Бизнес-схемы и бизнес-процессы

Лекция

1. Понятие бизнес-схемы и бизнес-процесса

2. Виды бизнес процессов и цепочка ценности

3. Алгоритм схемы бизнес-процесса

Вопрос 1. Понятие бизнес-схемы и бизнес-процесса

Схе́ма, схемы, жен. (греч. schema-образ, вид).

1. Чертеж, изображающий систему, устройство чего-нибудь или взаимоотношение частей чего-нибудь. Схема радиоприемника. Схема трансформатора. Схема двигателя. Схема сооружения.

2. Изложение, описание или изображение чего-нибудь в основных, главных, общих чертах. Схема романа. Схема доклада.

|| перен. Трафаретный образец, форма (пренебр.). Мыслить готовыми схемами[1]

Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. В качестве графического описания деятельности применяются блок-схемы бизнес-процессов

Бизнес-процесс – установленная последовательность действий, требующая определенного входа, достигающая определенного выхода и использующая определенные ресурсы, которая служит для реализации работы или услуги для внутреннего или внешнего клиента.

Бизнес - процесс – процесс это действия, которые выполняются в определенном порядке ради результата.

Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.

Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, процедур и функций, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определенными уровнями активности.

Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности. На выходе правильно построенных бизнес-процессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).

Бизнес-процессы могут подвергаться различному анализу в зависимости от целей моделирования. Анализ бизнес-процессов может применяться при: механизм

Ø бизнес-моделировании,

Ø функционально-стоимостном анализе,

Ø формировании организационной структуры,

Ø реинжиниринге бизнес-процессов,

Ø автоматизации технологических процессов.

Одним из методов анализа текущей деятельности является составление модели бизнес-процесса «как есть» (англ. as is). После этого модель бизнес-процесса подвергается критическому анализу или обрабатывается специальным программным обеспечением. По результатам анализа формируется модель бизнес-процесса «как должно быть» (англ. to be) и план мероприятий по внедрению необходимых изменений.

Существует множество нотаций, применяемых для моделирования бизнес-процессов, например:

BPMN — функциональная последовательность работ;

EPC — событийная последовательность работ;

IDEF0 — логическая последовательность работ.

Нотация – это система условных обозначений, принятая в какой-либо области знаний или деятельности. Включает множество символов, используемых для представления понятий и их взаимоотношений, составляющее алфавит нотации, а также правила их применения.

Процесс с чего то начинается и чем-то заканчивается. Началом является что то, что заставляет нас действовать. Например, чувство голода, 12 ночи, когда пора ложиться спать или желание посмотреть фильм.

Результат процесса это то, ради чего все эти действия выполнялись. Мы же не просто так затевали процесс подготовки ужина, мы хотели вкусно покушать. Вот и результат.

В процессе используются ресурсы. Чтобы приготовить ужин нам нужны продукты, посуда и разные приборы.

Процессом мы считаем любую последовательность действий которая с чего то началась и имеет какой то результат в итоге.

Приставка «бизнес», просто делает акцент на то, что результат процесса используется в бизнесе и в бизнес-целях. Весь бизнес целиком можно охарактеризовать как один, большой процесс. Как правило, цель бизнеса – получение прибыли (выгоды). Значит и результатом процесса бизнеса является финансовый результат. А началом, желание заработать деньги...(качество продукции)

Управление бизнес-процессами. Цель: бизнес-процесс должен каждый раз выдавать один и тот же результат.

 

Вопрос 2. Виды бизнес процессов и цепочка ценности

Рисунок 1 - Виды бизнес процессов и цепочка ценности

Бизнес процесс это основа для получения постоянных результатов. Все что происходит в компании — объединяется в бизнес процессы. Можно сказать, что это основа организационной деятельности. Виды бизнес процессов бывают разные, но целью абсолютно всех бизнес процессов является производство продуктов. Отчет, заявка, полуфабрикат, — все это продукты процессов. Продукты производятся для кого то, а значит, ориентированы на клиентов. Привычное для нас деление организации на функциональные области (маркетинг, бухгалтерский учет, продажи, производство и т.д.) ориентировано на выполнение как таковое. Бизнес процесс ориентирован на удовлетворение клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: