Ситуации неопределенности, являющиеся предметом труда профессии

Профессия Предмет труда
Водитель Дорожные ситуации
Воспитатель Состояние воспитанности ребенка
Тренер Состояние организма, тренированности и специальной подготовленности спортсмена
Руководитель Состояние социально-психологического и профессионального развития трудового коллектива
Ученый, писатель, музыкант «Исходный хаос» информации, эмоциональных впечатлений, который в процессе деятельности должен обрести информационную или эстетическую структуру, порождающую социально значимый продукт

 

3. Система средств, орудий труда, включающая не только внешние, но и внутренние средства (схема принятия решения, мысленные образцы) является системным компонентом трудового поста

СРЕДСТВА ТРУДАобъективная реальность, позволяющая человеку взаимодействовать с предметом труда в соответствии с его целью.

В качестве средств труда представителей профессий типа «человек-человек», «человек-социальная группа» выступаю не только образцы, эталоны, методические руководства, но и организм в целом и отдельные органы (интонации, тембр, громкость голоса; мимика, поза, жесты и др. невербальные средства общения).

Общую классификацию средств труда можно представить в следующем виде.

I. Вещественные средства, орудия труда:

1) средства приема, получения информации (приборы, дающие информацию в виде условных сигналов, в виде изображения);

2) средства обработки информации;

3) средства передачи информации;

4) средства осуществления практических действий в биологических, технических, знаковых системах и системах художественного отображения действительности (ручные средства труда, машины с ручным управлением, автоматизированные и автоматические системы).

II. Внешние функциональные средства труда:

1) внешние средства поведения и речи человека (в работе руководителя, госслужащего, педагога, актера, радио- и телеведущего);

2) организм человека (тренер, артист балета, цирка);

3) группа функционирующих людей (в работе руководителя, дирижера, режиссера).

III. Внутренние функциональные средства труда:

1) знания, умения, навыки;

2) образы, цели, представления о результатах деятельности;

3) мотивы труда;

4) личностные и интеллектуальные особенности, или личностный и профессиональный потенциал (шире).

Соотношение внутренних и внешних средств труда, как правило, характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: чем менее выражены или представлены внешние средства труда, тем более сложны и тонко дифференцированы внутренние средства.

4. Система заданных и внутренне принятых работником его обязанностей (трудовых функций) предписывает основные формы активности трудящегося (эргатические функции).

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ – любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда.

Трудовые функции характеризуются: исторической изменчивостью; возможностью перераспределения внутри рабочего коллектива; степенью демонстративности (внешне наблюдаемые или неявные). Игнорирование внутренней логики составляющих труда, расплывчатое представление о трудовых функциях субъектов и соответственно их неадекватное отражение в служебных обязанностях крайне отрицательно сказываются на конечных результатах труда.

ОБЯЗАННОСТИ – отображение трудовых функций в нормативных документах (инструкциях, предписаниях).

Прежде чем перечень обязанностей появится в нормативной документации, в инструкциях, сопровождающих трудовой пост, должна быть проведена специальная работа по проектированию перечня применительно к конкретной ситуации – получение эмпирических данных на основе изучения реальных работников на соответствующих трудовых постах. Проблема выделения и описания реальных, а не надуманных систем функций профессионалов – важнейшее условия совершенствования профессионального образования, начальной адаптации начинающих работников, а следовательно, и условия повышения эффективности, качества, производительности труда.

5. Система прав работника (на оплату труда, на отпуск, на безопасные условия), характеризующих трудовой пост, имеет объективную, представленную в юридических и нормативных документах, и субъективную формы существования. Основы законодательства страны о труде, а также нормативные документы, принятые в развитие соответствующих законоположений, определяют права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей повышения профессиональной квалификации, форм участия в управлении предприятием.

Существует закономерная зависимость между заинтересованностью работника, его активностью, с одной стороны, и уровнем нормативной регламентации его деятельности – с другой. Если человек профессионально подготовлен, значит, есть круг вопросов, задач, которые он вправе решать самостоятельно. Излишняя нормативная регламентация труда, а также руководитель, постоянно контролирующий действия подчиненного, могут отрицательно влиять на трудовую мотивацию.

Чем более регламентирована деятельность, тем менее выражена «зона самостоятельности», тем, как правило, менее субъективно привлекательна она для человека. Последнее является серьезным фактором, влияющим на эффективность труда, удовлетворенность результатами своей деятельности, производственный травматизм, появление профессиональных заболевания.

6. Производственная среда (предметные, информационные, организационные, пространственно-временные условия, «режимы»), как компонент эргатической системы, не сводится к зримой обстановке на рабочем месте.

Основными компонентами среды являются:

ü социально-контактные

ü информационные

ü витальные (соматические и предметные).

Социально-контактная часть средыхарактеризуется интегральной характеристикой – «микроклимат», которая включает в себя – социометрический статус человека в организации; внутренний социально-психологический климат коллектива. Кроме того компонентами социально-контактной среды являются учреждения, организации, группы и их представители, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать; культура, опыт и образ жизни окружающих; уровень защищенности человека о различного рода посягательств.

Информационная часть среды распределяется между собственно социальным окружением и рабочим местом и включает:

▪ правила внутреннего распорядка, устав учреждения, предприятия

▪ оперативные деловые сообщения, сведения, приказы, адресованные как лично работнику, так и имеющие общезначимый характер;

▪ средства внутреннего оформления производственного помещения, состоящие из эстетического компонента и наглядной агитации (общеполитической или по технике безопасности);

▪ «неписаные законы», традиции трудового сообщества, проявляющиеся в оперативных реакциях, поведении, наставлениях.

Витальная часть среды субъекта труда включает соматические процессы («сома» - тело) – сигналы от тела о его состоянии и положении, влияющем на психику и самосознание человека, и обозначаемым термином «общее самочувствие». Соматические процессы находятся во взаимном влиянии и взаимной зависимости, т.е. не только состояние тела влияет на психику, но и психика влияет на внутреннюю среду организма. Например, переживаемый эмоциональный конфликт может вызвать у людей заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта и др.

Предметная часть среды субъекта труда может быть обобщенно представлена в виде перечня:

▪ материальные условия работы (оборудование) и быта(жилище, одежда, предметы питания, собственности);

▪ физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и пр.). Условия этой части предметной среды субъекта труда разрабатываются в науке и практике охраны труда.

Об этой категории факторов среды чаще всего говорят в связи с экологией человека и существующей области знания и практики – «психоэкологии».

Рабочее место, рабочая зона, являясь для человека внешней по отношению к нему средой, вместе с тем объединяют в себе множество рассмотренных составляющих трудового поста. Важнейшее научное требование к построению рабочего места состоит в том, чтобы оно соответствовало особенностям человека – анатомическим, физиологическим, психическим.

7. Множество мыслимых возможностей и ограничений для развития субъекта деятельности (на данном трудовом посту), как один из ее закономерных результатов.

Таким образом, профессия выделяется как единая сфера социальной деятельности ее представителей с общим для них законодательным оформлением (права, обязанности, социальные льготы), но в то же время затруднительно составить единые акты, определяющие их профессиональные обязанности и права на конкретных рабочих местах.

Генеральной практической задачей в области самоорганизации и организации любого труда может быть охарактеризована следующими ключевыми словами: установление наилучшего взаимного соответствия – взаимосообразности – человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста – с другой.

В соответствии с этим сформулировано «золотое правило» психологии труда – комплексное воздействие на эргатическую систему «человек – предмет труда – средства труда – среда», с целью успешно решать задачи повышения эффективности деятельности лишь при условии обеспечения взаимного соответствия особенностей субъекта и трудового поста.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются философское и психологическое представления о труде?

2. Какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной реализации в профессии?

3. Почему А.Н. Леонтьев связывал появление человеческого сознания с возникновением и развитием коллективного труда?

4. Объясните термин «трудовая субъектность человека».

5. Возможны ли невещественные результаты труда?

6. Может ли продуктом труда быть душевное состояние?

7. Дайте определения частных понятий, которые включает в себя эргатическая функция.

8. Опираясь на знания аспектов понятия «профессия», сформулируйте верное, на Ваш взгляд, определение этого термина.

9. По каким признакам можно классифицировать профессии?

10. Предложите свой признак классификации.

11. Приведите примеры трудовых постов и рабочих мест профессий: учитель, бухгалтер, врач, инженер, водитель, биолог.

12. Когда, как и под воздействием каких причин может измениться предметная часть среды труда?

13. Как Вы представляете себе возможности и ограничения для развития субъекта на трудовых постах знакомой Вам профессии?

 

Литература:

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004
2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
3. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
4. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003
5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006

 

 


[1] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 54-63

[2] Эрих Фромм (1900-1980) – американский психолог, философ, социолог

[3] С.М. Богословский – наряду с другими фабричными врачами (Ф.Ф. Эрисман, Е.М. Дементьев), занимался профессиональной гигиеной, изучал причины профессиональных заболеваний, разрабатывал гигиенические классификации профессий (на основе обследования фабрик и заводов Московской губернии). В 1913 г. в книге «Система профессиональной классификации» упорядочил 703 вида производств и промыслов, выделив семь ярусов, в которых соотносятся представители населения и их профессиональные занятия (примечательно, что в том числе была выделена группа «нищие, воры, шарлатаны», т. е. это была типология реальных занятий реальных людей)

[4] В «Общесоюзном классификаторе профессий» (СССР, 1968 г.) насчитывалось порядка 10 тыс. названий рабочих профессий, 5,5 тыс. названий должностей служащих и специалистов. Действующий в настоящее время «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащий и тарифных разрядов (ОКПДТР)», введен в действие Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации 23.12.96

[5] Известный отечественный экономист С.Г. Струмилин (1921 г.) считал полезным создать классификацию профессий по разновидностям неприятных сторон труда (неприятности физического порядка – утомительность труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения; неприятности эстетического порядка – дисгармония ритма, звуковые и световые диссонансы, неприятные запахи; неприятности социального порядка – бесцельность, неинтересность работы, суета, плохая организация, оторванность от людей и т. п.). эти проявления негативных сторон профессий предлагалось учитывать при определении заработной платы работников.

[6] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 98-102


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: