Культура предпринимательской деятельности — составная часть экономической культуры, культуры вообще и воплощается, прежде всего, в сфере управления.
Культура предпринимательской деятельности — совокупность материалъно-духовных достижений в предпринимательстве, определяемых, с одной стороны, материально-производственными процессами на предприятии, а с другой - экономическими отношениями между людьми. Эта культура воплощается в системе социальных норм и ценностей, сознании, знаниях, в профессионализме и природе труда, мировоззрении, морально-этических нормах деятельности, поведении.
Преуспевающим предпринимателям присущи следующие психологические качества:
· уверенность в благоприятном исходе;
· эмоционально-психологическая устойчивость;
· готовность принять ответственность и проявить решительность;
· новаторское, креативное мышление;
· настойчивость в достижении поставленной цели;
· стремление к выполнению более сложной работы;
· получение удовлетворения от достижения цели;
|
|
· стремление к разумному риску;
· самообладание;
· устойчивые способности к преодолению препятствий;
· высокий уровень самоорганизации и стремление постоянно совершенствовать уровень профессионализма;
· умение ставить реальные цели, сопоставлять их с ресурсной базой, усложнять их после достижения успеха и осознавать причины неудач;
· навыки стратегического и тактического планирования.
Важнейшими среди этих качеств и черт являются личная ответственность за решение поставленных проблем, формирование целей предпринимательской деятельности и их достижение на основе планирования.
Важнейшим моментом в принятии решения стать предпринимателей; является осознание степени риска и возможной неудачи. Предприниматели рискуют карьерой, не только финансовым, но и семейным благополучием. Финансовые неудачи могут иметь серьезные эмоциональные последствия, негативно сказаться на здоровье. Основные элементы предпринимательского риска – общая склонность к риску вообще, понимание возможности неудач, системное осознание их последствий.
Двумя основными альтернативами предпринимательской деятельности являются:
· с одной стороны, получение крупного вознаграждения, но и большая вероятность неудачи;
· с другой — скромное вознаграждение, но меньшая возможность неудачи.
Опыт развития предпринимательства показал, что успешной является деятельность тех предпринимателей, которые рискуют умеренно по сравнению с теми, кто рискует недостаточно или сверх всякой меры.
В управлении материально-производственными процессами важными звеньями культуры предпринимательской деятельности являются:
|
|
· культура труда (то есть соблюдение требований эксплуатации техники, технологическая дисциплина и др.);
· информационная культура (знания об эффективном использовании информатизации, компьютерная грамотность и т. п.).
В управлении экономическими процессами важную роль играют знание и владение навыками:
· научной организации производства и труда, которые относятся к элементам организационно-экономической культуры;
· финансовых, контрактных, организационно-экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности — элементы технико-экономической культуры;
· технологий привлечения наемных работников к участию в прибыли предприятия (продажа им акций, облигаций и т. п.) — элементы культуры трудовых отношений.
Культура предпринимательской деятельности должна опираться на такие социальные ценности, как равенство, справедливость, уважение, согласие, порядок.
Различают также материальные и духовные, личностные и институциональные элементы культуры предпринимательской деятельности:
· к материальным относят уровень развития предприятия, в частности, управленческой и информационной техники;
· к духовным — совокупность профессиональных знаний предпринимателя, производственного опыта и привычек, экономическое мышление;
· к личностным — вид предпринимательской деятельности, возможность обогащения, степень экономической свободы и др.;
· к институциональным — социальные ценности и нормы, в том числе веру и убеждения.
Для повышения деловой культуры и этики предпринимательства целесообразно создать общенациональную программу "Культура предпринимательской деятельности", в рамках которой необходимо:
1) изучить традиционные национальные черты предпринимательства и этику нравственных ценностей в деловых отношениях в историческом аспекте.
Например, еще Владимир Мономах ввел устав, согласно которому процент за кредит не должен превышать 20%, что препятствовало развитию паразитического предпринимательства. Впервые эту мысль высказывал древнегреческий философ Аристотель. Современные мировые религии осуждают незаконно нажитое богатство, а честно приобретенное призывает использовать в гуманных целях;
2) формировать у широкой общественности положительное мнение о предпринимательской деятельности, поддерживать в средствах массовой информации тех предпринимателей, которые испытали неудачи и т. д.