Получение выпускником соответствующей квалификации (степени) определяется принятой системой подготовки специалистов, т. е. типами основных образовательных программ и установленным порядком их освоения.
Болонская декларация рекомендует европейским странам организовывать двухуровневую систему подготовки специалистов с высшим образованием:
- первый уровень — продолжительностью обучения не менее 3-х лет, ведет к получению квалификации (степени) бакалавра с признанием ее на европейском рынке труда;
- второй уровень — общей продолжительностью обучения (вместе с первой) не менее 5 лет, ведет к получению квалификации (степени) магистра.
В настоящее время квалификация (степень) бакалавра интерпретируется по-разному:
- бакалавр как промежуточная ступень образовательной программы;
- бакалавр как платформа для профессиональной ориентации;
- бакалавр как самодостаточная признаваемая квалификация (степень).
В российской образовательной системе степень бакалавра имеет академический характер и рассматривается как необходимая ступень для получения степени магистра, нужной для научной и педагогической работы.
|
|
Кардинально изменившаяся социально-экономическая ситуация в России позволяет выявить ряд конкретных факторов, диктующих необходимость совершенствования и повышения эффективности модели подготовки специалистов, прежде всего к переходу от непрерывной системы по большому числу направлений подготовки к двухуровневой — бакалавр — магистр. При этом бакалавр должен быть ориентирован на рынок труда, например, бакалавр-инженер должен осуществлять различные виды профессиональной деятельности, включая решение инженерных задач.
В Декларации подчеркивается необходимость взаимосвязи европейского образования с рынком труда. Переход в рамках Болонского процесса от академических оценок качества образования к компетентностным позволит более тесно связать образование с последующей профессиональной деятельностью.
Решение проблемы идентификации степеней (бакалавр, магистр) основывается на компетентностном подходе, предполагающем формулирование обобщенных задач и видов профессиональной деятельности выпускников с квалификациями бакалавр и магистр.
Темыдляпрактическихзанятий.
Тема | ФИО |
Методы педагогических исследований. | |
Закономерности обучения, их характеристика. | |
Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры. | |
Структурные компоненты содержания образования. | |
Основные факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования | |
Государственный образовательный стандарт, его функции и компоненты | |
Организационные формы и системы обучения. | |
Понятие о системе образования, основные факторы ее развития. | |
Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Система управления образованием в РФ, ее функции | |
Средства обучения. Классификация средств обучения по уровню формирования содержания образования. | |
Непрерывное образование как педагогическая концепция и парадигма научно-педагогического мышления. Цели, содержание, структура непрерывного образования; единство образования и самообразования |
|
|