нулевой(постоянный). При увеличении затрат в 2 раза оъем произв увеличивается в 2 раза. Данный эффект характерен для трудоемких произв-в к которым относятся большинство отраслей сферы услуг.

ВВ) Отрицательный. При увеличении затрат в 2 раза объем пр-ва увеличивается менее чем в 2раза(иногда даже сокращается). Данный эффект характерен для крупных производств, в которых возникает комплекс проблем, получивших название «Х-неэффективность»(плохой менеджмент)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: