Методы обучения | Характерные особенности метода |
1. Чтение лекций | Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта |
2. Программированные курсы обучения | Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний |
3. Конференции, семинары | Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях |
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики | Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений |
5. Деловые игры | Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения |
6. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей | Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.) |
7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы») | Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений |
Вопросы для самопроверки:
|
|
1. В чем причины необходимости проведения профессионального отбора?
2. Какие составляющие определяют направления профотбора?
3. Чем определяется профессиональная пригодность личности?
4. Дайте определения понятий персонал, кадры, штаты. Что их объединяет и что отличает?
5. Назовите программы психологического сопровождения нового сотрудника.
6. В чем суть и каковы цели ротации?
7. В роли кандидата на вакантную должность объясните выбор той или иной стратегии поведения.
8. Какой вид обучения соответствует Вашей деятельности в настоящее время?
9. Заполните таблицу, указав какие задачи адаптации решаются на каждом из ее этапов:
|
|
Этапы адаптации | Задачи адаптации |
Ознакомительный | |
Этап вхождения | |
Интеграционный |
10. Назовите виды и цели аттестации.
Литература:
1. | Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2006 |
2. | Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 |
3. | Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 |
4. | Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003 |
5. | Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 |
6. | Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003 |
7. | Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом – СПб., 2000 |
8. | Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2002 |
9. | Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2002 |
[1] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 308-309
[2] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 191
[3] Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006,
С. 344
[4] Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2006, С. 26
[5] Гуревич Константин Маркович (род. 19 октября 1906 г.) - доктор психологических наук, профессор, Почётный член РАО с 6 апреля 1995 г.
[6] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 309
[7] Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, С. 345
[8] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2002,
С. 333
[9] Верификация (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – установление истинности чего-либо; проверяемость доказательств
[10] Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом – СПб., 2000, С. 153
[11] Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2002, С.547
[12] Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, С. 3
[13] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 309
[14] Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, С. 3
[15] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 310
[16] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2002,
С. 332
[17] Там же, С. 313
[18] Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом – СПб., 2000, С. 397
[19] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 310
[20] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2002,
С. 382
[21] Там же, С. 383
[22] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 311
[23] Там же
[24] Там же
[25] Там же
[26] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2002,
С. 382
[27] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 312
[28] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2002, С. 341
[29] Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2002, С.540
[30] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 312
[31] Там же, С. 409
[32] Там же, С. 411