Морской транспорт России

Морской транспорт России, с ее огромной протяженностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов (Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического), в транспортной системе страны один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (на его долю приходится более 90% грузооборота в международном сообщении), в транспортном обслуживании районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других районов, имеющих выход к морям.

По многим технико-экономическим параметрам морской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок (вдвое ниже, чем железнодорожный, и более чем в 20 раз, чем автомобильный), самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток – зависимость от природных и навигационных условий.

В составе перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригородные перевозки.

После распада СССР за пределами России, на территории новых независимых государств, остались такие важные и крупные морские порты, как Одесса, Ильичевск, Рига, Таллинн, Клайпеда, Вентспилс и др. Производственные мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью каботажные и экспортно-импортные операции страны. Поэтому для отправки и прибытия грузов Россия вынуждена использовать порты сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Эстонии).

Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного (Тихоокеанского) бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Дальневосточный бассейн включает Берингово, Охотское и Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря). Моря и порты бассейна имеют большое значение для осуществления внешнеторговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, транспортно-экономических связей с прибрежными районами Дальнего Востока.

Особая важность внутрирайонных и межрайонных перевозок обусловлена тем, что других видов транспорта кроме морского в большинстве приморских районов Дальнего Востока нет. По этой причине доля каботажных перевозок в бассейне (составляет 85% всего объема перевозок) выше, чем внешнеторговых сообщений. Условия судоходства трудные. Моря на 7-8 месяцев замерзают. Исключение составляют южные части Берингова и Японского моря, свободные ото льда весь год. В составе грузоперевозок по морям бассейна преобладают рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, машины и оборудование, продовольственные товары.

Большое значение имеет морской транспорт бассейна и для перевозки пассажиров (по объему перевозок пассажиров уступает только Черноморско-Азовскому бассейну).

Крупнейшие морские порты расположены на берегу Японского моря:

- Владивосток (незамерзающий конечный пункт Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали);

- Находка и Восточный;

- Ванино и Холмск на Сахалине, связанные морской железнодорожной переправой;

- Советская Гавань.

Крупными портами также являются:

- Нагаево (Магадан), Охотск, Курильск и Корсаков (все на берегу Охотского моря),

- Петропавловск-Камчатский, Провидения, Анадырь (Берингово море),

- Певек (Восточно-Сибирское море),

- Тикси (море Лаптевых).

Черноморско-Азовский бассейн обеспечивает связи нашей страны с европейскими, азиатскими и африканскими странами, а также торговые связи со странами СНГ Республиками Грузия и Украина. Судоходство на Черном и Азовском морях ведется в течение всего года. По объему отправляемых морским транспортом грузов (примерно 25%) бассейн занимает второе место, а по пассажироперевозкам — первое. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю, однако велика доля и каботажных перевозок между портами Северного Кавказа, Украины, Грузии. В структуре грузоперевозок главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металлы, уголь, лес, строительные материалы (цемент и пр.), продовольственные товары. Большее развитие получили морские пассажирские перевозки, особенно в курортный период и, особенно вдоль Черноморского побережья. Крупнейшие морские порты: Новороссийск, Туапсе, Сочи, Таганрог. Порт Новороссийск, расположенный в незамерзающей, глубоководной Цемесской бухте, самый крупный по грузообороту в стране (52 млн т). Новороссийский порт, как и порт Туапсе, специализируется на вывозе (экспорте) наливных грузов (нефти). Предполагается развитие Таганрогского порта и строительство новых портов на Черноморском и Азовском побережье.

Бассейн Северного Ледовитого океана включает Белое, Баренцево и Карское моря. Основная задача флота и морских портов Северного бассейна: обеспечение внешнеторговых связей с государствами Европы и Америки, транспортно-экономическое обслуживание районов, прилегающих к западной части Северного морского пути (северные районы европейской России и Сибири). Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают. Исключение составляет юго-западная часть Баренцева моря, находящаяся под влиянием теплого течения Гольфстрим. Самый крупный порт Баренцева моря (Мурманск) не замерзает и работает круглый год. На Белом море самый крупный порт (Архангельск), специализирующийся на лесоэкспорте из России. На эти два порта приходится более половины грузооборота всего бассейна и основная доля приема и отправления экспортно-импортных грузов. В экспорте преобладают древесина, руды цветных металлов, уголь, апатитовый концентрат, пушнина, рыба. Импортируют металлы, хлебные грузы, сахар и др.

Большое значение в обеспечении судоходства по каботажным линиям Белого, Баренцева и Карского моря имеют порты:

Онега,

Мезень,

Нарьян-Мар,

Амдерма,

Диксон,

Игарка,

Дудинка,

Хатанга.

По каботажным линиям возят лес, строительные материалы, уголь, хлеб, пушнину, нефтепродукты, продовольственные грузы и др.

Перевозка пассажиров по каботажным линиям Севера не получила большого распространения.

Балтийский бассейн так же, как и Северный, имеет большое значение в осуществлении морских связей России со странами Европы и Америки. Внешнеторговые перевозки доминирующие (более 90% грузооборота). Основные экспортные грузы: нефть и нефтепродукты, лес, металлы, апатиты. В импорте преобладают машины и оборудование, продовольственные товары. Малый каботаж между русскими портами бассейна невелик. Большое значение имеют перевозки грузов в Баренцево, Белое и Черное море (большой каботаж), а также перевозки пассажиров на международных линиях. Основные порты на Балтийском море:

Санкт-Петербург – универсальный порт, он и крупнейший на Балтике из российских портов по перевозкам пассажиров

Калининград (незамерзающий) и Выборг небольшие по мощности перерабатываемых грузов. Пассажирские линии связывают Санкт-Петербург, Калининград и многие страны мира.

Усть-Лу́га морской торговый порт в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи посёлка Усть-Луга. Начал работу с открытия в декабре 2001 года угольного терминала, существующий лесной терминал в устье реки Луга был включён в состав порта.

Приморск крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы. Порт расположен на материковой части пролива Бьёркезунд Финского залива Балтийского моря, в 5 километрах юго-восточнее города Приморск.

Каспийское море в основном используется для связей России с Республиками Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Ираном. Зимой северная часть моря, прилегающая к районам России, замерзает и навигация прекращается. В общем, грузообороте морского транспорта страны доля этого бассейна незначительна (менее 0,5% отправленных грузов). В структуре перевозок преобладают нефтяные грузы, лес, рыба, строительные материалы, хлопок.

Основные российские порты: Махачкала и Астрахань.

Речной транспорт в транспортной системе страны один из старейших. Реки в России до строительства железных дорог были главными путями сообщения. Однако в результате интенсивности строительства железных и шоссейных дорог, трубопроводных и воздушных магистралей значение внутреннего водного транспорта существенно снизилось. Преимущества речного транспорта (наличие естественных путей, не требующих значительных капитальных затрат на их эксплуатационное обустройство, низкая себестоимость перевозимых грузов и др.) оказались недостаточными для того, чтобы сделать его конкурентоспособным в отношении других видов транспорта и прежде всего железнодорожного, выполняющего в основном те же функции, что и внутренний водный (доставка массовых грузов на средние и дальние расстояния). В итоге доля речного транспорта в перевозке грузов и пассажиров относительно невелика (в целом по стране составляет соответственно 2,5 и 0,25%) и обнаруживает устойчивую тенденцию к дальнейшему сокращению. Решающую роль он играет лишь:

- в отдаленных Северных и Восточных, не располагающих другими видами транспорта;

- для перевозки небольшого числа грузов, доставка которых по рекам обходится значительно дешевле, чем по железным дорогам или автомобильным путям (минерально-строительные материалы (гравий, песок, щебень и др., круглый лес)).

В структуре перевозок грузов по рекам велика также доля нефти и нефтепродуктов, каменного угля, зерна и руды.

Пассажирские перевозки речным транспортом осуществляются в основном в виде пригородных и внутригородских сообщений по туристическим и эксплуатационным линиям. Доля транзитных (межрайонных) перевозок пассажиров, вследствие развития более скоростных транспортных средств (самолетов, междугородных автобусов и др.), невелика.

Маршруты большой протяженности есть на самых крупных (по протяженности и водности) реках:

на Волге

Москва – Астрахань,

Санкт-Петербург – Москва – Ростов-на-Дону,

Пермь – Астрахань,

Москва – Пермь,

Москва – Уфа

на Енисее

Красноярск – Дудинка и др.

на Лене

Осетрово – Якутск,

Якутск – Тикси и др.

Россия располагает большой сетью судоходных внутренних водных путей. Общая их протяженность составляет 75 тыс. км.

Более половины перевозок грузов и пассажиров речного транспорта страны приходится на реки Волго-Камского бассейна. Основные составляющие этого транспортного пути:

Волга (самая крупная в европейской части река протяженностью 3531 км, из которых около 3200 км от Ржева до Астрахани судоходны),

Кама (протяженность ее судоходной части 1614 км),

Ока (длина ее судоходной части 1170 км)

канал им. Москвы, обеспечивающий связь р. Москвы с Волгой.

Волга соединена Волго-Донским судоходным каналом с Доном, а Волго-Балтийский водный путь связывает Волжскую систему с Балтийским морем.

Наиболее крупные порты Волго-Камского бассейна:

Москва,

Ярославль,

Нижний Новгород,

Казань,

Самара,

Саратов,

Волгоград,

Астрахань.

Ведущее место в структуре перевозок в этом бассейне занимают строительные материалы (около 60% всего объема), лесные и нефтяные грузы, уголь и зерно. Лесные грузы идут в плотах и судах из районов европейского севера (по Волго-Балтийскому водному пути), с Верхней Волги и Камы в районы Нижнего Поволжья и на Северный Кавказ. Уголь в порты Волго-Камского бассейна (с перевалкой с железной дороги в Пермь, Саратов, Самару и др.) поступает в основном с Кузбасса. Потоки нефтяных и хлебных грузов идут в обоих направлениях. Соль (с Баскунчакских соляных озер), рыбу (из Каспийского моря), бахчевые культуры (с Астраханской и Волгоградской области) перевозят вверх по Волге. В Волго-Камском бассейне действует много транзитных, местных пригородных и внутригородских линий перевозки пассажиров.

Следующее место по объему выполняемой работы на внутренних водных путях страны занимает Западно-Сибирский бассейн, основная магистраль которого (Обь с Иртышом) связывает южные и центральные районы Западной Сибири с районами Крайнего Севера.

Крупнейшие порты на Оби:

Новосибирск,

Барнаул,

Томск,

Сургут,

Салехард,

Уренгой,

Лабытанги.

Крупнейшие порты на Иртыше:

Омск,

Тобольск,

Тюмень,

Ханты-Мансийск.

Характер и направление перевозок грузов во многом связаны с освоением нефтяных и газовых месторождений, лесных ресурсов района (с юга района на север поступают трубы и буровое оборудование, строительные материалы, уголь и др., в обратном направлении идут, в основном, лес и нефтяные грузы). По рекам (в глубинные районы Сибири) транспортируют грузы, доставленные по Северному морскому пути. В структуре перевозок бассейна преобладают лес (более половины), строительные материалы, нефть и нефтепродукты, уголь, соль, зерно, продовольственные и промышленные товары.

Реки Северного и Северо-Западного районов (Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, Мезень, Печора, Свирь, Нева, Беломоро-Балтийский канал) играют очень важную роль в хозяйстве страны. По ним идет мощный поток леса, железной руды, апатитового концентрата (с Кольского полуострова, из Карелии, Архангельской области, Республики Коми). Из других грузов больше всего перевозят строительные материалы, уголь, нефть и нефтепродукты, соль и зерно. Велики и пассажирские перевозки (выделяются пассажирские линии из Санкт-Петербурга в Москву и на Верхнюю Волгу). Главные порты:

на Северной Двине: Архангельск и Котлас,

на Печоре: Печора и Нарьян-Мар,

на Неве: Санкт-Петербург,

на р. Мезень: Мезень.

Большое значение имеет речной транспорт для Восточной Сибири. В Восточной Сибири главные водные магистрали Енисей с Ангарой и Лена.

Енисей связывает южные районы Восточной Сибири с Заполярьем и Северным морским путем. Он судоходен на всем протяжении от Минусинска до устья. В перевозках по Енисею преобладают лесные грузы (более 50%), минеральные строительные материалы, зерно, уголь и металлы.

Большое значение имеет и Ангара, основные грузы которой: строительные материалы и уголь.

Лена самая крупная судоходная река России, протекает по Иркутской области и Якутии (ее длина от истоков 4400 км, судоходной части от пристани Качуг в Иркутской области до устья 4125 км). Кроме Лены судоходны ее притоки: Киренга, Витим, Олекма, Алдан, Вилюй. В структуре перевозок выделяются лес, минеральные строительные материалы, уголь и нефтяные грузы. Основная масса грузов идет сверху вниз по реке.

Крупнейшие порты

на Енисее: Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка,

на Ангаре: Иркутск, Братск, Усть-Илимск, Ангарск.

на Лене: Якутск, Витим, Киренск, Качуг, Жиганск, Осетрово (около ж-д ст. Усть-Кут).

На Дальнем Востоке водную транспортную систему образуют Амур и его притоки Зея и Бурея. Преобладающее направление перевозок главных грузов (лес, уголь, нефтепродукты, зерно) вниз по реке.

Крупнейшие порты Амура:

Благовещенск,

Хабаровск,

Комсомольск-на-Амуре.

Азово-Донской бассейн включает судоходные пути рек Дона (приходится 80% общей протяженности бассейна) и Кубани, Волго-Донского канала. В перевозках по Дону преобладают уголь, лес, зерно, нефть, минеральные строительные материалы, по Кубани -почти исключительно строительные материалы.

Крупные речные порты:

Ростов-на-Дону,

Калач-на-Дону,

Волгодонск,

Усть-Донецк.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: