Результаты законченной научной работы оформляются в виде отчета, статьи, доклада, диссертации и т. д., которые называют научными трудами.
При подготовке научных трудов необходимо знание и соблюдение некоторых требований, предъявляемых к содержанию научной рукописи. Особенно важны ясность изложения, систематичность и последовательность в подаче материала.
Текст рукописи следует делить на абзацы, т. е. на части, начинающиеся с красной строки.
Правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием такого деления является смысл написанного - каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.
Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. Однако не следует, и отказываться совсем от такого материала, поскольку по нему читатели могут проверить результаты, полученные в исследовании.
Весь вспомогательный материал лучше привести в отчете в виде приложения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные ссылки на источники.
Необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые должны соответствовать принятым стандартам.
Основными составляющими научного труда являются следующие элементы.
Название (заглавие) работы, которое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, так как по нему научная работа будет классифицирована в предметном каталоге.
Название работы выносится на титульную страницу. Кроме того, на титульной странице указываются:
- полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в именительном падеже;
- должность, занимаемая автором (авторами) в момент написания работы;
- название учреждения и города, где была выполнена работа;
- год оформления;
- фамилия, должность и ученое звание руководителя.
Оглавление (содержание) работы предназначено для раскрытия в краткой форме содержания работы путем обозначения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукописи. Содержание в рукописи помещается либо в начале ее, либо в конце.
Иногда при оформлении научной работы возникает необходимость написать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда:
- чем вызвано его появление;
- когда и где была выполнена работа;
- перечисляются организации и лица, оказывавшие содействие при выполнении данной работы.
Введение, гдеавторы вводят читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтобы подготовить читателя к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются:
- значение проблемы, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы;
- состояние проблемы на данный момент времени.
Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах научной работы.
Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу.
Основная часть работы включаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела необходимо представить себе вопросы по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.
Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) с соблюдением особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму.
Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наименование (заголовок) и номер либо для всей работы (Таблица 27), либо для данного раздела (главы), например, десятой (Таблица 10.3). Особое внимание надо обратить на заголовки граф таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Если в таблице имеются пропуски, их надо указать и пояснить, что они означают.
В конце работы как итоговый материал пишутся выводы в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений).
В заключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, показывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому количеству информации, которое в нем должно содержаться.
В конце работы приводится перечень литературных источников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Все источники должны быть описаны и пронумерованы в порядке, принятом в соответствующем ГОСТе.
В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилии и инициалы автора, наименование книги, издательство (например, М.: Стройиздат), год издания, объем в страницах (например, 523 с.).
Если ссылка дается на журнал, то следует указывать фамилию и инициалы автора, наименование статьи, наименование журнала, год издания, номер журнала и страницы, которые занимает в журнале статья (например, С. 21...30).
В каких случаях в начале позиции указываются фамилии авторы, а в каких случаях название, какие знаки препинания ставятся, определяется ГОСТом. Обычно при числе авторов три и менее в начале указываются фамилии авторов. При числе авторов более двух – в начале указывается название.
В тексте научной работы достаточно ссылаться только на номер источника, ставя его в прямые скобки.
Если требуется ссылка на определенную страницу, то, например, [24, с. 189] означает, что ссылка сделана на страницу 189 работы, которая в списке литературы значится под номером 24.
Список литературы составляется либо по алфавиту по буквам в начале ссылки (при этом вначале указываются русские источники, а затем иностранные), либо по хронологическому признаку. Часто (обычно в статьях) список литературы составляют и по порядку ссылок на литературные источники в данной работе.
Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит 1700... 1800 знаков, печатный лист - 40 тыс. знаков или 24 машинописные страницы.
В научных трудах часто возникает необходимость в конце работы приводить приложения, куда входят вспомогательные таблицы, графики, дополнительные тексты и прочие материалы. При этом каждому материалу (таблице, графику и др.) надо присвоить самостоятельный порядковый номер, который при необходимости можно указать в тексте при ссылке на те, или иные вспомогательные материалы.
Часто о работе приходится готовить аннотацию или реферат.
Аннотация - это краткая характеристика научной работы с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация выполняет прежде всего сигнальные функции и должна отвечать на вопрос: «О чем говорится в первичном документе?» Поэтому аннотации включают в себя преимущественно фразы в форме страдательного оборота, где сказуемое выражено глаголом в возвратной форме («рассматривается», «обсуждается», «исследуется» и т. п.) или в пассивной глагольной форме («рассмотрен», «исследован», «доказан» и т. п.).
Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат, в отличие от аннотации, выполняет не сигнальную, а познавательную функцию, отвечая на вопрос: «Что говорится в первичном документе?» Поэтому реферат может включать в себя фразы, выраженные любой грамматической формой. Рефераты помещаются в реферативных журналах и сборниках, информационных картах.
Основные требования к оформлению научно-технического отчета о НИР содержит ГОСТ 7.32-2001.
Согласно этому нормативному документу отчет включает в себя:
- аннотацию и реферат с кратким изложением задач исследования и полученных результатов;
- введение с характеристикой отечественных и зарубежных достижений по исследуемой проблеме;
- текст отчета.
В текст отчета входят:
- постановка задачи;
- формулировка технического задания;
- анализ известных методов и способов решения задачи;
- обоснование принятого решения по методам (способам) решения задачи;
- расчеты и результаты экспериментов (приводятся в форме, дающей возможность читателю проанализировать справедливость полученных результатов);
- выводы с сопоставлением и анализом полученных в процессе исследования теоретических и экспериментальных данных;
- заключение с оценкой результатов и указанием путей их использования.
Основной текст отчета делится на разделы (их обозначают цифрами 1, 2,), подразделы (их обозначают 1.1, 1.2, ……, 2.1, 2.2. …….) и пункты (1.1.1, 1.1.2, …….). Нумерация таблиц и рисунков осуществляется в пределах разделов, например рис. 3.2 – рисунок № 2 раздела 3.
Важным этапом работы над рукописью отчета или другого материала, готовящегося к печати, является редактирование произведения, которое осуществляется первоначально автором при работе над рукописью (авторский этап издательского процесса) и затем редактором (редакционный этап издательского процесса).
Основная цель редактирования - это критический анализ предназначенной к изданию работы с целью совершенствования содержания и формы.
Важным составляющим элементом рукописи являются иллюстрации. Иллюстрации является изображением, служащим пояснением или дополнением к какому-либо тексту. Ссылку на иллюстрацию помещают в тексте вслед за упоминанием предмета, ставшего объектом изображения. Повторные ссылки на иллюстрации сопровождаются сокращенным словом см. (см. рис. 3.1). Могут быть ссылки и на часть иллюстрации, обозначенную буквой, например: рис. 3.1,в.
При редактировании текста необходимо обращать внимание на языково-стилистическую его сторону, то есть на правильность построения фраз и грамматических оборотов, на целесообразность использования тех или иных слов.
На первом этапе редактирования проводится первичное редактирование рукописи. На этом этапе рукопись часто многократно переделывается, сокращается и дополняется. Желательно после некоторого промежутка времени заново прочитать свою рукопись и попытаться оценить ее в целом и по частям, как бы с точки зрения читателя (вторая ступень). Следующая ступень - детальное прочтение для выявления ошибок в тексте, соответствия иллюстраций, единообразия терминологии, обозначений и т. д. Только после выполнения всего этого рукопись можно сдавать в издательство.
Если работа оформляется в виде статьи в журнал, то она должна быть отправлена в редакцию в законченном виде в соответствии с требованиями, которые обычно публикуются в отдельных номерах журналов в качестве памятки авторам.
Объем публикаций зависит от конкретного журнала. Для статей и обзоров он, как правило, не превышает 20...25 страниц текста, для информационных сообщений - 3...5 страниц.
Все работы, предназначенные для публикации, проходят предварительное рецензирование. Рецензия - это обычно небольшая рукопись, содержащая анализ или критическую оценку печатного труда. Каждая рецензия должна содержать заглавие рецензируемого источника, краткое перечисление основных вопросов, указание на основные достоинства и недостатки рецензируемой работы. В конце рецензии приводится резюме, в котором оценивается актуальность произведения, его теоретическая и практическая значимость, дается общая оценка правильности доказательств и выводов.
При представлении работы к опубликованию в виде статьи, брошюры или монографии в издательство следует направлять также акт экспертизы - разрешение на опубликование материалов работы. Акт экспертизы заполняется по специальной форме, подписывается членами экспертной комиссии и заверяется круглой печатью учреждения, осуществлявшего экспертизу.
Значительную часть научных сведений ученые и специалисты получают из устных, а затем в основном публикуемых источников - докладов и сообщений на совещаниях, семинарах, симпозиумах, конференциях, а также при личных встречах и беседах на этих мероприятиях.
Совещание - это форма коллективных контактов ученых и специалистов одного научного направления (области).Состав участников совещания и длительность выступлений строго регламентируются.
Симпозиум представляет собой полуофициальную беседу с заранее подготовленными докладами, а также выступлениями экспромтом.Участники симпозиума могут посещать не все доклады, встречаться в кулуарах.
Конференция - самая распространенная форма обмена информацией. Одна часть участников (докладчики) сообщает о новых научных идеях, результатах теоретических и экспериментальных работ, о производственном опыте, отвечает на вопросы. Другая, гораздо большая, часть (слушатели), воспринимает эту информацию. Слушатели могут задавать вопросы и участвовать в прениях. На докладчиков и слушателей ложится большая информационная нагрузка, поэтому устанавливается строгий регламент для докладчиков и выступающих в прениях, организуется секционная работа.
Иногда на конференциях организуются стендовые доклады. При этом в определенном месте вывешивается иллюстративный материал к докладу и докладчик сразу же отвечает на вопросы, так как задающие вопросы с основным содержанием идеей доклада могли ознакомиться предварительно, прочитав сборник аннотаций докладов, включенных в программу конференции. Нередко конференции сопровождаются выставками книг, образцов, различного рода тематическими экспозициями.
В научных учреждениях и учебных заведениях конференции зачастую проводятся систематически (годовые, приуроченные к различным датам и т. д.). Конференции обычно принимают решения и рекомендации.
Съезды и конгрессы являются высшей и наиболее представительной формой общения и имеют национальный или международный характер.Здесь вырабатывается стратегия в определенной области науки и техники или в ряде смежных областей.
Наиболее ответственная задача во всех выше перечисленных мероприятиях выпадает на долю докладчиков.
Перед выступлением с докладом следует подготовить краткий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко сообщить основные вопросы, которые будут изложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечивает ясность и даже краткость в изложении материала). Однако записи не должны быть слишком подробными, так как это затрудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей - карточка, в которой легко найти то, что нужно.
В процессе доклада держаться следует свободно, не концентрировать своего внимания на отдельном слушателе, а обращаться ко всей аудитории. При подготовке доклада необходимо предварительно его несколько раз прочесть вслух. Перед докладом следует подготовить тезисы - это сжатые, кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т. д. Они включают изложение основных положений всей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.
Тезисы представляют собой развернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна-две фразы) даются обоснование темы, характеристика истории вопроса, изложение методики исследования и результаты исследования. Тезисы могут быть краткими или развернутыми, но они всегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой логически как звенья одной цепи. Объем тезисов - 60... 125 машинописных строк.
Докладчики в процессе доклада часто используют демонстрационный материал и технику.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук должна быть научной квалификационной работой, в которой либо:
- содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний;
- изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
Диссертация на соискание ученой степени диктора технических наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований либо:
- разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления;
- осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народнохозяйственное или политическое значение;
- изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.
Кандидатскую и докторские диссертации следует рассматривать с одной стороны как квалификационные работы, а с другой стороны - как научное исследование, которое вносит определенный вклад в развитие науки. Для кандидатской диссертации, в отличие от докторской, требуется меньший масштаб научного исследования.
Диссертация на соискание ученой степени может представлять собой специально подготовленную рукопись, в том числе в виде научного доклада, опубликованных монографии или учебника.
Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями.
В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводится сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение - рекомендации по использованию научных выводов.
Самостоятельное выполнение диссертации допускает возможность соискателю ученой степени кандидата наук иметь научного руководителя или консультанта, а для соискателя ученой степени доктора наук - иметь научного консультанта, назначаемых в установленном порядке из числа высококвалифицированных научных и научно-педагогических работников.
Диссертационная работа начинается с формулирования избранной для исследования проблемы, т. е. совокупности вопросов, ответов на которые не имеется в определенной области знаний. Для этого необходим анализ существующих решений по указанной проблеме и их критическая оценка. Увязка всех поставленных вопросов в единую логическую цепь определяет план и структуру диссертационного исследования.
Для диссертационной работы, имеющей прикладное значение, необходимо конкретное внедрение на практике полученных результатов. В диссертации, имеющей теоретическое значение, допускается возможность ограничиться практическими рекомендациями.
Объем диссертации не ограничивается, но вместе с тем от соискателя требуется умение сжато, логично и аргументировано изложить суть исследования.
Для защиты диссертации в виде монографии или учебника требуется, чтобы они были написаны единолично.
Автор нескольких монографий может представить к защите диссертацию в виде одной монографии. Если же материал, который автор собирается защищать, опубликован в нескольких монографиях, то он должен подготовить к защите диссертацию в виде рукописи или научного доклада, которые обобщали бы представляемый материал в целом.
Диссертация в виде научного доклада, подготовленная соискателем на основании совокупности ранее опубликованных им и известных широкому кругу специалистов в соответствующей отрасли знаний научных работ, представляет собой краткое обобщенное изложение результатов проведенных им исследований и разработок.
Заключение о ценности научных работ соискателя и целесообразности зашиты диссертации в виде научного доклада дает организация, в которой соискатель выполнил основные исследования и разработки.
Содержание диссертации в виде научного доклада должно сводится к изложению, теоретическому обобщению и анализу основных результатов, полученных соискателем, а также оценке их практической значимости и внедрения в народное хозяйство.
Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях.
При написании диссертации соискатель обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты, приводимые в ней.
При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить это в диссертации.
Для защиты диссертаций по ходатайству научных организаций и высших учебных заведений ВАК России создает диссертационные советы на основании решения его президиума. Им присваивается номер государственной регистрации. Диссертационные советы могут создаваться для защиты как кандидатских, так и докторских диссертаций. В диссертационных советах по защите докторских диссертаций могут защищаться и кандидатские диссертации.
По диссертациям, в том числе и в случаях представления к защите опубликованных монографий и учебников, должны быть с разрешения диссертационного совета напечатаны авторефераты на правах рукописи объемом до двух печатных листов для докторских диссертации и одного печатного листа для кандидатских диссертаций. Авторефератом диссертации является «научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени».
По диссертациям в области гуманитарных наук объем автореферата может быть увеличен до 2,5 и 1,5 печатного листа соответственно.
По диссертациям в виде научного доклада автореферат не печатается. Научный доклад подлежит рассылке как автореферат.