Основные методы и средства информационного воздействия на человека

Тема лекции: Информационная безопасность человека.

Цель лекции: изучить угрозы и опасности информационного воздействия на человека и способы защиты от них.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

Основные методы и средства информационного воздействия на человека.

Методы влияния средств массовой информации на человека.

Влияние рекламы на человека.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Гафнер В.В. Информационная безопасность: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 324с.

2. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность. Монография. – К.: Основа, 2012. – 530с.

3. Маньков В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире: Учеб.пособие. – СПб: Политехника, 2005. – 551с.: ил.

4. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М.: Изд-во РАГС,2010. – 125с.

 

Перечень наглядных пособий и технических средств:

 

 


В конце ХХ века активно формировались все новые факторы, расширяющие возможности информационного воздействия на человека и более полного управления его поведением. Наряду с появлением принципиально новых технических средств массового информирования людей и глобализацией информационных потоков к числу таких факторов следует отнести бурное развитие поведенческих (бихевиористских) наук, используемых для разработки эффективных методов и технологий манипуляции сознанием граждан, их отношением к происходящему в окружающем мире.

В настоящее время существуют целые научные дисциплины о том, как управлять поведением человека, коллектива, общества. К ним относятся: -

- современные варианты психотерапии;

- теория рекламы;

- суггестология;

- нейролингвистическое программирование;

- дианетика и т. п.

Получил свое теоретическое обоснование гипноз, и были сделаны попытки перенесения методов гипнотического воздействия с отдельного индивидуума на коллективы и целые человеческие сообщества. Все это было невозможно 40–50 лет назад из-за отсутствия эффективных средств массовой информации и научно обоснованных алгоритмов управления социумом.

«Там, где манипуляция является основным средством социального контроля, как, например, в Соединенных Штатах, разработка и усовершенствование методов манипулирования ценятся гораздо больше, чем другие виды интеллектуальной деятельности». Г. Шиллер, американский политолог.

 

Основные методы и средства информационного воздействия на человека

 

Нейролингвистическое программирование. В основе концепции нейролингвистического программирования (НЛП) лежит убеждение, что нашу психику можно уподобить компьютеру, в котором восприятие и обработка информации осуществляется по определенным, заданным, программам. Первичная информация в ней воспринимается, структурируется, осмысливается и оценивается на основе внутреннего опыта, состоящего из мыслей, убеждений, ценностей, эмоциональных переживаний, памяти. Один из принципов НЛП: сознание и тело – части одной управляемой системы.

Вторым основанием НЛП является убеждение, что можно соединить в единое целое две системы: первую сигнальную систему (система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при воздействии конкретных раздражителей: свет, звук, боль) и вторую сигнальную систему (обычная человеческая речь).

Поэтому словосочетание «нейролингвистическое программирование» включает в себя три понятия:

«нейро» – то, что происходит в мозге и центральной нервной системе;

«лингвистическое» – то, какими словами мы пользуемся, и как это влияет на наше восприятие внешнего мира и взаимодействие с ним;

«программирование» – процесс, который позволяет самому человеку (или тому, кто его программирует) решить, как он будет мыслить, чувствовать и говорить.

Специалисты по НЛП работают с так называемыми словесными «якорями», то есть программами, которые незаметно для пациента вводятся в его мозг в виде слов и вызывают проявление того или иного типа поведения. НЛП – это современный вариант кодирования (или перекодирования) психики.

Территория и карты. Один из базовых постулатов НЛП гласит: у человека есть индивидуальный образ мира, его карта. Этот образ всегда субъективен и не тождествен реальности. Он формируется за счет фильтрации внешней информации с помощью языка, личного опыта (персональной истории), особенностей перцептивной системы (специфики работы органов чувств, анализаторов) и, в конечном счете, образует ментальную карту (или психологическую «карту мира») человека.

Территория – это громадный мир вокруг нас, все события и вещи в нем; тогда как карта («ментальная карта») – наша модель, наше представление об этом мире.

Ментальная карта – это символическое представление (не обязательно адекватное) в нашей психике реальности, всего внешнего и внутреннего мира, это присущая каждому человеку субъективная модель реальности, тех или иных ее фрагментов. Мы воспринимаем мир в ходе повседневного опыта с помощью органов чувств, мозга и языковых систем, посредством которых осмысливается реальность. Первичный материал всегда богаче, чем отображающая его ментальная карта. Поэтому результаты нашего восприятия подобны карте, которая представляет мир, но не копирует его. У всех людей свои, специфические карты, или субъективные модели мира. И они в большей степени, чем сама действительность, определяют то, как мы интерпретируем окружающий мир, реагируем на его сигналы, какой смысл придаем своему поведению.

Нейролингвистические программы определяют, что и как мы воспринимаем и интерпретируем. От их характера и совершенства непосредственно зависят восприятие и обработка информации, образ мышления, ощущения, действия и жизнь вообще. Программы, имеющиеся у разных людей, существенно отличаются не только с точки зрения субъективных ощущений, но и с точки зрения эффективности решения жизненных проблем. Поэтому разные люди неодинаково воспринимают одни и те же события и даже слова и по-разному реагируют на них.

Столь важная роль ментальных карт (программ) в восприятии и отборе стимулов делает их одним из ключевых звеньев в управлении психикой. Они как бы предопределяют и программируют наше общее восприятие и общую реакцию на мир. На протяжении многих тысячелетий ментальные карты формировались преимущественно стихийно с помощью традиционных институтов социализации: семьи, церкви, школы и т. д. В конце ХХ века стало возможным, как считают создатели НЛП, целенаправленно в сравнительно короткий промежуток времени формировать или по крайней мере существенно изменять наши «программы». Этим, собственно, и занимается нейролингвистическое программирование. Следовательно, НЛП можно рассматривать как процесс анализа и преобразования структуры субъективного опыта человека, обучения его новым формам реагирования на внешние и внутренние стимулы путем модификации старых «программ» или замены их на новые.

Все техники НЛП построены на реорганизации информационных процессов человека, создании новых психологических «карт» и фильтров восприятия и, как следствие, изменении в нужную сторону его взаимодействия с реальным миром. Причем изменению подлежит не только поведение индивида, но и внутренние установки, оценочные критерии, весь процесс мышления и принятия жизненных решений.

НЛП стремится манипулировать человеческим сознанием путем подбора кодовых фраз, слов, звукосочетаний, изображений и прочей атрибутики. Цель – пробраться к потаенным инстинктам, чувствам и желаниям ни о чем не подозревающей «жертвы» в обход разума и заставить ее совершать поступки под диктовку навязанных установок.

В ходе программирования учитывается эффект, который раздельно производят на человека:

слова и их смысловое содержание;

голос, его интонация и тембр;

поза, мимика и жесты говорящего.

Пропорции их воздействия, как показывает анализ, выглядят следующим образом: 55 % этого воздействия занимает «язык тела» (позы, движения, мимика), около 38 % – голос (тон, интонации, ритм, тембр) и только 7 % – собственно слова, их смысл. Когда они не согласованы (в НЛП это называется не конгруэнтностью), собеседник получает по трем каналам три разных или даже противоречащих друг другу сообщения, причем в соответствующей пропорции. Цифры показывают, что мы должны быть в курсе возможностей вербального и невербального управления нашим поведением, уметь распознавать и адекватно реагировать на различные формы воздействия. Примеры воздействия на человека известны со времен Одиссея. Немало их и в современных источниках.

Ожидаемые результаты. Считается, что НЛП в состоянии помочь людям избавиться от навязчивых страхов, восстановить их правильную ориентацию в мире, выстроить более комфортную модель поведения.

Однако НЛП, как и другие методы программирования психики, можно использовать для внедрения в подсознание людей различных по своей политической и социальной значимости программ, как «продуктивных», так и «непродуктивных». Приспособление к весьма негуманному миру потребительства, эгоизма и жесткой борьбы за существование стало сегодня парадигмой большинства прикладных направлений в психологии и поведенческих науках. Поэтому формируемые в массовых масштабах одномерные «психические линзы» чаще всего не позволяют людям видеть альтернативные, более человечные варианты отношений с миром. Фильтры восприятия их не пропускают, а сформированные опытом или навязанные в ходе сеансов НЛП ментальные карты не видят в них ценности.

Вместе с тем существует и немало сомнений в возможностях данного метода. По утверждению ряда врачей-психиатров, посещавших курсы НЛП из профессионального интереса, эта «наука» представляет собой смесь из элементарных психологических приемов, мистицизма, ссылок на некие авторитеты и большого количества словесной шелухи.

Однако многое зависит от квалификации специалистов НЛП и качества проводимых тренировок по данной методике. На определенном этапе подготовки даже подбор слов и их порядок, длина и интонация предложений, другие лингвистические особенности речи могут оказывать значительное влияние на психику человека. И тогда НЛП позволяет эффективно управлять человеческим сознанием через приказы, заложенные в словах, интонациях, позах тела. Это может быть чрезвычайно опасным. Не случайно в США разработки в области нейролингвистической психологии запрещены законодательствами всех пятидесяти штатов.

Дианетика как метод и технология манипулирования человеком. Создатель дианетики – американский писатель-фантаст Р. Хаббард (1911–1986). Начало новому методу было положено изданной им в 1950 г. книгой «Дианетика» (подзаголовок – «Современная наука душевного здоровья»), ставшей позднее руководством по применению технологии очищения и рационализации психики человека.

Последователи Хаббарда утверждают, что их методика позволяет проникнуть сквозь плотную завесу времени и выяснить, какие события прошлого явились причиной сегодняшних бед человека. Суть дианетической терапии заключается в том, чтобы провести индивида через сохранившиеся в подсознании «критические точки» и путем их повторного переживания излечиться от связанных с ними недугов.

В этом и состоит технология данной терапии, процесс которой называют одитингом, а того, кто его проводит, – одитором. Пациент с помощью одитора как бы «проживает», находясь в особом состоянии, всю свою жизнь с момента зачатия, натыкается на «болевые точки» и неоднократно их переживает – до тех пор, пока накопленная в них негативная энергия не разрядится полностью. В итоге человек получает свободный от былых кошмаров и комплексов, «чистый», разум. И только разум! Все иное – чувства, эмоции, переживания, влечения и т. п. – ему теперь не нужны.

Дианетика—это наука о Разуме и мышлении. Для нее человеческий ум – «превосходная вычислительная машина», «отлично построенный компьютер». В освобождении от всех других волнительных для человека особенностей психики эта наука видит залог вечно счастливой жизни. Р. Хаббард был убежден: «В сегодняшнем мире нет ни одной проблемы, которая не могла бы быть разрешена одним только разумом».

С точки зрения инженерно-компьютерного понимания человека дианетика перекликается с НЛП. Видимо, в условиях победного шествия технического прогресса заманчивой стала перспектива переноса его идей и методов на извечно провальный процесс формирования «нового человека» в тех или иных вариантах. Новейшие методики призваны обеспечить возможность работать с человеком как с машиной. Но для этого необходимо избавить его от всего собственно человеческого – способности и потребности переживать, любить, сострадать, поступать «по совести». Оставить только очищенный разум. Тогда человек станет прекрасным природным компьютером, и им можно будет без каких-либо проблем управлять (манипулировать), вводя программы и нажимая на клавиши (или меняя интонации голоса). Таков в своей глубине замысел и дианетики, и НЛП.

Конечный продукт дианетической терапии – клир, полностью разумное (и только разумное!) существо, внутри которого все «неправильное» вычислено и вычищено. Оно способно лишь на хорошо просчитанные решения и действия в строгом соответствии с вводимой информацией. Его ум – превосходная вычислительная машина, а сама дианетика – уже «инженерная наука». «Мы сейчас стоим на мосту между двумя состояниями человека, – провозгласил Р. Хаббард, – впереди – клир». Позади, видимо, – человек Сервантеса, Шекспира, Гёте, Достоевского…

Сайентология. Идеологической вершиной дианетики стала созданная Хаббардом на ее основе прикладная, фактически религиозная, философия – сайентология.

Руководствуясь своей философией, последователи дианетики готовы переделать внутренний мир миллионов людей, структуры власти и государства. Сайентологи почти открыто действуют, собирая любую информацию, связанную с исполнительными органами власти, структурами правопорядка, средствами массовой информации, с деятельностью основных религиозных конфессий, а также иными организациями, имеющими влияние в обществе или оказывающими какое-либо воздействие на принятие государственных решений – например, банки, профсоюзы, крупные предприятия.

В соответствии с заветами Хаббарда сайентологи стремятся продвинуть на ключевые посты любых структур и организаций своих людей или добиться сочувствия своим идеям от лиц, нужные посты уже занимающих. При необходимости сайентологи прибегают к подкупу, шантажу, прямым угрозам.

Технологии дианетики в рамках ее философии направлены на реанимацию хорошо известной из истории пирамидальной системы управления с четким вертикальным подчинением и полным контролем меньшинства над большинством. Р. Хаббард всегда мечтал о тотальной власти над людьми: «Сайентология дает полную свободу, но она должна нести и установление тотальной власти и авторитета для достижения тотальной дисциплины».

Такого рода цели хаббардистов нередко привлекают к себе внимание психически неполноценных маньяков и даже некоторых общественных структур. Но в то же время эти цели и деятельность их последователей привели к запрету сайентологических центров, подобных религиозным сектам, во многих развитых странах мира.

Внушение и гипноз.Внушение – один из наиболее распространенных и важнейших методов манипулирования сознанием человека. Оно представляет собой преимущественно скрытое воздействие на подсознание и отчасти сознание индивида с целью изменения его общего состояния и отдельных характеристик психики – установок, ценностей, убеждений и т. п.

Внушение осуществляется с помощью слов, взглядов, жестов, образов и других средств передачи информации. В зависимости от средств воздействия выделяются два основных вида внушения:

вербальное – с помощью речи;

не вербальное – посредством жестов, определенных форм поведения, создаваемых образов и т. п.

При внушении с помощью речи главное воздействие на внушаемого чаще всего оказывает не значение слов и предложений, не логическая аргументация, а построение речи, ее форма, источник и сопутствующая ей паравербальная информация: интонация, громкость, темп, дикция, образность и т. п.

Внушение может быть прямым и косвенным. Прямое внушение характеризуется открытостью влияния, четкой формулировкой требований, непосредственной направленностью на конкретного индивида.

Косвенное внушение в большей мере относится к методам манипулирования и обычно является составной частью манипуляционных акций. Оно осуществляется без прямых требований, с помощью опосредованного воздействия, путем намеков, незаконченных фраз. В этом случае более широко используется паравербальная информация.

Внушение неодинаково действует на разных людей. Это действие зависит также от состояния, в котором находится человек, и его возраста. Наиболее восприимчивы к внушению люди эмоционально неустойчивые, впечатлительные, имеющие неуравновешенную нервную систему, а также находящиеся в ослабленном, переутомленном или встревоженном, растерянном состоянии, не оформившиеся в возрастном и личностном отношениях.

По мнению ряда авторов, многовековое воздействие цивилизационной культуры стабилизирует нервную систему человека и снижает влияние внушения на его психику. Поэтому более восприимчивы к внушению, в частности, представители традиционных сообществ и народов стран «третьего мира», не прошедших длительную цивилизационную эволюцию.

Факторы эффективности внушения. В современной литературе к числу таких факторов чаще всего относят:

-личные качества субъекта внушения (суггестора), наличие у него соответствующих способностей, личное обаяние, уверенность в себе, чувство внутреннего превосходства, авторитетность, а также знание техник внушения и умение их использовать;

-личные качества и состояние объекта внушения. Более внушаемым человека делают тревожность, неуверенность, робость, низкая самооценка, впечатлительность, повышенная эмоциональность, ограниченный жизненный опыт и конкретное состояние, определяющее восприимчивость к внушению;

-отношения между субъектом и объектом внушения. Успеху способствуют взаимное доверие и уважение, а также способности первого подстроиться (подключиться) к внутреннему миру объекта общения и «вести» его в нужном направлении;

-ситуация, уровень личностной значимости происходящего для объекта внушения, дефицит времени, неожиданность;

-конструкция сообщений в ходе процесса внушения. Наиболее эффективны сообщения, имеющие образную форму и даже кажущиеся бессмысленными, но способные непосредственно обращаться к подсознательному уровню человеческой психики.

Как показывает практика, за счет сочетания ярких, красочных образов, эмоциональных комментариев и т. п. сообщения суггестора способны достигать бессознательных уровней психики без какого-либо адекватного рационального осмысления, вызывая при этом определенные чувства и поведенческие реакции. Для усиления возможностей внушающего воздействия речевые сообщения могут сопровождаться видеозаписями, движениями, музыкой и т. п.

Гипноз. Внушение может проводиться в состоянии бодрствования или гипнотического сна. Гипноз – это внушаемый сон. Существуют различные стадии гипноза, различающиеся по тонусу коры головного мозга, ее активности, глубине транса.

Само слово «гипноз» появилось в середине ХІХ века, но состояния, которые оно обозначает, наблюдались еще у истоков цивилизации. Уже в те времена использование данного состояния было связано как с лечебным эффектом и появлением, в частности, «чудесных исцелений», так и с попытками поставить его на службу личным и кастовым интересам отдельных групп людей, особенно служителей религиозных культов.

В одном древнем папирусе, который египтологи рассматривают как копию с еще более раннего утерянного текста, есть следующая запись: «Принеси опрятную и очищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из куска лаврового дерева на стене, расположенной с внутренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответит он: «Да! Я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать».

Налицо описание одного из вариантов гипнотического навязывания человеку определенных представлений и попытки управления его мыслями через эти представления.

В современной практике гипноз широко используется в медицине, педагогике, спорте, промышленности, искусстве и других сферах человеческой деятельности:

-как метод лечения, прежде всего психических расстройств;

-как метод извлечения «забытой» информации;

-как метод программирования психики и управления человеком через скрытое навязывание ему определенных представлений, намерений, моделей поведения.

Не менее вероятно его использование в преступных целях, а также для решения определенных задач в ходе любого информационного противостояния. Гипноз особенно привлекателен для разного рода манипуляторов и мошенников. Он позволяет отключить разум и критическое мышление, быстро, без использования каких-либо аргументов записывать в мозг человека определенную информацию, закладывать те или иные эмоционально-поведенческие установки и таким образом предопределять его будущее поведение.

Эффективность гипноза, как и любого внушения, прежде всего зависит от психологических особенностей пациента, его состояния в данный момент, а также от личных возможностей и умения гипнотизера.

В современной психотерапии различают две группы методов введения в гипноз как в особое состояние сознания:

-методы многократно повторяющегося воздействия монотонными раздражителями на различные анализаторы (органы чувств);

-шоковые методы, при которых особое состояние сознания вызывается внезапным действием сильного раздражителя (вспышка света, сильный звук, слабый удар электрического тока), сопровождаемого категорическим приказом (например, «Спать!»).

Издавна для введения людей в транс (слабая форма гипноза) используется музыка. Звукоритмическое воздействие лежит в основе любой религиозно-мистической системы. У древних и современных народов бой барабанов, ритмичные танцы и песнопения являются средством введения людей в транс и повышения эффективности сопутствующего словесного внушения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: