Культура предпринимательской деятельности

Культура предпринимательской деятельности — составная часть эко­номической культуры, культуры вообще и воплощается, прежде всего, в сфере управления.

Культура предпринимательской деятельности — совокупность материалъно-духовных достижений в предпринимательстве, определяемых, с одной стороны, материально-производственными процессами на предприятии, а с другой - экономическими отношениями между людьми. Эта культура воплощается в системе социальных норм и ценностей, сознании, знаниях, в профессионализме и природе труда, мировоззрении, морально-этических нормах деятельности, поведении.

Преуспевающим предпринимателям присущи следующие психологиче­ские качества:

· уверенность в благоприятном исходе;

· эмоционально-психологическая устойчивость;

· готовность принять ответственность и проявить решительность;

· новаторское, креативное мышление;

· настойчивость в достижении поставленной цели;

· стремление к выполнению более сложной работы;

· получение удовлетворения от достижения цели;

· стремление к разумному риску;

· самообладание;

· устойчивые способности к преодолению препятствий;

· высокий уровень самоорганизации и стремление постоянно совер­шенствовать уровень профессионализма;

· умение ставить реальные цели, сопоставлять их с ресурсной базой, усложнять их после достижения успеха и осознавать причины неудач;

· навыки стратегического и тактического планирования.

Важнейшими среди этих качеств и черт являются личная ответствен­ность за решение поставленных проблем, формирование целей предпри­нимательской деятельности и их достижение на основе планирования.

Важнейшим моментом в принятии решения стать предпринимателей; является осознание степени риска и возможной неудачи. Предприниматели рискуют карьерой, не только финансовым, но и семейным благополучием. Финансовые неудачи могут иметь серьезные эмоциональные последствия, негативно сказаться на здоровье. Основные элементы предпринимательского риска – общая склонность к риску вообще, понимание возможности неудач, системное осознание их последствий.

Двумя основными альтернативами предпринимательской деятельно­сти являются:

· с одной стороны, получение крупного вознаграждения, но и большая вероятность неудачи;

· с другой — скромное вознаграждение, но меньшая возможность неудачи.

Опыт развития предпринимательства показал, что успешной является деятельность тех предпринимателей, которые рискуют умеренно по срав­нению с теми, кто рискует недостаточно или сверх всякой меры.

В управлении материально-производственными процессами важными звеньями культуры предпринимательской деятельности являются:

· культура труда (то есть соблюдение требований эксплуатации техни­ки, технологическая дисциплина и др.);

· информационная культура (знания об эффективном использовании информатизации, компьютерная грамотность и т. п.).

В управлении экономическими процессами важную роль играют знание и владение навыками:

· научной организации производства и труда, которые относятся к эле­ментам организационно-экономической культуры;

· финансовых, контрактных, организационно-экономических отноше­ний между субъектами предпринимательской деятельности — элемен­ты технико-экономической культуры;

· технологий привлечения наемных работников к участию в прибыли предприятия (продажа им акций, облигаций и т. п.) — элементы культуры трудовых отношений.

Культура предпринимательской деятельности должна опираться на такие социальные ценности, как равенство, справедливость, уважение, согласие, порядок.

Различают также материальные и духовные, личностные и институ­циональные элементы культуры предпринимательской деятельности:

· к материальным относят уровень развития предприятия, в частности, управленческой и информационной техники;

· к духовным — совокупность профессиональных знаний предпринимателя, производственного опыта и привычек, экономическое мышление;

· к личностным — вид предпринимательской деятельности, возмож­ность обогащения, степень экономической свободы и др.;

· к институциональным — социальные ценности и нормы, в том числе веру и убеждения.

Для повышения деловой культуры и этики предпринимательства це­лесообразно создать общенациональную программу "Культура предпри­нимательской деятельности", в рамках которой необходимо:

1) изучить традиционные национальные черты предпринимательства и этику нравственных ценностей в деловых отношениях в историческом аспекте.

Например, еще Владимир Мономах ввел устав, согласно которому процент за кредит не должен превышать 20%, что препятствовало развитию паразитического предпринимательства. Впервые эту мысль высказывал древнегреческий философ Аристотель. Современные мировые религии осуждают незаконно нажитое богатство, а честно приобретенное призывает использовать в гуманных целях;

2) формировать у широкой общественности положительное мнение о предпринимательской деятельности, поддерживать в средствах массовой информации тех предпринимателей, которые испытали неудачи и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: